Введение

АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

 

(методическое пособие)

 

 

Нижний Новгород - 2012

 

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3

Метроритм ……………………………………………………………....5

Мелодика ………………………………………………………………..11

Гармония………………………………………………………………...15

Склад и фактура………………………………………………………....17

Темп, тембр, динамика ………………………………………………...20

Период …………………………………………………………………..24

Простые формы ………………………………………………………...28

Сложные формы ………………………………………………………..33

Вариации ………………………………………………………………..37

Рондо и рондообразные формы…………………………………….....43

Сонатная форма ………………………………………………………...49

Разновидности сонатной формы ………………………………………54

Рондо-соната ………………………………………………………...…..57

Циклические формы …………………………………………………….59

Список литературы ……………………………………………………..68

Тестовые задания………………………………………………………..70

Вопросы к зачёту и экзамену…………………………………………..73

 

 

Введение

Пожалуй, только искусство выделяет человека из мира живой природы. Человеческий (вербальный) язык отличается лишь своей словесной формой, но не функцией (средство коммуникации, общения). У большей части млекопитающих, как и у человека, «язык» имеет звуковую и интонационную основу.

Разные органы чувств передают разное количество информации об окружающем мире. Видимого гораздо больше, но слышимое воздействует значительно активнее.

В физической реальности ВРЕМЯ и ПРОСТРАНСТВО – нерасторжимые координаты, в искусстве же, нередко, художественно акцентированной может быть одна из этих сторон: ПРОСТРАНСТВЕННАЯ в изобразительных искусствах и архитектуре или ВРЕМЕННАЯ – в словесном искусстве и музыке.

ВРЕМЯ обладает противоположными качествами–слитность (непрерывность, континуальность) сочетается с расчлененностью (дискретностью). Все временные процессы – в жизни ли, в искусстве ли, развертываются стадиями, фазами, имеющими разные этапы развертывания НАЧАЛО. ПРОДОЛЖЕНИЕ. ЗАВЕРШЕНИЕ, как правило, неоднократно повторяющиеся, увеличиваясь в своей продолжительности.

Музыка имеет процессуальное развертывание и этапы его (НАЧАЛО, ПРОДОЛЖЕНИЕ, ЗАВЕРШЕНИЕ) принято обозначать начальными буквами латинских слов (initio, movere, temporum) – I M T.

Во всех процессах развертыванием их управляют противоположные силы, соотношение которых может иметь ТРИ варианта: РАВНОВЕСИЕ (устойчивое или подвижное, динамическое), и два варианта ПРЕОБЛАДАНИЯ одной из сил.

Названия сил и проявления их в различных процессах неодинаковы.

Развертыванием музыки управляют две формообразующих силы ЦЕНТРОБЕЖНАЯ (ЦБ) и ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНАЯ (ЦС), находящиеся в стадии I в динамическом равновесии(подвижном, неустойчивом, переменчивом) в стадии M – активизация ЦЕНТРОБЕЖНОЙ силы (ЦБ) оттесняет действие ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНОЙ (ЦС), в стадии T активизируется ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНАЯ сила (ЦС), оттесняя ЦЕНТРОБЕЖНУЮ .

ЦЕНТРОБЕЖНАЯ сила проявляет себя в музыке как ИЗМЕНЕНИЕ, ОБНОВЛЕНИЕ, продолжение движения и вызывает ассоциации с НЕУСТОЙЧИВОСТЬЮ в широком смысле слова. ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНАЯ сила СОХРАНЯЕТ, ПОВТОРЯЕТ прозвучавшее, останавливает движение и ассоциируется с УСТОЙЧИВОСТЬЮ в широком смысле слова. Эти силы действуют, как правило, многослойно и разновременно во всех средствах музыкальной выразительности. Особенно ярко действие формообразующих сил ощутимо в ГАРМОНИИ, поскольку устойчивость и неустойчивость проявляются в ней концентрированно и разнообразно.

С действием формообразующих сил связаны и все виды РАЗВИТИЯ (движения во времени). Благодаря свойствам времени (слитности и расчлененности) всегда происходит сравнение ПОСЛЕДУЮЩЕГО с ПРЕДЫДУЩИМ.

Виды развития образуют СПЕКТРАЛЬНЫЙ ряд ( без жестких границ между разными видами), крайние точки которого выявляют преобладание одной из формообразующих сил, ТОЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ – действие силы ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНОЙ, ПРОДОЛЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ (максимальное обновление, изложение НОВОЙ ТЕМЫ) силы ЦЕНТРОБЕЖНОЙ. Между ними располагаются виды развития, опирающиеся на гибкое взаимодействие ОБЕИХ СИЛ. Это развитие ВАРИАНТНОЕ и ВАРИАНТНО-ПРОДОЛЖАЮЩЕЕ.

ПОВТОРЕНИЕ (точное) ВАРИАНТНОЕ ВАРИАНТНО-ПРОДОЛЖАЮЩЕЕ ПРОДОЛЖАЮЩЕЕ.

Диапазон изменений в вариантном развитии очень широк. Поэтому внутри вариантного развития складываются частные разновидности. более определенные по параметрам изменений. В ВАРИАЦИОННОМ РАЗВИТИИ изменения НЕ ЗАТРАГИВАЮТ ГАРМОНИЧЕСКУЮ ОСНОВУ и ПРОТЯЖЕННОСТЬ изменённо повторяемого. В РАЗРАБОТОЧНОМ РАЗВИТИИ ВРИАНТЫ звучат в условиях гармонической или тонально-гармонической НЕУСТОЙЧИВОСТИ и, нередко, структурной дробности. Только разработочное развитие обладает смысловой определенностью, создавая ощущение роста напряженности, возбужденности.

Как правило, выделяют два УРОВНЯ развития: ВНУТРИТЕМАТИЧЕСКИЙ – в пределах изложения полифонической темы или гомофонной (в рамках гомофонного периода), и ТЕМАТИЧЕСКИЙ (за пределами изложения темы).

Внутритематическое развитие может быть любым (не регламентировано). Немногие музыкальные формы имеют прочную связь с тем или иным видом тематического развития. Только куплетная песня опирается, преимущественно, на ТОЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ музыки куплета, да и все типы вариаций укладываются в рамки ВАРИАНТНОГО развития. Названные выше формы – одни из самых древних по происхождению. Остальные музыкальные формы разнообразны по тематическому развитию. Можно лишь отметить довольно устойчивую ТЕНДЕНЦИЮ к ПРОДОЛЖАЮЩЕМУ РАЗВИТИЮ в ЦИКЛИЧЕСКИХ и СЛОЖНЫХ ФОРМАХ – в соотношении частей циклов и крупных разделов сложных форм.