Неопозитивизм
Неопозитивизм - наиболее влиятельное учение современной западной философии. И это не случайно: неопозитивизм обратился к разрешению многих теоретических и методологических проблем философии и науки, возникших в XX веке в связи с ее бурным развитием. Первоначально идеи неопозитивизма вызревали в деятельности Венского кружка, созданного на кафедре натуральной философии Венского университета, которую возглавлял Э. Мах. Не случаен интерес представителей Венского кружка к проблемам методологии науки, и совершенно не случайно, что они разделяли важнейшие предпосылки эмпириокритицизма. Интерес представителей неопозитивизма сосредоточивается на философско-методологических проблемах науки: структура науки и строение научного знания; отношение между научными высказываниями на эмпирическом и теоретическом уровнях; специфика науки и научных высказываний; критерии и возможности определения научности понятий и суждений, демаркация науки и не- науки. Основная задача представителей Венского кружка состояла в поиске критериев достоверности знания и базисных оснований научного познания. Между сторонниками неопозитивизма, ядро которого составили представители Венского кружка, и представителями аналитической философии (Дж. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн)
много общего. Представители аналитической философии рассматри- илли структуру научного знания как тождественную со структурой классической экстенсиональной логики. В контексте такой логики (ш шсное основание знания представляют атомарные предложения, которые, соединяясь, образуют молекулярные предложения со все (более сложной структурой. Основателями аналитической философии ьыли Б. Рассел и Дж. Э. Мур. Рассел создал развернутую теорию логического анализа как метода перевода знания на более точный язык и распространил метод логического анализа на теорию познания и на решение философских проблем. Под влиянием идей Рассела находился it первый период своего творчества JI. Витгенштейн. Ему принадлежит мысль, что границы языка совпадают с границами мира. Поэтому могическая структура языка создает основу для обозначения фактов. Псе, что находится за пределами фактов, невыразимо и бессмысленно. Гаковы, по мнению Витгенштейна, религиозные, эстетические, философские предложения. Осмысленными считаются предложения, подтверждаемые показаниями органов чувств. Философские предложения не проверяемы органами чувств, следовательно, они бессмысленны. Аналитическая философия обращается к анализу предложений естественного языка, сопоставлению логической и грамматической формы предложений, проблеме соотношения смысла и значения, логике пауки. Второй период творчества Витгенштейна связан с его отказом от концепции априорной природы языка. Он предложил пересмотреть референциальную1 теорию значения теорией значения как употребления слов в рамках «языковой игры». По существу, под языковой игрой мыслится контекстуальное значение знака. Любое слово имеет значение лишь в контексте его употребления в конкретном предложении. Теория Витгенштейна — один из источников лингвистической философии, проясняющей повседневное, естественное словоупотребление.
В отличие от аналитической философии неопозитивизм в качестве атомарных единиц познавательного процесса считает факты, установленные в чувственном восприятии. И это не случайно, поскольку весь позитивизм строится на безоговорочном признании тождества наших ощущений и реальности: то, что дано в чувственном восприятии, достоверно. Один из важнейших представителей логического позитивизма - Р. Карнап. Он полагал, что абсолютный предел логического анализа — это эмпирическое знание, поскольку «чистый» опыт и абсолютно неопровержимый базис знания составляет класс элементарных протокольных предложений, описывающих результаты опыта. Сводимость к протокольным предложениям является главным критерием истинности и осмысленности всех других предложений науки. Высказывание имеет значение, если оно может быть верифицировано, т. е. сведено к протокольным предложениям. Те высказывания, которые не могут быть верифицированы, должны быть устранены из нау
[1] Референт - предметное значение знака.
ки как бессмысленные. В дальнейшем Р. Карнап попытался смягчить эти жесткие требования путем введения правил соответствия, благодаря которым может быть установлена связь теоретических терминов и терминов наблюдения. Карнап ставил своей целью выявить единство знания, обусловленного эмпирической однородностью языка всех наук. Задаче построения унифицированного языка всех наук была посвящена его «Энциклопедия унифицированной науки». Он оставил значительное наследие в области логики, в исследованиях по теории вероятности, логического синтаксиса и семантики.
В соответствии с традиционным для позитивизма негативным отношением к философии неопозитивизм считает необходимым освободить науку от каких бы то ни было влияний «метафизики», т. е. онтологии и философии в целом. Неопозитивизм не просто отвергает философию, мотивируя это сциентистской ориентацией классического позитивизма, он подвергает критике философские высказывания, как бессмысленные. Философия - не наука и не может быть наукой. Все необходимое знание о мире возможно лишь в рамках частных наук, и философия не может ничего добавить к тому, что установлено наукой. Философия рассматривает вопросы миропонимания и выполняет особые функции в культуре, не осуществляемые специальным научным знанием. Но для современной науки актуальным является не миропонимание, а его отражение в языке. Поэтому философия призвана осуществлять анализ знаково-символических средств науки, и подлинным предназначением философии является логический анализ языка науки. Философия объясняет утверждения, наука их проверяет. Философия имеет дело не только со значениями слов языка, но и с формальными правилами их использования. Обращение к проблеме языка науки — реакция на реальные запросы современного теоретического познания. Каковы возможности языка в выражении знания? Отвечая на данный вопрос, позитивисты опираются на утверждение Витгенштейна об изоморфности языка и окружающего нас мира. Поэтому все, что устанавливается эмпирически и выражается в протокольных атомарных предложениях, достоверно и составляет эмпирический базис науки, так как все подлинно научное знание можно свести к чувственным данным. Неопозитивизм разрабатывал процедуры верификации, которая предполагает редукцию к фактам, фактически же — к предложениям, описывающим факты. Эти предложения, содержащиеся в протоколах научных экспериментов (протокольные предложения) являются не фактически первичными, а логически первичными. Однако невозможность существования неинтерпретиро- ванных фактов делает невозможным и переход от чувственных данных к протокольным предложениям.
Неопозитивисты различают два типа эмпирических предложений: непосредственные высказывания о фактах (атомарные протокольные предложения) и предложения, являющиеся следствием элементарных. Теоретический уровень научного познания формируется на
основе индуктивных обобщений и гипотетических предположений. Проверка теоретических знаний осуществляется по принципу верификации: следствия, выводимые из общих теоретических положений, промеряются экспериментально, и если предсказания истинны, то иски I па и теория. Иными словами, логический вывод из данного модуса уптино-категорического силлогизма имеет вероятностный характер и требует максимального количества подтверждающих фактов. Принцип перификации требует, чтобы теоретические положения подтверждения фактами. Но факты также имеют разную степень достоверности и, значит, не могут быть надежной гарантией истинности знаний. 1мким образом, несмотря на известную убедительность принципа перификации, он не является универсальным. Мы не можем верифицировать понятие виртуальной частицы, состояние нашей галактики » прошлом и будущем. Но самое главное — ни одно общее суждение не может считаться истинным, поскольку для его проверки необходима полная индукция, т. е. бесконечное число фактов. Поскольку проблемы и противоречия, возникшие в процессе обсуждения его постулатов и требований, не были устранены и не могли быть решены, неопо- 1и гивизм уступил место новым концепциям, лучше согласующимся е логикой и ростом научного знания.
Как видим, со времен античности и до наших дней существовал устойчивый интерес к проблеме познания в целом, обоснования научного познания, критериев его истинности. Особенно остро эти проблемы заявляли о себе в периоды научных революций, в частности, ре- иолюции XVII—XVIII веков и в революции в науке конца XIX— начала XX века. Интерес к проблеме выработки критериев научности и рациональности, концентрация внимания на проблемах логики и методо- ногии науки в XX веке завершились формированием философии науки как дисциплины.