Проблема демаркации научного и вненаучного знания
Самоопределение науки происходило в той культурной среде, благодаря которой стало возможным ее возникновение. Наука сформировалась в недрах философии и осознавала себя как философию. Вместе с философией наука выступала как служанка богословия. Первое отделение науки от богословия происходило как отделение философии от богословия. Научная мысль в условиях Средневековья, в эпоху Возрождения и даже в новоевропейской традиции была отягощена сохраняющимися вненаучными, религиозными, мифологическими представлениями. Эксперимент в значительной мере имитировал магические обряды. По мере развития науки, укрепления ее социального статуса происходило обособление науки от других форм познавательной деятельности. Утверждается идеал «чистой» науки, свободной от донаучных и ненаучных предрассудков. «Очищение» науки от чужеродных элементов заходило так далеко, что выражались сомнения даже о научном статусе гуманитарных наук, поскольку они не соответствовали принципам классического естествознания. Можно констатировать, что отношение науки к различным способам постижения реальности и их результатам носило избирательный и конкретно-исторический характер, поскольку не все, что создается и сохраняется в обыденном познании, этнонауке, паранауке, искусстве, философии в равной мере значимо для развития не только науки, но и культуры в целом. Об отношении науки и обыденного и донаучного знания было сказано во второй главе настоящего труда. Сегодня возрождается интерес науки к арсеналу знаний, формировавшихся веками и тысячелетиями. В современных условиях особую остроту приобретает проблема отношения науки к ряду феноменов вненаучного знания, реальность которых не получила обоснования в соответствии с теми критериями, которые приняты в научном сообществе. Например, большинство ученых - психологов утверждают, что «пси-феномены», на которые ссылаются некоторые энтузиасты парапсихологии, не имеют своей парадигмы и противоречат современной нормальной науке. Названный конфликт между наукой и паранаукой может получить удовлетворительное решение открытием новой парадигмы, способной объяснить природу пси-феноменов и находить более совершенные в техническом отношении средства их исследования. Поэтому наука не должна игнорировать те факты, которые указывают на существование названных феноменов, но подвергать их экспериментальной проверке. Вторая (и не менее важная) задача состоит в демаркации науки и тех форм вненаучного знания, которые недобросовестно пропагандируются и используются для наживы сомнительными личностями, аттестующими себя «магами» и «чародеями», «экстрасенсами» и «парапсихологами» и т. п. Парапсихология определяется как деятельность, имеющая поверхностное или кажущееся сходство с психологией, и варьируется от деятельности, близкой к науке, до откровенного шарлатанства. Притягательность парапсихологии объясняется тем, что она используется как
средство снижения тревоги. Демаркация между научной психологией и парапсихологией осуществляется в двух направлениях: во-первых, профессиональная научная психология требует осуществления строгого контроля за наблюдениями и допускает повторное воспроизведение полученных результатов при четко заданных условиях. Парапсихология опирается на случайные наблюдения, отдельные эпизоды и показания свидетелей, которые, как правило, не воспроизводимы и, следовательно, не достигают профессионального научного уровня.
Наблюдения психологов показывают: в обычной жизни люди oxoti ю принимают в качестве адекватных обобщенные характеристики своей личности, которые могутбытьрезультатомтестирования, гадания поруке (хиромантия) либо экстрасенсорного или астрологического прогноза. Особенно популярны астрологические характеристики людей, которые воспринимаются как комплимент либо окончательный и не подлежащий сомнению приговор. Ложность астрологии была эксперименталь но продемонстрирована психологами Полом Милом и Д. Дж. Патгер соном. Всем испытуемым предлагался один и тот же вариант личной характеристики. При этом испытуемых предварительно информироим ли, что они исследовалась определенным образом, т. е. в соответствии со сложными астрологическими расчетами. Такая «характеристика- принималась испытуемыми как точная оценка, поскольку большинство из утверждений астрологов носят весьма обобщенный характер, а такж< в них всегда находятся описания, которые любой испытуемый считан чертами своего характера. Опасность астрологических прогнозов и хи рактеристик состоит в том, что многие люди придают им слишком боль шое значение и находят в них оправдание своим «слабостям», а так заранее предполагают наличие отрицательных черт у лиц, родившихен, например, в созвездии Скорпиона. Экспериментальное опровержеши астрологических прогнозов получило наименование «Эффект Бари) ма», директора цирка, чьим кредо было: «Каждую минуту на свет пои и ляется простофиля». Действительно, все испытуемые поверили одно!' и той же характеристике! А сколько таких «простофиль» у нас, ограни чивающих диапазон своей уникальной личности набором общих слш сказанных не менее чем три тысячи лет назад!
Ученые искали научного обоснования таких феноменов, как :>ki трасенсорное восприятие, телепатия, телекинез, ясновидение и др. Нм яснилось, что экспериментального подтверждения эти феномены i" получили. Например, известная прорицательница Ванга перед веч чей с Л. И. Брежневым получила от служб, связанных с правительств Болгарии, сведения, позволявшие ей озвучивать предсказания, ни. принимавшиеся ее клиентом как «чудо». Не были эксперимента!!!." подтверждены и явления телепатии и телекинеза. Анализ сновидений показал, что на их основе можно лишь указывать на травмируют" факторы, желания и страхи пациента, никакой предсказательной силы они не имеют.
Наука и специализированное вненаунное знание. В ненаучное- знание представляет собой знание, претендующее на статус научного либо превосходящего научное. Это паранаука, девиантная наука, антинаука. Псевдонаука (паранаука) имеет своим содержанием продукты интеллектуальной деятельности, существующие на грани науки. Таковы уфология, астрология, парапсихология, учение о древних астронавтах, теория космических катастроф и т. п. Сторонники псевдонауки указывают на ограниченность традиционной науки, хотя подчеркивают свою близость к ней. Для пропаганды своих идей они используют тяготение средств массовой информации к сенсациям, их ориентацию на обывательский вкус и неосведомленность аудитории. С этой целью они некритически используют факты, почерпнутые из сомнительных источников, произвольно истолковывают сведения из разнородных литературных текстов. Дли доказательства «безошибочности» своих псевдонаучных построений они составляют согласующийся с их концепцией сценарий или рассказ о якобы имевшем место в действительности событии, используют «свидетелей» или выступают от их имени. К. Г. Юнг в своей работе «О современных мифах» объясняет появление современных мифах н потребностями человека и возможностями их удовлетворения в соплеменных условиях. Он пишет: «Мы осознаем собственное стремление проникнуть во Вселенную; что же касается аналогичного стремления, приписываемого нами внеземным существам, то это - мифологическое попущение, т. е. проекция.
Жажда сенсации и приключений, головокружение, вызванное техническим прогрессом, интеллектуальное любопытство могут показаться достаточными мотивами для наших футуристических фантазий; но импульсы для таких фантазий — особенно когда они обретают столь серьезные формы.... основываются на более глубоких и скрытых причинах, а именно на ситуации отчаяния перед жизнью и на порожденных этой ситуацией потребностях» (Юнг К. Г. О современных мифах. М . 1994. С. 36—37). А это значит, что феномен паранауки должен быть исследован, чтобы понять причины его существования и влияние на массовое сознание.
Антинаука пропагандирует мистические учения, оккультизм, эзотеризм, спиритуализм, представления о тайных природных силах, которые неподвластны традиционному научному исследованию и раскрытии ни лишь с помощью мистического откровения или медитации. Ее функция — дискредитация науки и самореклама как высшего типа знании . кик универсальной отмычки для решения тех проблем, которые все еще не решены наукой.
Под девиантной наукой понимается знание, отклоняющееся от общепринятых в науке норм. Типичный пример деваиантной науки—лысенковщина, противостоящая генетике и подменяющая научное исследование политическими спекуляциями и демагогическими обещаниями семиколосой пшеницы.
Общая особенность всех феноменов ненаучного знания — спекуляция на тяге людей к постижению предельных начал бытия, их интересе к новому и таинственному, надежда найти простые способы решения всех проблем технического, экологического, медицинского, социального и т. п. характера. Например, надежда найти чудодейственные способы лечения болезней побуждает людей обращаться за помощью к услугам сомнительных экстрасенсов, колдунов, «баб Дунь» и тому подобных шарлатанов. Если научное знание является системой обоснованного, доказанного, достоверного знания о мире, которое формировалось в процессе выработки особых средств эмпирического и теоретического исследования, то вненаучное знание не обладает всеми перечисленными особенностями, хотя и играет значительную роль в жизни определенной части людей. Ведь псевдонаука охотно пользуется внешними аксессуарами научного знания: факты, ссылки на многочисленные исследования ученых, якобы подтверждающих их концепцию, попытки апеллировать к практике (чудесное исцеление экстрасенсами и колдунами) и пр. Поэтому проблема демаркации научного и вненаучного знания имеет не только теоретическое, но и практическое значение.