Выступления народных масс. Начало буржуазно-национального движения

Растущие нужда и бедствия народных масс усиливали возму­щение против колонизаторов и феодальной эксплуатации. Од­ним из проявлений этого стали события, известные как «та­бачный бунт» 1891 г.

Табачная концессия Тальбота затрагивала интересы самых широких слоев населения. Во многих городах происходили митинги и демонстрации с требованием отменить концессию. В конце 1891 г. это движение поддержало высшее духовенст­во, запретившее верующим курить табак до отмены концессии. Началась своеобразная забастовка курильщиков.

Во время демонстраций распространялись прокламации с призывом к борьбе против иностранцев, правительство шаха называлось правительством изменников и говорилось, что шах торгует родиной. «О верующие! О мусульмане! — гласила одна из таких прокламаций. — Табачная концессия ушла от нас. Река Карун ушла. Производство сахара ушло. Ахвазская доро­га ушла. Банк пришел. Трамвай пришел. Страна попала в руки иностранцев. Шах не обращает внимания на наши интересы. Возьмем же дело в собственные руки!»

В Тегеране против демонстрантов были двинуты войска, имелись убитые и раненые. Однако испугавшийся шах был вы­нужден аннулировать табачную концессию.

Народное движение 1891 г. было массовым антиимпериали­стическим движением, но оно носило еще стихийный, неоргани­зованный характер.

Сильное недовольство царившими в стране порядками про­являли и представители формировавшейся национальной бур­жуазии. К концу столетия увеличилось число иранцев, получив­ших образование за границей (в России и других странах). Представители интеллигенции, связанные с купечеством и ли­беральными помещиками, стали глашатаями новых, буржуазно-национальных идей.

Одним из первых пропагандистов буржуазно-национальных идей был иранский писатель, публицист и дипломат Малькбм-хан, получивший образование в Европе. После восьмилетнего пребывания на посту иранского посла в Лондоне он в 1890— 1894 гг. издавал в английской столице газету на персидском языке «Канун» («Закон»), в которой критиковались шахский абсолютизм и политика уступок иностранцам. Газета нелегаль­но распространялась в Иране и пользовалась большим успехом у передовой части иранской интеллигенции. Весьма показатель­но, что впоследствии, после провозглашения конституции, все номера «Кануна» были изданы вторично. Деятельность Мальком-хана способствовала пробуждению национального самосоз­нания иранской интеллигенции. Но его сторонники оставались сравнительно узкой группой, не связанной с народными мас­сами.

Рост национального самосознания иранского народа сопро­вождался распространением панисламистских идей. В 1886— 1890 гг. в Иране вел пропаганду основатель панисламизма Дже-маль-ад-дин аль-Афганй. Среди духовенства и мелкой буржуа­зии его идеи объединения мусульманских народов в единую исламскую империю во главе с одним верховным халифом поль­зовались большой популярностью. Персидские панисламисты боролись против порабощения страны иностранными колониза­торами с позиций «феодального национализма». В. И. Ленин характеризовал панисламизм как течение, пытающееся «соеди­нить освободительное движение против европейского и амери­канского империализма с укреплением позиции ханов, помещи­ков, мулл и т. п.»*.

В 1896 г. панисламист Реза Кермани убил Наср-эд-дин-шаха. Этот террористический акт свидетельствовал об обострении по­литической обстановки в стране, но он не имел и не мог иметь существенных последствий. При новом шахе, Мозаффер-эд-дине (1896—1907), продолжался процесс закабаления Ирана империалистическими державами. Но в стране росли новые общест­венные силы, складывались предпосылки подъема демократи­ческого движения.

* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 41, с. 166.