Часть и целое

Часть и целое — философские категории, выражающие слож­ное строение любой вещи, которая состоит из более простых вещей, связанных между собой в некоторую относительно неделимую сово­купность. Предметы, образующие вещь (целое), составляют ее части. Связь, которая объединяет части, составляющие целое, сообщает предмету свойство целостности, т. е. наличие интегративных свойств и закономерностей, присущих целому, но не присущих составляющим целое частям в их разобщенности. Следовательно, целое есть единство частей, существующее благодаря их взаимосвязи, устойчивый харак­тер которой выражается в структуре данного целого.

Понятия целого и части были известны уже в древнегреческой фи­лософии, трудность состояла в разрешении противоречий, возникав­ших при определении подходов к исследованию целого. Известно, что Декарт в своих рассуждениях о методе рекомендует начинать иссле­дование любого предмета с разделения его на столько частей, сколько это необходимо для решения познавательной задачи. Следовательно, целое — сумма частей? Это верно лишь отчасти, поскольку целое не может быть сведено к простой сумме составляющих его частей. На­пример, здание не получится, если свалить в кучу груду строительных материалов. Противоположная точка зрения сводится к признанию приоритета целого. В этом случае познание целого предшествует по­знанию частей. Однако свойства частей также невыводимы из цело­го, как специфика целого не выводима из составляющих его частей. В результате сформировались антиномии целостности, удовлетвори­тельное разрешение которых было затруднительно, поскольку каждое из противоречащих утверждений могло быть доказано на примерах из практики и опровергнуто также на примерах из практики. Так, положе­нию, что целое есть сумма частей, противоречит противоположение - целое больше суммы составляющих его частей. Утверждению: части предшествуют целому «противоречит утверждение» «целое предше­ствует своим частям», так как сообщает им новые свойства. В методо­логии познания названные антиномии также реализуются в противо­положных познавательных установках: «целое познается через знание частей», а противоположение гласит: «части как продукт расчленения целого могут познаваться лишь на основе знания о целом». Иллюстра­цией парадоксов целостности является, в частности, следующее явле­ние: вес каждого атомного ядра несколько меньше, чем суммарный вес его составных частей. Это явление называется «дефектом массы», объ­ясняемой эквивалентностью массы и энергии. Как объяснить это яв­ление с точки зрения парадоксов целостности? Разрешение названных противоречий предполагает признание единства противоположных представлений о связи части и целого. Действительно, часть зависит от целого, получает от целого новые свойства. Целое также зависит от частей, но в еще большей степени — от характера связи между ними.

Типы целостности. Характер связи частей обусловливает каче­ственную определенность целого, его целостность. Под целостностью понимается такая связь частей, которая обеспечивает единство частей целого, благодаря чему оно получает свойство системности, органи­зованности. Тип связи частей определяет тип целостности. Струк­турная (связь строения), функциональная (характеризующая способ функционирования предмета), генетическая типы связи образуют со­ответствующие типы целостности. Различают также следующие виды целостности:

Механическое целое. Здесь имеет место сравнительно слабая зави­симость части от целого и значительная зависимость целого от части. Например, колесо или руль автомобиля — части, без которых автомо­биль не поедет, но которые свободно могут существовать в своем каче­стве независимо от автомобиля.

Неорганическое целое. Здесь зависимость частей от целого возрас­тает, а зависимость целого от части уменьшается. Устойчивая связь ча­стей позволяет каждому элементу сохранять свои свойства и оставать­ся относительно неизменным. Например, электрон и в составе атома, и вне его (как направленный поток движущихся электронов) остается практически тем же.

Органическое целое. В органическом мире имеет место не только координация частей, но и их субординация. Вне целого части органи­ческих систем не существуют. Еще Аристотель отмечал, что рука, отде­ленная от тела, лишь по названию рука. Классификация типов и видов целостности показывает, что природа целого познается не только че­рез познание составляющих его частей, но и познание характера свя­зей между частями.