Неопозитивизм

Неопозитивизм - наиболее влиятельное учение современной за­падной философии. И это не случайно: неопозитивизм обратился к разрешению многих теоретических и методологических проблем философии и науки, возникших в XX веке в связи с ее бурным раз­витием. Первоначально идеи неопозитивизма вызревали в деятельно­сти Венского кружка, созданного на кафедре натуральной философии Венского университета, которую возглавлял Э. Мах. Не случаен инте­рес представителей Венского кружка к проблемам методологии науки, и совершенно не случайно, что они разделяли важнейшие предпосыл­ки эмпириокритицизма. Интерес представителей неопозитивизма со­средоточивается на философско-методологических проблемах науки: структура науки и строение научного знания; отношение между на­учными высказываниями на эмпирическом и теоретическом уровнях; специфика науки и научных высказываний; критерии и возможности определения научности понятий и суждений, демаркация науки и не- науки. Основная задача представителей Венского кружка состояла в поиске критериев достоверности знания и базисных оснований на­учного познания. Между сторонниками неопозитивизма, ядро кото­рого составили представители Венского кружка, и представителями аналитической философии (Дж. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн)

 

 

много общего. Представители аналитической философии рассматри- илли структуру научного знания как тождественную со структурой классической экстенсиональной логики. В контексте такой логики (ш шсное основание знания представляют атомарные предложения, которые, соединяясь, образуют молекулярные предложения со все (более сложной структурой. Основателями аналитической философии ьыли Б. Рассел и Дж. Э. Мур. Рассел создал развернутую теорию логического анализа как метода перевода знания на более точный язык и распространил метод логического анализа на теорию познания и на решение философских проблем. Под влиянием идей Рассела находил­ся it первый период своего творчества JI. Витгенштейн. Ему принадле­жит мысль, что границы языка совпадают с границами мира. Поэтому могическая структура языка создает основу для обозначения фактов. Псе, что находится за пределами фактов, невыразимо и бессмысленно. Гаковы, по мнению Витгенштейна, религиозные, эстетические, фило­софские предложения. Осмысленными считаются предложения, под­тверждаемые показаниями органов чувств. Философские предложения не проверяемы органами чувств, следовательно, они бессмысленны. Аналитическая философия обращается к анализу предложений есте­ственного языка, сопоставлению логической и грамматической фор­мы предложений, проблеме соотношения смысла и значения, логике пауки. Второй период творчества Витгенштейна связан с его отказом от концепции априорной природы языка. Он предложил пересмотреть референциальную1 теорию значения теорией значения как употребле­ния слов в рамках «языковой игры». По существу, под языковой игрой мыслится контекстуальное значение знака. Любое слово имеет значе­ние лишь в контексте его употребления в конкретном предложении. Теория Витгенштейна — один из источников лингвистической фило­софии, проясняющей повседневное, естественное словоупотребле­ние.

В отличие от аналитической философии неопозитивизм в качестве атомарных единиц познавательного процесса считает факты, установ­ленные в чувственном восприятии. И это не случайно, поскольку весь позитивизм строится на безоговорочном признании тождества наших ощущений и реальности: то, что дано в чувственном восприятии, до­стоверно. Один из важнейших представителей логического позити­визма - Р. Карнап. Он полагал, что абсолютный предел логического анализа — это эмпирическое знание, поскольку «чистый» опыт и аб­солютно неопровержимый базис знания составляет класс элементар­ных протокольных предложений, описывающих результаты опыта. Сводимость к протокольным предложениям является главным крите­рием истинности и осмысленности всех других предложений науки. Высказывание имеет значение, если оно может быть верифицировано, т. е. сведено к протокольным предложениям. Те высказывания, кото­рые не могут быть верифицированы, должны быть устранены из нау­

[1] Референт - предметное значение знака.

 

ки как бессмысленные. В дальнейшем Р. Карнап попытался смягчить эти жесткие требования путем введения правил соответствия, благо­даря которым может быть установлена связь теоретических терминов и терминов наблюдения. Карнап ставил своей целью выявить един­ство знания, обусловленного эмпирической однородностью языка всех наук. Задаче построения унифицированного языка всех наук была посвящена его «Энциклопедия унифицированной науки». Он оставил значительное наследие в области логики, в исследованиях по теории вероятности, логического синтаксиса и семантики.

В соответствии с традиционным для позитивизма негативным от­ношением к философии неопозитивизм считает необходимым осво­бодить науку от каких бы то ни было влияний «метафизики», т. е. он­тологии и философии в целом. Неопозитивизм не просто отвергает философию, мотивируя это сциентистской ориентацией классическо­го позитивизма, он подвергает критике философские высказывания, как бессмысленные. Философия - не наука и не может быть наукой. Все необходимое знание о мире возможно лишь в рамках частных наук, и философия не может ничего добавить к тому, что установле­но наукой. Философия рассматривает вопросы миропонимания и вы­полняет особые функции в культуре, не осуществляемые специальным научным знанием. Но для современной науки актуальным является не миропонимание, а его отражение в языке. Поэтому философия при­звана осуществлять анализ знаково-символических средств науки, и подлинным предназначением философии является логический ана­лиз языка науки. Философия объясняет утверждения, наука их проверя­ет. Философия имеет дело не только со значениями слов языка, но и с формальными правилами их использования. Обращение к проблеме языка науки — реакция на реальные запросы современного теорети­ческого познания. Каковы возможности языка в выражении знания? Отвечая на данный вопрос, позитивисты опираются на утверждение Витгенштейна об изоморфности языка и окружающего нас мира. Поэтому все, что устанавливается эмпирически и выражается в про­токольных атомарных предложениях, достоверно и составляет эмпи­рический базис науки, так как все подлинно научное знание можно свести к чувственным данным. Неопозитивизм разрабатывал проце­дуры верификации, которая предполагает редукцию к фактам, факти­чески же — к предложениям, описывающим факты. Эти предложения, содержащиеся в протоколах научных экспериментов (протокольные предложения) являются не фактически первичными, а логически пер­вичными. Однако невозможность существования неинтерпретиро- ванных фактов делает невозможным и переход от чувственных данных к протокольным предложениям.

Неопозитивисты различают два типа эмпирических предложений: непосредственные высказывания о фактах (атомарные протоколь­ные предложения) и предложения, являющиеся следствием элемен­тарных. Теоретический уровень научного познания формируется на

основе индуктивных обобщений и гипотетических предположений. Проверка теоретических знаний осуществляется по принципу вери­фикации: следствия, выводимые из общих теоретических положений, промеряются экспериментально, и если предсказания истинны, то ис­ки I па и теория. Иными словами, логический вывод из данного модуса уптино-категорического силлогизма имеет вероятностный характер и требует максимального количества подтверждающих фактов. Прин­цип перификации требует, чтобы теоретические положения подтверждения фактами. Но факты также имеют разную степень достоверности и, значит, не могут быть надежной гарантией истинности знаний. 1мким образом, несмотря на известную убедительность принципа перификации, он не является универсальным. Мы не можем верифи­цировать понятие виртуальной частицы, состояние нашей галактики » прошлом и будущем. Но самое главное — ни одно общее суждение не может считаться истинным, поскольку для его проверки необходима полная индукция, т. е. бесконечное число фактов. Поскольку пробле­мы и противоречия, возникшие в процессе обсуждения его постулатов и требований, не были устранены и не могли быть решены, неопо- 1и гивизм уступил место новым концепциям, лучше согласующимся е логикой и ростом научного знания.

Как видим, со времен античности и до наших дней существовал устойчивый интерес к проблеме познания в целом, обоснования на­учного познания, критериев его истинности. Особенно остро эти про­блемы заявляли о себе в периоды научных революций, в частности, ре- иолюции XVII—XVIII веков и в революции в науке конца XIX— начала XX века. Интерес к проблеме выработки критериев научности и раци­ональности, концентрация внимания на проблемах логики и методо- ногии науки в XX веке завершились формированием философии науки как дисциплины.