Особенности науки как познавательной деятельности
Наука — сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании и включающая в себя все условия этого производства.
Наука — важнейшая форма развития познания. Она является специализированной областью духовного производства, имеет свой инструментарий познания, свои учреждения, опыт и традиции исследовательской деятельности, систему информирования и коммуникации, экспериментальное и лабораторное оборудование и т. д. Научное познание осуществляется на основе специально разработанных средств и объективировано в форме информации, воплощенной в письменной или устной форме, в разнообразных специализированных искусственно созданных знаках и знаковых системах.
Наука - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. М. М. Бахтин (1895-1973), современный русский философ, особо обращает внимание на объективность научного познания: действительность, входя в науку, сбрасывает с себя все ценностные одежды, чтобы стать голой и чистой действительностью познания, где суверенно только единство истины. Данное рассуждение характеризует объективность как главнейшую, существенную особенность науки. Но абсолютизировать ее нельзя, поскольку ценности и знание взаимно дополняют друг друга, хотя и являются несовместимыми по своей природе отношениями к миру: познание отвечает на вопрос «Что есть мир?» Ценности отвечают на вопрос «Каким он должен быть?» Науке не чужд ценностный, идеологический, философско-мировоззренческий смысл, она определяется в значительной мере нравственностью ученого, его ответственностью за судьбы мира и человечества.
Среди важнейших особенностей науки выделяются идеалы, нормы, принципы, которыми должен руководствоваться ученый. В совокупности они составляют профессиональную этику ученого, являющуюся результатом осмысления ценности личности ученого и его труда, а также свод предписаний, стандартов, канонов, правил, в которых обобщается опыт научного труда и условия его эффективности. Важнейшее назначение этики ученого обеспечение истинного знания, достигаемого благодаря реализации требований к формам получения и доказательства истинности результатов научного творчества. Согласно закону достаточного основания этика ученого не допускает введение в научный оборот сомнительных, непроверенных, недоказанных, не прошедших жесткую апробацию сведений. Нравственные установки ученого строятся на внутреннем побуждении. Но как любые социальные нормы, нормы научной этики получают подкрепление в соответствующих санкциях.
Как познавательная деятельность наука определяет цели исследования, средства и методы получения знания, критерии их надежности
и эффективности, основания познания, осуществляет демаркацию с другими формами познавательной деятельности. Наука реализует предметный и объективный способ рассмотрения мира. Предметом научного исследования могут быть любые фрагменты природы, общества, включая самого человека, но наука изучает их как объекты, существующие и функционирующие по своим естественным законам. Науке присущи такие качества, как системная организация, обоснованность и доказанность. Тем самым в явной или неявной форме происходит самоопределение науки, создается образ науки с ее типологическими особенностями, а также ее обособление от других форм познавательной деятельности. Место, которое занимает наука в обществе, определяется ее особенностями как формы познавательной деятельности, и теми функциями, которые она выполняет в жизни общества и личности. Чтобы определить роль науки в жизни общества, необходимо учитывать особенности научного познания, отличие науки от других форм познания и характер их взаимоотношений. Наука, конечно, вырабатывает свои рекомендации, определяет нормы, правила, и их обоснование для различных форм деятельности. Но и общество предъявляет науке определенные требования, ставит перед наукой задачи, которые необходимо решать. Поиск путей оптимизации научных исследований, выработка критериев эффективности результатов работы ученых — одна из особенностей науки как особой формы познания.