XVII в.: Основные тенденции в развитие культуры. Общественная мысль. Образование.

XVII век в истории России и в истории русской культуры особый, рубежный. Им заканчивается история древнерусской культуры и начинается новый период, зарождается культура нового времени. Этот процесс становления новой культуры занял два с половиной столетия и завершился только в эпоху либеральных реформ Александра II.

XVII век - время предчувствия перемен, которые предстояли России. Смена типа культуры проходила в острой борьбе старой традиции с новыми потребностями и вкусами. Современники очень остро, болезненно ощущали ломку, переоценку ценностей и традиций, потому весь XVII век проходит под знаком борьбы двух общественных настроений. С одной стороны, это страстная до фанатизма защита старины, с другой, - понимание необходимости и полезности перемен.

В это переломное для культуры время появляются первые ростки обновления:

начинается процесс секуляризации в духовной жизни общества, оно медленно, но неуклонно освобождается от определяющего все стороны его жизни влияния церкви;

человек начинает осознавать себя как личность, появляются люди поступка, энергичные, инициативные, осознающие свое место в судьбах страны. Человек-творец и созидатель перестает быть анонимным, имена таких людей на слуху у современников;

вызревают условия для рождения светской культуры, которая свободна от церковных догм и канонов; эти процессы только проявляют себя, потому принято говорить, что в XVII в. идет обмирщение культуры. Обмирщение - это тенденция, а не конечный итог. Параллельно сосуществуют как бы две культуры - религиозная и обновляющаяся, еще не порвавшая с религиозной основой;

заметнее становится влияние Запада, особенно после воссоединения с Украиной, культура которой находилась под сильным влиянием Польши.

Культурный перелом не мог осуществляться без утрат. Искусство нового времени, выигрывая в деталях, проигрывало средневековому в целостности, в гармонии древней глубины и духовности. Более того, культурная эволюция с XVII в. идет вширь, а не вглубь, когда освоение новых образов, сюжетов, стилей не сопровождается стремлением к постижению идеала. Поэтому старообрядческая критика «новизны» не являлась исключительно ретроградной боязнью нового как такового. За этой критикой стояло опасение потерять непреходящие духовные ценности, утратить спасительную связь с прошлым.

Традиционалисты, сторонники старины упрекали этот век в «пестроте». «Пестрота» - это небывалая по сравнению с прошлыми веками социально-политическая активность общества, что продемонстрировало Смутное время, когда на авансцену вышли люди незнатные, худородные - мелкие дворяне, посадские старосты, казаки, крестьяне и даже холопы. Они навсегда вошли в историю России, оттеснив на время князей, бояр, полководцев. Эта активность, как осознание своих прав, подняла громадные массы на городкие восстания середины века и продолжалась весь век, не давая власти возможности взять реванш. И власть отступала.

Люди, приемлющие перемены, вносили свою лепту в новизну, оптимистично называли «петроту» «дивным узорочьем». Оно наиболее отчетливо проявилось в красочности, нарядности, декоративности в живописи и зодчестве; красота, многоцветие, разнообразие в украшении быта, в одежде горожан. Искусство нового времени - это гимн творению, а не Творцу в классическом искусстве Древней Руси.

Век дивного узорочья - век обмирщения, секуляризации культуры, нарастания в ней светских начал, рационализма и практицизма.

Школа, просвещение, научные знания

XVII век отмечен общественными потребностями и тягой к просвещению не только верхних слоев общества, но и средних, особенно городского населения.

Усложнение городской жизни с ее торгово-ремесленной деятельностью, рост аппарата власти, развитие связей с зарубежными странами предъявляли новые требования к образованию: росла потребность в увеличении числа образованных людей.

Общий уровень грамотности в XVII в. значительно вырос в различных слоях населения и по подсчетам специалистов составлял: среди помещиков - 65%, купечества - 96%, посадских людей - 40%, крестьян - 15%, стрельцов, пушкарей, казаков - 1%.

По-прежнему грамоте чаще всего обучали в семьях, поэтому особенно популярными были пособия по домашнему воспитанию и образованию. Основными учебными пособиями оставались книги религиозного содержания, но в свет вышли и несколько светских изданий: буквари, которые по содержанию были шире своего названия и включали статьи по вероучению, краткие словари, статьи педагогического содержания. Букварь Василия Бурцева (1634 г.) переиздавался несколько раз в течение столетия. На книжном складе Печатного московского двора в середине века лежало до трех тысяч экземпляров бурцевского букваря. Стоил он одну копейку, или две деньги, довольно дешево по тем временам. Тогда же издали грамматику Мелентия Смотрицкого, украинского ученого. По ней потом учился Михайло Ломоносов. В конце столетия напечатали букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря в Кремле. Популярен был букварь Симеона Полоцкого (1679 г.), по которому сам автор обучал детей царя Алексея Михайловича. Тот же Карион Истомин подготовил практическое пособие для счета (таблицу умножения) - «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий, зело удобно изыскати может число всякой вещи».

Стали печататься азбуковники - словари иностранных слов, дополненные сведениями о фонетике, правописании, падежах и склонениях. Кроме того, азбуковники знакомили с философскими понятиями (существо, естество, качество и т.п.), сообщали краткие сведения об античных философах и писателях, содержали географические сведения и материалы по отечественной истории. Это были скорее справочники - пособия энциклопедического характера, дающие знания по широкому кругу проблем.

Ученые установили, что за вторую половину столетия Печатный двор выпустил 300 тыс. букварей (разных авторов) и 150 тыс. учебных псалтырей и часословов.

В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка. Нередко случалось, что за несколько дней в ней продавались тысячные тиражи книг разного назначения.

Процент грамотных по стране неуклонно рос. Для посадского населения - торговцев, крупных владельцев ремесленных мастерских, - знание письма и счета становилось насущной потребностью. Для других - эти знания становились доходным делом, своеобразным промыслом, к которому стремились люди невысокого и малого достатка. Это был писарский промысел. На площадях городов они предлагали свои услуги тем, кто сам был не в состоянии оформить тот или иной документ, написать письмо, обращение и т.п.

Сохранилось много книг XVII в. Наряду с церковными (печатными и рукописными) все больше появляется светской литературы: разного рода сборники, книги исторического, медицинского, географического, астрономического и иного содержания. Поражает многообразие практических пособий и руководств по измерению и межеванию земель, строительным работам, изготовлению красок и т.п. Книги ценили в обществе, люди с достатком охотно приобретали их в личное пользование, рос круг домашнего чтения. Уже по сложившейся традиции у царей и боярской аристократии имелись библиотеки с сотнями книг на разных языках.

Общие потребности экономического и политического развития страны поставили вопрос о систематическом, школьном обучении. В 1621 г. в Москве, в Немецкой слободе была открыта лютеранская школа для детей иностранцев, живущих в столице. Но вскоре в ней оказались ученики из русских, которые обучались иностранным языкам и тем предметам, освоение которых давало образованности более широкий характер. В 40-е годы по инициативе и на средства окольничего Ф.М. Ртищева, любимца и советника царя Алексея Михайловича, в Андреевском монастыре была открыта частная школа. В ней боярско-дворянская молодежь обучалась славянскому и греческому языкам, философии, риторике, истории и географии. Ф.М. Ртищев - фигура знаковая для своего времени, он - новатор, поклонник учености, сторонник новых начинаний. Он убеждал царя в необходимости посылать детей боярских и дворянских за границу за ученостью, приглашать в страну иностранных ученых. В 1650 г. в кремлевском Чудовом монастыре на патриаршие средства открыта еще одна школа, программа которой преследовала цель подготовки кадров просвещенного и образованного духовенства.

Во второй половине XVII в. было открыто несколько государственных школ. В школе при Печатном дворе было 30 учеников из разных сословий, притом их число росло из года в год, достигнув к концу века 232 учеников. Подобные школы были открыты при Аптекарском и Посольском приказах. Для них издавались небольшими тиражами единые учебные пособия по основным дисциплинам.

От Москвы не отставала и провинция. В городах на средства горожан открывались школы для их детей. Известно, что в 1685 г. существовала подобная школа в Боровске.

В 1687 г. в Заиконоспасском монастыре в Москве было открыто первое в Росси высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия - для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Первыми учителями здесь стали братья Лихуды - греки, закончившие Падуанский университет в Италии. Социальный состав учеников академии был неоднородным, учились представители всех сословий: от сыновей конюха до родственников патриарха и князей древнейших российских родов. Пестрым был и национальный состав: русские, украинцы, белорусы, крещеные татары, молдоване, грузины, греки.

Академия являлась одновременно высшим и средним учебным заведением. Ее ученики постигали всю школьную премудрость от грамматики до философии. Предполагалось, что в будущем государственные должности станут получать только ее выпускники. Из стен академии вышли М.В. Ломоносов, П.В. Постников, ставший доктором медицины Падуанского университета в Италии, архитектор В.И. Баженов.

В XVII в. типографским способом было издано около 600 названий книг, большинство из них - религиозного содержания. Выходила рукописная газета «Куранты» (для царской семьи и ее окружения).

Интерес к историческому прошлому, стремление поставить его на службу абсолютизму привели к созданию специального Записного приказа, которому вменялось в обязанность собирать материалы для будущей русской истории.

В XVII в. научное знание сохраняло в России преимущественно практический, прикладной характер. Интенсификация торговли вызвала возрастание потребности в прикладной математике: появились пособия по расчету торговых сделок, по различным вычислительным способам. Накопление геометрических знаний происходило при землемерных работах и в строительстве. При строительных работах применяли разнообразные механизмы: водолейные колеса, вороты, блоки, полиспасы, винтовые деревянные домкраты и пр. Механические приспособления использовались на первых русских плавильных мануфактурах.

Произошли изменения и в медицине. Развивалось народное целительство, народное врачевательство. Лечцы обладали рациональными медицинскими навыками, которые передавались по наследству. Рукописные «Лечебники», «Травники» сообщали вековой опыт народной медицины и пользовались большой популярностью. Одновременно в России закладывались основы государственного медицинского обслуживания: открывались первые аптеки, больницы (при Федоре Алексеевиче в 1668 г. при аптекарском приказе устроена первая государственная больница для лечения на полном пансионе «бедных, ученых и старых людей..., служилых чинов, которыми тяжелыми ранами на государевой службе изувечены»).

Огромный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева вышла к проливу между Азией и северной Америкой. В 1649 г. Е. Хабаров изучил и составил карту земель по Амуру, где были основаны русские поселения. В конце XVII в. сибирский казак В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова. На основе накопленных географических знаний были созданы карты Российского государства, Сибири и Украины.

Общественная мысль XVII в. связана с именами Симеона Полоцкого и Юрия Крижанича. Ими закладывались основы теоретического обоснования абсолютизма. С. Полоцкий - белорусский и русский церковный и общественный деятель, писатель и педагог, один из авторов проекта Славяно-греко-латинской академии, - доказывал, что только единоличная власть царя способна навести порядок в стране и обеспечить решение важнейших внешнеполитических задач. Ю. Крижанич - хорват, писатель, сторонник идеи «славянского единства», где главную роль отводил России, - приводил свои доводы в пользу «самовлавства». При этом оба были сторонниками «просвещенного абсолютизма».