Религия как специфическая форма познания

Религия от греческого religio — благочестие, набожность, святыня. Это совокупность идей, представлений, мировоззренческих устано­вок, обосновывающих существование сверхъестественного начала, существующего независимо от природы и порождающего ее. Вера в сверхъестественное — важнейший признак религиозного сознания. В религии понятие сверхъестественного ассоциировалось со сверх­ъестественными свойствами материальных объектов (фетишизм), сверхъестественными отношениями между материальными объекта­ми или между вещами и человеком (магия), со сверхъестественными живыми существами (анимизм, тотемизм), со сверхъестественными личными существами (теизм). Религия наполнена мифами, многие из которых суть комментарии, разъяснение ритуалов, иллюстрации культа как некоей знаковой системы. Религия тесно связана с искус­ством, поскольку религиозные идеи получают наглядное, зримое во­площение в живописи, скульптуре, музыке, художественной литера­туре, архитектуре. Все предметы религиозного культа художественно оформлены. Свое видение жизни религия воплощает в текстах Свя­щенного Писания, а также в процедуре и предметах религиозного культа, каждый элемент которого по существу повторяет магические действия и имеет символическое значение. Как подчеркивал А. Ф. Лосев, «сама по себе непостижимая божественная сущность является и открывается в определенных ликах» {Лосев А. Ф. Имяславие // Во­просы философии. 1993. № 9. С. 53). Храм, икона, предметы культа, не говоря уж о текстах Священного Писания, имеют глубоко символиче­ское содержание. Религиозная символика создается по принципу рав­новесия идеи и образа. В иконе идея Бога дана конкретно, чувственно, наглядно, во всей полноте. Хотя образ Бога, представляемый в ликах, несводим к ним, но с помощью изображения он предстает в богатой, разносторонней и многозначной интерпретации. В своей массе про­изведения религиозного искусства создавались глубоко верующими, талантливыми людьми. Поэтому художественная сокровищница че­ловечества включает в себя бессмертные творения гениальных живо­писцев, музыкантов, поэтов, скульпторов, архитекторов, выразивших в произведениях религиозного искусства чувства, чаяния, идеалы, имеющие общечеловеческое значение и преодолевающие ограничен­ность различных конфессий, проявлений религиозной нетерпимости и ксенофобии. Религиозная символика многосмысленна и многомер­на, предполагая разные уровни ее понимания, посвящения в таинство трансцендентного, сверхъестественного мира. Используя искусство, религия ставит себя выше искусства, создает собственные, жесткие каноны художественного творчества, призванные возбуждать и под­держивать религиозные чувства, внушать, эмоционально заражать ве­рующих. Если художественная фантазия не требует признания своих творений за действительность, то религия — требует. Она предполагает не просто веру, но слепую веру в религиозные предания как в некую реальность. Она представляет собой идеологию, формирующую и од­новременно опирающуюся на религиозную психологию и поддержи­ваемую и воспроизводимую религиозным культом.

Религия — одна из необходимых и исторически наиболее ранних форм познания. А. Ф. Лосев определяет религию как «бесконечную по глубине и широте, неограниченную по пестроте индивидуальных про­явлений жизнь духа» {Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и ми­фологии. М., 1993. С. 102). Основное назначение религии - опреде­ление смысла жизни человека, бытия природы и общества. Опираясь на накопленный человечеством опыт, она регламентирует важнейшие проявления человеческой жизни: поведение в семье и в быту, отноше­ние к труду, природе, обществу, государству. Обосновывая свое пред­ставление о конечных смыслах универсума, религия способствует по­ниманию единства мира и человечества. Она содержит системы истин, способных изменить человека и человеческую жизнь. Особенностью религиозных доктрин является то, что они выражают коллективный опыт и поэтому авторитетны не только для каждого верующего чело­века, но и для неверующих.

Религиозные доктрины призваны ответить на вопрос, есть ли Бог? Как его познать? Возможно ли познание Бога? Как специфическая форма сознания религия опирается на механизмы веры, убеждений, знаний (житейский опыт). Религиозная вера поддерживается рефлек­сией, возникает и укрепляется через осмысление трагического опыта индивида (угроза смерти или утрата близких), который побуждает его коренным образом изменить свою жизнь и образ мыслей. По свиде­тельствам верующих, религиозная вера может возникнуть в акте рели­гиозного откровения. Религия выработала свои специфические спосо­бы интуитивно-мистического осознания мира и человека. К их числу следует отнести откровение и медитацию.

Понятие откровения сформировалось в процессе эволюции рели­гиозных представлений. Первоначально оно рассматривалось как дар особых избранников высших сил, которые в состоянии транса говорят от их имени (прорицатели, шаманы, юродивые и т. п.). Христианство рассматривает откровение как результат напряженного самоуглубле­ния индивида, которому открывается истина. Истина откровения — не объект исканий, но результат божественной воли, избирающей того или иного человека как средство личностного осмысления («Я есмь ис­тина», - говорит Христос). Христианское богословие указывает на ие­рархический характер откровения: Новый Завет, Ветхий Завет, тексты отцов церкви. В противовес ортодоксальному пониманию откровения

представители реформистского течения в христианстве утверждают, что любой человек способен общаться с Богом и получать от Него от­кровение. Постоянное обращение к текстам Священного Писания по­зволяет верующему открывать в них новые истины, сопережить тон­чайшие нюансы смысловых оттенков, сверять с ними собственную жизнь и переосмыслять ее.

Медитация — размышление, погружение умом в предмет, идею, мир, которое достигается путем углубленной умственной сосредото­ченности на одном предмете и устранении всех посторонних факто­ров, отвлекающих внимание человека. В религии медитация означает растворение индивидуального сознания в Абсолюте. В христианстве медитация трактуется как слияние человеческой и божественной лич­ности. Протекание медитации, как правило, связано с определенной последовательностью действий, складывающихся в естественный про­цесс рефлексии. Она предполагает использование ряда психотехниче­ских приемов. При этом верующий использует медитацию, молитву не для саморазвития или познания, а для слияния с божественным началом, для общения с Богом. Эффективность медитации признает­ся и наукой не только как познавательный прием, но и как система психотехники и аутогенной тренировки, рассчитанных на терапевти­ческий эффект и не связанных с религиозно-мистическими идеями.

Древнейшие религиозные представления формировали установку на постижение смысла, назначения, цели человека, природы, власти. Религия выполняла важнейшие функции, участвуя в управлении по­ведением людей. Значимость религии в этом отношении возрастала по мере усложнения общества, усиления социальной дифференциации, умножения проявлений личностного начала в поведении человека. Первоначально достаточно простые, доступные пониманию обычного человека религиозные догматы воспринимались верующими как ис­тина в последней инстанции. Но поскольку постепенно происходил рост общей духовной культуры, в религиозных догматах обнаружива­лись разночтения, противоречия, порождавшие вопросы, на которые необходимо было давать убедительный ответ. К тому же развитие мо­реплавания, знакомство с различными вероисповеданиями приводи­ли к столкновению идей, содержавшихся в различных религиозных догматах. Так возникает необходимость теоретического, углубленного исследования, комментирования и защиты религиозных представле­ний. Такая рафинированная теоретизирующая, религиозная идеоло­гия возникает в эпоху Средневековья.