Общее и особенное в познавательной деятельности
Определяя науку как познавательную деятельность, мы обязаны рассмотреть родовые особенности познания как такового, а уже затем обратиться к выявлению отличительных особенностей научного познания.
Познание — это духовная деятельность, содержанием которой является производство нового знания путем использования достижений прошлых поколений. Познание не существует в виде некоторого законченного результата, а есть никогда не прерывающийся процесс. Как определенный вид человеческой деятельности познание испытывает на себе влияние ряда факторов и условий: его содержание определяется объектом познания, а возможности, формы и результаты — субъектом познания. В познании, как и в любой деятельности, формируются средства и методы познания, а результаты подвергаются анализу и оценке. Рассмотрение названных элементов позволяет ответить на ключевые вопросы гносеологии.
Содержание знания и способы его получения в значительной степени определяются объектом познания. Объект познания — некоторый фрагмент реальности, на который направлена познавательная деятельность субъекта. Та часть бытия, которая существует в скрытом от познавательной активности человека состоянии, остается потенци
альным объектом. Поскольку горизонты познавательного опыта человечества постоянно расширяются, постольку обогащается и объем понятия «объект». Данная закономерность раскрывает смысл формулы: «без субъекта нет объекта». Познавательному акту предшествует опыт познания, зафиксированный в языке, а также опыт прошлых чувственных впечатлений индивида, существующий в форме осознаваемых либо не осознаваемых впечатлений и накопленный (как показывают исследования психологов) начиная еще с дородового периода. Иными словами, познавательный акт находит действительность уже обработанной донаучным либо научным мышлением, памятью чувственных впечатлений или деятельностью нашего разума.
Кризис в физике на рубеже XIX-XX веков сделал особенно актуальным проблему определения объекта познания. Попытка эмпириокритицизма элиминировать данную проблему как философскую и не имеющую научного смысла успеха не имела. Сегодня данная проблема решается введением и использованием понятия «реальность». Данное понятие призвано подтвердить наличие некоторого объекта, являющегося предметом конкретного исследования. Соображение здравого смысла указывает нам на объективное существование некоей реальности, являющейся содержанием наших мыслей. В философии эта реальность, т. е. объект нашего познания, мыслится в понятии бытия. Бытие как реально существующее противоположно небытию. Бытие как реальность существует не только в форме природного материального мира, бытием является и человеческая жизнь, наделенная всеми атрибутами человечности, и явления культуры, сознания. Затруднения в определении объема понятия «объект» вызывает и его неразрывная связь с субъектом. Объект познания не есть нечто внеположное субъекту, ибо познающий находится внутри той реальности, которую он должен познать. Это может быть мир идей, явление природы, человеческая мысль или сам процесс постижения реальности. Когда какое-либо явление вовлекается в орбиту жизнедеятельности человека, делается значимым для него, оно становится предметом познания. Особенности объекта познания, его значимость для человека влияют на формирование духовных потребностей, вызывают интерес познающего субъекта. Три области познания привлекают внимание человека: мир природы, мир социума и внутренний мир человека. Им соответствуют три познавательных феномена: объяснение, понимание и рефлексия, связанные друг с другом. В процессе познания необходимо выделить роль субъективного фактора, т. е. те компоненты знания, которые не выводимы из объекта познания, но которые могут быть объяснены особенностями познающего субъекта. Некоторые мыслители прошлого были склонны абсолютизировать роль субъекта в познании. Например, И. Кант утверждал, что наше знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша познавательная способность дает от себя самой. При этом Кант понимает субъективность познания какта-
кую способность, благодаря которой не субъект, познавая, открывает объективные законы, а, напротив, объект становится познаваемым по законам субъекта. Свою точку зрения Кант сравнивает со способом мышления, аналогичным гипотезе Коперника. (Напомним, что Коперник перевернул привычное видение мироздания, рассчитав математически, что не Солнце вращается вокруг Земли, а, напротив, Земля вращается вокруг Солнца).
В познании субъект и объект противостоят друг другу как постигающее и постигаемое. В процессе познания объект так или иначе становится частью нашего опыта, опыта познающего субъекта. Но объект познания остается относительно независимым от субъекта, так как его существование не определяется только тем, что в данный момент он является предметом познавательной деятельности человека. Относительно независим от объекта и субъект, поскольку его деятельность активна, осмысленна и произвольна (в смысле свободы его воли относительно выбора объекта познания и стратегии его осуществления). Поэтому в объекте всегда остается нечто непознанное субъектом, а результат познания отмечен субъективными способностями познающего.
Субъект познания может быть понят как индивид, личность, обладающая особыми способностями, его достоянием является личностное знание. Но поскольку познание всегда опирается на ранее полученный опыт, постольку субъект может быть рассмотрен как носитель коллективного опыта. А это значит, что субъект познания может быть понят как родовое существо, обладающее общечеловеческими качествами. Поэтому и познание обнаруживает свою зависимость от родовых характеристик человека, его познавательных способностей, а также тех структур сознания, которые обусловливают формы познавательной деятельности, сохранение и трансляцию знаний последующим поколениям.
Современная философия науки рассматривает познание в контексте исследования познавательных способностей человека, как одного из оснований познания вообще, а также в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Она опирается на широкий спектр результатов, полученных в сфере психологии и антропологии, которые раскрывают общие закономерности познания и их проявление в научном познании. Общеизвестно, что в познании участвуют чувственность и разум. Понятие чувственности охватывает эмоционально-образную сферу психической деятельности: интерио- ризация образов реальности и последующее распознавание при непосредственном контакте с их аналогами; эмоциональный тон ощущений и восприятий; сложные проявления эмоциональности (чувство it собственном смысле — страх, агрессия, радость, гнев и т. п.); формы чувственного познания — ощущение, восприятие, представление. Научные и философские представления о характере человеческой чувственности и разума и их функциях в познании претерпевают
значительные изменения. В противовес механистической трактовке ощущений, которая выражена в формуле В. И. Ленина «материя воздействует на органы чувств и производит ощущение», современная экспериментальная психология раскрывает человеческую чувственность как сложный гетерогенный процесс активного взаимодействия человека и мира. Согласно исследованиям академика П. В. Симонова чувства обусловлены потребностями личности и наличной информацией о возможности их удовлетворения: положительные чувства возникают при избытке получаемой информации (радость открытия), отрицательные - при отсутствии знания о том, как удовлетворить свои насущные потребности (отрицательные эмоциональные состояния). Познавательная функция эмоцйй — активация деятельности коры головного мозга, «разлитое возбуждение», при котором «замыкаются» неожиданные связи между разнородными следами прошлых впечатлений, в результате чего возможно интуитивное схватывание глубинной сущности объекта, «инсайт», «озарение». Если эмоции создают тон ощущений, активизируют познавательный процесс, то ощущения, восприятия и представления выступают как непосредственные инструменты познавательной ориентирующей функции. Ощущение воспроизводит специфические образы отдельных раздражителей, вычленяемых из массы разнородных сигналов внешней среды. (И. П. Павлов называл органы чувств «анализаторами», поскольку устройство органов чувств представляет собой своеобразную модель воспринимаемых процессов природы). В отличие от ощущений восприятие создает целостный образ объекта, оно осмысленно, константно, предметно. Восприятие - сложный гетерогенный процесс, включающий выдвижение перцептивных гипотез, категоризацию, наименование (включение понятийного аппарата), комбинирование разнородных сигналов. Необходимым условием формирования образа восприятия является возникновение знаковой ситуации, являющейся посредником между внешним миром и чувственными впечатлениями. «Значения преломляют мир в сознании человека», — данное утверждение академика А. Н. Леонтьева схватывает существенную особенность как человеческой чувственности, так и его рациональной сферы. Представление — результат чувственного опыта, способность накапливать в памяти и свободно воспроизводить чувственные образы объектов, которые в данный момент непосредственно не наблюдаются.
Ощущения и восприятия расценивались в традиционной гносеологии как исходные, с которых начинается познавательный процесс: от живого созерцания — к абстрактному мышлению, а от него - к практике — таков путь познания, предначертанный В. И. Лениным. Значительные коррективы в наши представления о роли чувственного и рационального моментов в познании внесли исследования физиологии и психологии высшей нервной деятельности. В частности, чувственное и рациональное познание не рассматриваются как поэтапные моменты познавательного процесса, но характеризуются как стороны
целостного когнитивного акта. Так, чувственное познание выступает как единство сенсорных данных и мышления, включает не только чувственно фиксируемые образы или «изображения», но и знаковые ситуации, имеющие культурно-историческую природу. Большинство явлений материального мира недоступны органам чувств человека (радиоактивное излучение, электромагнитное поле, гравитационное, электростатическое, магнитные поля, ультразвук, инфракрасное излучение и т. д.) Для их восприятия человек использует приборы, познает их теоретически. Поэтому человеческое познание, как правило, выходит за пределы чувственного опыта, осмысляет и репрезентирует исследуемый объект и свое идеальное видение его. Так, звуковые колебания приводят в соответствующее колебание барабанной перепонки, а внутреннее ухо («улитка») приставляет собой натянутые волокна, которые подобно камертону колеблются в соответствии с длиной волны; каждая «струна» «настроена» на определенную длину волны. Это говорит о том, что наше восприятие тесно связано с нашей биологической структурой, которая формировалась в процессе взаимодействия живых организмов и среды. Но человек воспринимает далеко не все звуковые колебания: основной диапазон воспринимаемых звучаний сосредоточен в области речевых звуков! Это свидетельствует о недостаточности биологического объяснения органов чувств человека и предполагает понимание их социокультурной природы. Традиционно восприятие рассматривалось как отражательная процедура, в процессе которой складывается чувственный образ, отвечающий критериям соответствия, адекватности. Очевидно, что наши ощущения, будучи результатом взаимодействия субъекта и объекта, являются свидетельством существования мира и его свойств (хотя и Локк, и особенно Юм, каждый по-своему выражали скептицизм по этому поводу). Однако, как показывают исследования, названных сенсорных данных недостаточно для различения реальности и иллюзий. Например, произведения Сальвадора Дали зачастую построены таким образом, что в зависимости от концентрации нашего внимания на деталях картины мы можем увидеть различные'сюжеты. Не только в западной, но и в отечественной психологии было показано, что в структуре восприятия участвуют процедуры смыслообразования и логики (см., в частности: Пузырей А. А. Смыслообразование в процессах перцептивной деятельности (на материале псевдоскопического зрения // Восприятие и деятельность. М., 1976. С. 317). Таким образом, было продемонстрировано, что материал ощущений подвергается в процессе восприятия различным способам переработки не отражательного характера. Эти операции следующие: выбор, категоризация, интерпретация, используемые для выдвижения перцептивных гипотез, предсказывающих новые свойства объектов с последующей апробацией выдвигаемых предположений. Восприятие — процедура, фундаментальным условием которой является целостный человек с его системой биологических и социальных свойств: культурно-исторических, лич-
ностных, ценностных ориентаций, предметно-практических навыков и опыта. Таким образом, исследование восприятия психологами и физиологами высшей нервной деятельности показали, что восприятие вовсе не является копированием действительности и не сводится к простым отражательным процедурам. Поэтому традиционные критерии адекватности чувственного восприятия постоянно уточняются, и на передний план выходят выдвижение гипотез, понятий, обеспечивающих интерпретацию и осмысление.
Место понимания в познавательной деятельности также раскрывает новое видение познания. Понимание в семантической концепции означает приписывание смысла объектам (природы или культуры) либо выявление смысла предметов культуры, которые заданы их создателями. Понимание в структуре чувственного восприятия сообщает восприятию качество целостности и осмысленности. В отечественной философии советского периода игнорировалась двойственная природа рациональности, традиционно рассматриваемая в истории мировой и русской философии дореволюционного периода. Например, И. Кант различает рассудок и разум, теоретический и практический разум, чистый разум и рассудок. По мнению Канта, рассудок имеет своим предметом конечное и обусловленное, подводит созерцание под категории; осуществляет упорядочивающую и систематизирующую функцию в мышлении. Ограниченность рассудка Гегель видел в том, что, создавая по законам понятия и абстракции различного рода и оперируя ими по заданной схеме и правилам, рассудок не вникает при этом в содержание и природу тех и других: это некритический рассудок. В отличие от рассудка разум имеет своим предметом бесконечное и безусловное; он обладает способностью давать принципы, особое значение имеют теоретические принципы, обладающие всеобщим и необходимым характером, т. е. априорные предпосылки, предшествующие опыту и не зависящие от него. Разумное познание предполагает рефлексию, т. е. содержательную критическую оценку правил оперирования своими априорными предпосылками. Если рассудок дискурсивен, т. е. действует только по правилам логической дедукции, то разум опирается не только на логику, но и на интуицию, творчески активное начало, может ломать нормы и правила, старую логику и создавать новую, которая в рамках рассудка может восприниматься как безумие. Представительство рассудка и разума соответствует строению мозга: левое полушарие рассматривается как носитель рассудочного мышления. Оно создает однозначный контекст в виде строго упорядоченной, логически организованной системы. Это упрощенная модель реальности, где из множества связей представлены только немногие, однозначные, внутренне непротиворечивые, наиболее значимые и стабильные. Упрощение и неполнота позволяют достичь наименьшего искажения реальности. Правополушарное мышление - образное, его функция - одномоментное схватывание действительности, формирование целостного полнокровного образа, для него характерны многозначность
элементов образа, ассоциации с прошлым опытом. Правополушарное мышление обращено преимущественно к познанию сложных и противоречивых связей, несводимых к однозначному контексту, многие связи при этом остаются неосознанными. Неосознаваемая информация, интуиция способствуют формированию пред-знания, пред- понимания, а формируемый образ вербализуется с трудом, понимание осуществляется как инсайт, озарение, зачастую являющееся мощным прорывом в неизведанное (См. Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997). Формы абстрактного мышления — понятие, суждение, умозаключение. Целостность человека, целостность его познания обусловливают единство и взаимодополнение чувственного и рационального, рассудка и разума. Чувственное и рациональное являются сторонами единого нерасчленимого на составные части процесса. Лишь в абстракции мы можем рассматривать чувственное познание, отвлекаясь от участия в нем рационального момента и, наоборот, образы чувственного познания непосредственно вовлечены в мыслительную деятельность человека.
Всякое познание располагает собственными средствами и имеет собственный язык описания результатов познания. Например, обыденное познание опирается непосредственно на практическую деятельность людей, а знание выражается в естественном языке. Результаты познания оцениваются людьми, что обусловливает либо включение знаний в арсенал духовной культуры, либо его забвение.
К числу неустранимых атрибутов познания относятся вера, убеждения, понимание, установка, этические аспекты и познавательные традиции. Их влияние обнаруживается во всех видах знания.
Познание предполагает использование многообразных форм коммуникации, являющейся необходимым условием передачи опыта последующим поколениям. Устная трансляция сказаний, мифов, народных примет дополнялась всевозможными изображениями, а также показом, примером, системой ритуальных действий. Возникновение письменности как одного из важнейших средств коммуникации способствовало профессионализации познания. В XX веке получают небывалый размах средства массовой коммуникации, создаются специальные институты, служащие задаче упорядочивания научной коммуникации, и завершается процесс институализации науки.
Такова в целом структура познавательной деятельности. Все названные условия и элементы познания характеризуют как научные, так и ненаучные формы познания. Но наука имеет и черты, отличающие ее от других форм познания. Наука как вид познавательной деятельности вырабатывает собственные методы познания, собственные критерии оценки полученного знания, особые регулятивы познавательной деятельности, она обеспечивает технический прогресс, занимает особое место в культуре общества, что определяет ее особенность как социального института. >