Русская культура 18 века
В области механики своими изобретениями прославились многие российские мастера: И.И. Сердюков (по его проекту был исправлен Вышневолоцкий канал, построенный в своё время голландскими мастерами), А.К. Нартов (создал токарно-шлифовальный станок), И.П. Кулибин (разработал проект одноарочного моста через Неву, семафорный телеграф, протезы для инвалидов и др.) русский учёный-самоучка И.И. Ползунов (в 1763 г. разработал проект первого в мире универсального теплового двигателя).
В 1765 г. в Москве было организовано Вольное экономическое общество (ВЭО), которое, наряду с Академией, стало центром науки в стране. В изданиях ВЭО публиковались статьи по организации и ведению сельского хозяйства. Для развития агрономии и почвоведения большую роль сыграли работы А.Т. Болотова.
В ХVIII в. развивались гуманитарные науки. В начале ХVIIIв. Появляются труды по истории, в которых не просто описываются события, но и делаются первые попытки их проанализировать. Так, сподвижник Петра I П.П. Шафиров создаёт "Рассуждения о причинах Свейской войны". В течение трёх десятилетий русский историк В.Н. Татищев работал над созданием пятитомной "Истории Российской", которая стала выдающимся явлением зарождавшейся исторической науки.
Всё новое, что появлялось в стране, отражалось и в общественной мысли. Последовательным пропагандистом реформ Петра I был Феофан Прокопович, вице-президент Синода. Его "Правда Воли Монаршей" - это гимн самодержавной власти. Талантливый экономист-самоучка И.Т. Посошков написал несколько книг, наиболее известной из которых является книга "Книга о скудности и богатстве", проникнутая мыслью о важности купечества для государства.
Во второй половине ХVIII в. в развитии общественной мысли характерны несколько направлений. Консервативное представлял М.М. Щербатов. Идеями просветительства была пронизана система учебно-воспитательных учреждений, проводником которой был И.И. Бецкой, а также творчество А. П. Сумарокова. Радикальное направление общественной мысли представлял Н.И. Новиков, издатель сатирических журналов "Трутень" и "Живописец". В 1790 г. А.Н. Радищев издал книгу "Путешествие из Петербурга в Москву", в которой прозвучала критика самодержавия и призыв к борьбе с ним и крепостничеством.
Литература ХVIII в. выступает в новых формах, закладывает основы новой русской национальной литературы. Литература стала многожанровой. Примечательно творчество поэта-сатирика А.Д. Кантемира. Сатирическое направление в художественной литературе представлено Д. И. Фонвизиным, его знаменитые комедии "Бригадир" и "Недоросль" положили начало русской классической драматургии. Сатирическая публицистика молодого баснописца И.А. Крылова и комедии В.В. Капниста были близки к произведениям Д.И. Фонвизина.
Поэзия М.В. Ломоносова открыла в русской поэзии период классицизма, для которого характерны оды, трагедии, похвальные слова и др.
В конце ХVIII в. на смену классицизму приходит новое направление в художественной литературе - сентиментализм, сильные и слабые стороны которого нашли в "Письмах русского путешественника" и "Бедной Лизе" Н.М. Карамзина.
Русское искусство развивалось в тех же формах и направлениях, которые были характерны для западноевропейского искусства.
Особых успехов достигло развитие народного творчества. Крепостные мастера и ремесленники создавали удивительные по красоте интерьеры дворцов Петербурга, Царского Села, Петродворца, Останкина, Кускова, многочисленных особняков аристократии. В это время получают развитие такие виды художественных промыслов как гжельская керамика, великоустюгская чернь, холмогорская резьба по кости, вологодские кружева, фарфор и хрусталь русских заводов, ювелирные изделия.
ХVIII в. был связан с расцветом русского зодчества, живописи и скульптуры. В зодчестве преобладало строительство гражданских сооружений. Дворцы, жилые дома и общественные здания строились в стиле затейливого барокко. Петербург отличался новым архитектурным стилем, для которого была характерна правильная планировка улиц, широкие проспекты, сады, цветники. Были созданы ансамбли дворцов и загородных резиденций царя и придворной знати. Началось строительство Петергофа с его знаменитыми фонтанами. Крупными сооружениями первой четверти ХVIII в. стали Петропавловская крепость, Адмиралтейство, здание "Двенадцати коллегий".
Ведущее место среди зодчих середины века принадлежит В.В. Растрелли. Его выдающимися творениями являются перестроенный им Петергофский дворец, им же достроенный Екатерининский дворец в Царском Селе, церковь Андрея Первозванного в Киеве, ансамбль Смольного монастыря в Петербурге. В 50-е гг. началось строительство Зимнего дворца по его проекту.
Характерные черты русской архитектуры второй половины века нашли в творчестве В. И. Баженова. По его проекту в Петербурге был построен Михайловский замок, в Москве - Дом Пашкова. Другой русский зодчий - М. Ф. Казаков был автором большого числа общественных зданий и особняков помещиков в Москве: здание Сената в Кремле и Благородного собрания, старое здание Московского университета, а архитектуре Петербурга - Петровского дворца.
Творчество И.Е. Старова связано с классицизмом. Он построил Таврический дворец, собор Александро - Невской лавры. В самой столице и её окрестностях замечательные сооружения были построены иностранными архитекторами, почти всю жизнь проработавшими в России: Д. Кваренги (Академия наук, Смольный институт, Александровский дворец в Царском Селе и др.). Ч. Камерон создал интерьеры Екатерининского дворца в Царском Селе, дворец в Павловске.
В области скульптуры созданы замечательные произведения. К шедеврам мировой скульптуры принадлежит памятник Петру I - знаменитый "Медный всадник" - гениальное произведение Э. Фальконе. Один из зачинателей русской скульптуры Ф.И. Шубин создал бюсты М.В. Ломоносова, полководца П.А. Румянцева-Задунайского.
М.И. Козловскому принадлежит композиция "Самсон, раздирающий пасть льва" - центральная фигура Большого каскада фонтанов в Петергофе.
Впечатляющи были достижения светской живописи. Главными жанрами в творчестве художников были исторические сюжеты, сцены народной жизни, портреты, пейзажи. Своими портретами прославились Ф.С. Рокотов, И.П. Аргунов, В.Л. Боровиковский, Д.Г. Левицкий. Картины этих художников ныне украшают Русский музей и Третьяковскую галерею.
Русский театр и музыка не были столь значительны в системе европейского искусства. Важнейшим достижением в этой области было создание в 1756 г. Ф. Волковым первого в России профессионального публичного театра, называвшимся "Российский для представления комедий и трагедий театр". Со второй половины ХVIII в. широкое распространение получил крепостной театр. Наиболее известными были театр графа Н.П. Шереметева в Останкине, князя Н.Б. Юсупова в Архангельском. В крепостных театрах появился целый ряд талантливых актёров и актрис. Самой знаменитой была крепостная графа Н.П. Шереметева оперная певица П.И. Ковалёва-Жемчугова. Талантливым скрипачом был И.Е. Хандошкин, внук крепостного крестьянина. Он стал основоположником русской скрипичной школы.
Театр ХVIII в. заложил основы русской драматургии. В России были сделаны шаги в создании русской симфонической музыки, написаны первые оперы, в которых заметна связь с народными песнями. Начинается издание первых сборников романсов, народных песен, камерной музыки.
Развитие русской культуры явилось составной частью процесса формирования русской нации. Происходило развитие общенародного русского языка, который обогащался научной терминологией. Формирование русской национальной культуры усиливало её связь с общенациональными интересами и потребностями. Большинство деятелей русской культуры ХVIII в. были представителями разночинцев, солдат, мещан, крестьян. Это обстоятельство способствовало развитию общенациональных тенденций в русской культуре.