Базовые понятия диалектики

Вещь. В повседневной жизни у каждого человека формируется определенный житейский опыт и самые общие представления о мире, в котором он живет. Уже ребенок выделяет отдельные вещи, хочет их потрогать и подержать в руках. Так неосознанно, стихийно склады­вается впечатление, что нас окружает множество различных вещей, обособленных друг от друга: деревья и рыбы, дома и животные, горы и звезды... В философском смысле вещь — часть бытия, имеющая отно­сительно самостоятельное и относительно устойчивое существование. В понятии вещи раскрываются дискретность, относительная самосто­ятельность и качественная определенность любого явления бытия — идет ли речь о природе, обществе, человеке или о его сознании. Как часть бытия вещь неделима, непрерывна, характеризуется целост­ностью и постепенностью изменения ее состояний, многообразием внутренних связей ее элементов. Вещь характеризуется целостной со­вокупностью свойств, через посредство которых она связана и взаимо­действует с другими вещами. Относительная самостоятельность и от­носительная неизменность вещи означает, что не существует вещей, не связанных с другими вещами и остающимися неизменными. Как сказал поэт, «все в мире связано вокруг, примеры мы не будем мно­жить, цветка ты не заденешь вдруг, чтобы звезды не потревожить»... Это, конечно, поэтическое понимание связи. А как определяется по­нятие связи в философии?

Связь. В философии связь определяется как специфическое отно­шение, при котором наличие, отсутствие или изменение одних объ­ектов является условием наличия, отсутствия или изменения других. Возможно ли существование связей там, где объекты лишены дискрет­ности, оформленности и относительной самостоятельности? Очевид­но, где нет расчлененности, вещной оформленности, там невозможно предположить и наличие связи. Поэтому категория всеобщей связи раскрывается в понятиях «вещь», «прерывность», «непрерывность», «бесконечность», «неисчерпаемость». Философское понимание бы­тия, опирающееся на современное научное знание, раскрывает уни­версальную целостность мироздания, единство мира. Формой познания универсальных связей бытия и являются категории диалектики.

Классификация связей. Универсальность связей реализуется в мно­гообразии их типов и видов. Классификация связей осуществляется по разным основаниям. Выделяются, в частности, такие типы связей, как односторонние и взаимные, прямые и косвенные, непосредствен­ные и опосредованные, внутренние и внешние. По объему связи могут быть всеобщими, особенными и специфическими. По содержанию различают связи генетические, функциональные, структурные, энер­гетические, вещественные, информационные и т. д. Все многообразие связей не может быть исследовано какой-либо одной отраслью науки. Определенные их виды составляют предмет специальных наук. Диа­лектика изучает наиболее общие, существенные, универсальные связи, присущие всем процессам бытия. Особое значение наука придает вну­тренним, необходимым, существенным, устойчивым, повторяющим­ся связям, составляющим универсальные законы бытия. Всеобщие свя­зи раскрываются в категориях диалектики.

Основание связи. Следует различать понятия связь, основание связи и условия связи. Основанием связи является некоторое свойство, при­знак или отношение, делающее возможным ее возникновение. Нали­чие основания необходимо, но недостаточно для установления связи, поскольку ее реализация происходит не всегда, а лишь в определен­ных условиях. Условия — это прежде всего среда, в которой предмет находится, которая может быть благоприятной, либо неблагоприят­ной для установления связи. Условием возникновения связи может быть и внутреннее состояние вещи, создающее предрасположенность к установлению связи. Сами по себе условия не могут быть причиной установления связи, они лишь способствуют, либо препятствуют ее возникновению. Связь между вещами образуется по какому-либо кон­кретному основанию. Общее основание образует и общую линию связи между разнородными объектами, имеющими некоторое общее осно­вание. К примеру, в нашей стране есть лица, владеющие собственно­стью, оцениваемой в миллиарды долларов. В интересах сохранения этой собственности наши «олигархи» объединяются в политические группировки, группы «давления», оказывают огромное влияние на по­литический климат в стране. Но по другим основаниям (этническим, региональным и прочим) они могут и не быть связаны. Таким образом, линия связи в данном примере является основанием, а иные призна­ки — условиями возникновения связи. Взаимосвязь носит всеобщий характер, свойственна всему бытию в целом. Поэтому понятие связи

является одним из наиболее общих в диалектике. Все другие категории характеризуют конкретные виды взаимосвязи.

Движение. Понятие связи раскрывается через понятия взаимодей­ствие, движение, отношение. В Современном философском словаре (Под ред. В. Е. Кемерова. М., 2004. С. 497) отношение определяется как «способ сопричастного бытия вещей как условие и реализация скрытых в них свойств». В данном определении выделяются следую­щие моменты, характеризующие отношение: во-первых, причаст­ность, сближение, единение, приобщение вещей друг к другу. Во- вторых, отношение выступает как способ реализации, т. е. приведение в действие имеющихся у предмета свойств. В-третьих, благодаря от­ношению как единению предметов рождается кооперативный эффект, т. е. взаимоизменение состояний вещей, при котором скрытые до мо­мента отношения свойства вещей передаются друг другу и раскрыва­ются, становятся явными. Отношение предполагает, с одной стороны, взаимосвязь, а с другой — обособленность вещей. Связь, возникающая и результате воздействия вещей друг на друга и вызывающая их взаим­ные изменения, называется взаимодействием. Взаимодействие означает взаимозависимость вещей, их взаимовлияние и взаимоизменение. Но из­менение — синоним философского понятия движения. Следовательно, признание всеобщей связи с необходимостью приводит нас к признанию всеобщего характера изменчивости бытия. Движение, понимаемое как изменение вообще, охватывает все мироздание, все в мире в опреде­ленный момент возникает, эволюционирует, изменяется и исчезает (умирает, гибнет, уничтожается). Значит, любое явление имеет свою историю. И потому исторический подход к исследованию явлений природы и общества необходим. Изменения неодинаковы по своему характеру и направленности. Можно выделить хаотичные изменения, круговороты, механическое перемещение тел в пространстве. Особым типом изменения является развитие. Характеристика всеобщих связей как источника изменения и развития дополнится категориями диалек­тики, крторые дают всестороннюю картину движущегося, эволюцио­нирующего мироздания.