Базовые понятия диалектики
Вещь. В повседневной жизни у каждого человека формируется определенный житейский опыт и самые общие представления о мире, в котором он живет. Уже ребенок выделяет отдельные вещи, хочет их потрогать и подержать в руках. Так неосознанно, стихийно складывается впечатление, что нас окружает множество различных вещей, обособленных друг от друга: деревья и рыбы, дома и животные, горы и звезды... В философском смысле вещь — часть бытия, имеющая относительно самостоятельное и относительно устойчивое существование. В понятии вещи раскрываются дискретность, относительная самостоятельность и качественная определенность любого явления бытия — идет ли речь о природе, обществе, человеке или о его сознании. Как часть бытия вещь неделима, непрерывна, характеризуется целостностью и постепенностью изменения ее состояний, многообразием внутренних связей ее элементов. Вещь характеризуется целостной совокупностью свойств, через посредство которых она связана и взаимодействует с другими вещами. Относительная самостоятельность и относительная неизменность вещи означает, что не существует вещей, не связанных с другими вещами и остающимися неизменными. Как сказал поэт, «все в мире связано вокруг, примеры мы не будем множить, цветка ты не заденешь вдруг, чтобы звезды не потревожить»... Это, конечно, поэтическое понимание связи. А как определяется понятие связи в философии?
Связь. В философии связь определяется как специфическое отношение, при котором наличие, отсутствие или изменение одних объектов является условием наличия, отсутствия или изменения других. Возможно ли существование связей там, где объекты лишены дискретности, оформленности и относительной самостоятельности? Очевидно, где нет расчлененности, вещной оформленности, там невозможно предположить и наличие связи. Поэтому категория всеобщей связи раскрывается в понятиях «вещь», «прерывность», «непрерывность», «бесконечность», «неисчерпаемость». Философское понимание бытия, опирающееся на современное научное знание, раскрывает универсальную целостность мироздания, единство мира. Формой познания универсальных связей бытия и являются категории диалектики.
Классификация связей. Универсальность связей реализуется в многообразии их типов и видов. Классификация связей осуществляется по разным основаниям. Выделяются, в частности, такие типы связей, как односторонние и взаимные, прямые и косвенные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние. По объему связи могут быть всеобщими, особенными и специфическими. По содержанию различают связи генетические, функциональные, структурные, энергетические, вещественные, информационные и т. д. Все многообразие связей не может быть исследовано какой-либо одной отраслью науки. Определенные их виды составляют предмет специальных наук. Диалектика изучает наиболее общие, существенные, универсальные связи, присущие всем процессам бытия. Особое значение наука придает внутренним, необходимым, существенным, устойчивым, повторяющимся связям, составляющим универсальные законы бытия. Всеобщие связи раскрываются в категориях диалектики.
Основание связи. Следует различать понятия связь, основание связи и условия связи. Основанием связи является некоторое свойство, признак или отношение, делающее возможным ее возникновение. Наличие основания необходимо, но недостаточно для установления связи, поскольку ее реализация происходит не всегда, а лишь в определенных условиях. Условия — это прежде всего среда, в которой предмет находится, которая может быть благоприятной, либо неблагоприятной для установления связи. Условием возникновения связи может быть и внутреннее состояние вещи, создающее предрасположенность к установлению связи. Сами по себе условия не могут быть причиной установления связи, они лишь способствуют, либо препятствуют ее возникновению. Связь между вещами образуется по какому-либо конкретному основанию. Общее основание образует и общую линию связи между разнородными объектами, имеющими некоторое общее основание. К примеру, в нашей стране есть лица, владеющие собственностью, оцениваемой в миллиарды долларов. В интересах сохранения этой собственности наши «олигархи» объединяются в политические группировки, группы «давления», оказывают огромное влияние на политический климат в стране. Но по другим основаниям (этническим, региональным и прочим) они могут и не быть связаны. Таким образом, линия связи в данном примере является основанием, а иные признаки — условиями возникновения связи. Взаимосвязь носит всеобщий характер, свойственна всему бытию в целом. Поэтому понятие связи
является одним из наиболее общих в диалектике. Все другие категории характеризуют конкретные виды взаимосвязи.
Движение. Понятие связи раскрывается через понятия взаимодействие, движение, отношение. В Современном философском словаре (Под ред. В. Е. Кемерова. М., 2004. С. 497) отношение определяется как «способ сопричастного бытия вещей как условие и реализация скрытых в них свойств». В данном определении выделяются следующие моменты, характеризующие отношение: во-первых, причастность, сближение, единение, приобщение вещей друг к другу. Во- вторых, отношение выступает как способ реализации, т. е. приведение в действие имеющихся у предмета свойств. В-третьих, благодаря отношению как единению предметов рождается кооперативный эффект, т. е. взаимоизменение состояний вещей, при котором скрытые до момента отношения свойства вещей передаются друг другу и раскрываются, становятся явными. Отношение предполагает, с одной стороны, взаимосвязь, а с другой — обособленность вещей. Связь, возникающая и результате воздействия вещей друг на друга и вызывающая их взаимные изменения, называется взаимодействием. Взаимодействие означает взаимозависимость вещей, их взаимовлияние и взаимоизменение. Но изменение — синоним философского понятия движения. Следовательно, признание всеобщей связи с необходимостью приводит нас к признанию всеобщего характера изменчивости бытия. Движение, понимаемое как изменение вообще, охватывает все мироздание, все в мире в определенный момент возникает, эволюционирует, изменяется и исчезает (умирает, гибнет, уничтожается). Значит, любое явление имеет свою историю. И потому исторический подход к исследованию явлений природы и общества необходим. Изменения неодинаковы по своему характеру и направленности. Можно выделить хаотичные изменения, круговороты, механическое перемещение тел в пространстве. Особым типом изменения является развитие. Характеристика всеобщих связей как источника изменения и развития дополнится категориями диалектики, крторые дают всестороннюю картину движущегося, эволюционирующего мироздания.