Первые попытки философского осмысления познания
Известно, что в античности наука не существовала как особый вид профессиональной деятельности, она составляла неотъемлемую часть философии. Но это такая философия, которая стремилась утвердить истину в противоположность мнению, искала критерии их различения, выдвигая требование достоверности, убедительности, аргументированности знаний. Демокрит, например, различает знание незаконнорожденное, основанное на чувствах, и законнорожденное, истинное, основанное на разуме. Существует путь мнения и путь истины, истина - одна, а мнений - множество. Отличие истинного знания от обыденного философы усматривали также в том, что обыденное знание признает случайности, а истинное — находит во всем проявление необходимости. В этот период философия предлагала идеи, которые подготовили почву для научных открытий, закладывались логические основы организации знания и определения его истинности. Таким образом, в античной философии впервые формируется идеал обоснованного и доказательного знания.
Существенное влияние на формирование научного знания оказала социальная практика античного полиса. Идеал обоснованного и доказательного знания был невозможен в условиях восточных деспотий, где знания вырабатывались кастой управителей и не доказывались, а предписывались в качестве непререкаемой нормы. Греческий полис принимал социально значимые решения, в диалоге, споре находя наиболее убедительные и доказательные предложения. Диалог между равноправными гражданами был нормой общения в политике.
Самоочевидное в жизни не благоприятствует философской рефлексии. Поставить простейший вопрос — значит не просто разрушить привычное видение мира, но положить начало философии. Возьмем такой простейший (а он не так уж прост!) вопрос: что такое бытие и не
бытие? Что значит быть? Начало этих вопросов восходит к моменту, когда обычай, традиция дают сбой и необходимо искать ответы на вопросы бытия. Разрыв с традицией — самый мучительный процесс, трагедия философа, поскольку он ставит под сомнение религиозную нравственность, культурную традицию, ищет ее основание, определяет смысл человеческой жизни. Без свободы мысли такие вопросы не только разрешить, но и поставить невозможно! Античная философия сознательно поставила вопрос о несоответствии обычного здравого смысла и теоретической рефлексии. В философских дискуссиях того времени содержатся рассуждения, открывающие связи и отношения вещей, выходящие за рамки обыденного опыта. Первыми наличие противоречий между умопостигаемой реальностью и очевидностью продемонстрировали элеаты (апории Зенона). Более сложным было обсуждение свойств пространства, времени и движения: если бытие неделимо, то оно и неподвижно. Но если мир неподвижен, неделимы и пространство, и время, что противоречит здравому смыслу. В античной философии поставлена проблема: можно ли говорить о движении тела в точке пространства? Иными словами, античная философия подготовила тот тип интеллектуальной деятельности, который ориентирован не столько на очевидность опыта, сколько на логику, на очевидность разума.
Для натуралистических школ античности свойственно признание непреложности и всеобщности как законов природы, так и тех, которые управляют поведением людей. Анаксимандр ввел термин «закон» путем перенесения законосообразности природы на юридические понятия. И. А. Исаев следующим образом комментирует превращение шконов природы в законы, устанавливающие порядок в полисе: «Архаическое мышление поначалу отмечает некие закономерности в небе и на земле. Вторым его логическим этапом становится приспособление к ним, требование законосообразности. Наконец, наступает время установления произвольной законности... Космический порядок как ткон уступает место Закону, устанавливающему порядок... Где лежит hi грань, за которой натуральный закон превращается в человеческий? 11уть к нему идет через антропоморфизм космических и природных милений, персонификацию элементов и стихий, через проявление личности» (Исаев И. А. Метафизика власти и закона. М., 1998. С. 16-18).
Несомненным достижением античности было оформление гносеологического скептицизма, предполагавшего критическую оценку но шавательного процесса и его результатов. Радикальное сомнение и истинности стереотипных, общепризнанных суждений предполагает и июстную смелость философа или ученого. В качестве своего основании скептицизм опирается на особенности субъекта либо объекта по- ишнии, на факторы, возникающие в отношениях субъекта и объекта питания в ходе познавательного акта и препятствующие его эффективности. Например, Протагор утверждал, что «причины всех вещей» пичодится в непрерывно изменяющейся материи, и из их бесчислен
ного множества человек в состоянии выявить лишь некоторые. К тому же и человеческая мысль всегда зависит от индивидуальности ее носителя и от беспрерывно изменяющихся обстоятельств. Высказывается сомнение в дедуктивных построениях, поскольку отрицается возможность найти такие исходные принципы, на основе которых можно было бы выстраивать дедуктивные обоснования (Пиррон).
В античной философии имело место противопоставление чувственного и рационального познания, которое создавало предпосылки абсолютизации одной формы познания и недооценки другой. Так, известные апории Зенона демонстрировали несостоятельность обыденного мышления, отождествлявшего мир вещей и процессов и их восприятие (в историю философии данная особенность обыденного сознания вошла под названием «наивный реализм»). В высказываниях античных скептйков звучит недоверие к философским категориям (изменение, исчезновение, причина, действие, время и др.), получившее продолжение в философии Нового времени и позитивизме. Достоинство античного скептицизма состояло в критике догматического сознания, скептицизм создавал импульс к совершенствованию способов и форм научного познания, разрушал стереотипы массового сознания. Сомнение в надежности истины стимулировало совершенствование познавательных процедур и тщательной проверки знания. К проблемам, поставленным античными скептиками, философия и наука неоднократно возвращались по мере развития научного знания.