Просвещение и культура
Буржуазные реформы и капиталистическая индустриализация начали осуществляться в Японии всего через одно-два десятилетия после более чем двухвековой самоизоляции страны от внешнего мира. Не удивительно, что «эра Мэйдзи» сопровождалась интенсивным проникновением в Японию западной культуры и науки. Молодые японцы стали обучаться в высших учебных заведениях Европы и США. В японские учебные заведения приглашались преподаватели из других стран. Еще в 1858 г. русскими врачами Альбертом и Залесским было основано медицинское училище в Хакодате. Среди профессоров японских университетов появились англичане, американцы, немцы, французы, русские.
Отношение к европейской культуре, к европеизации стало объектом острых споров. Правящие круги подчеркивали чисто утилитарное отношение к западной культуре, науке, идеологии, они стремились не допустить распространения либеральных и радикальных идей. В противовес им Иитиро Токутоми (1863— 1957) и другие прогрессивные публицисты видели в европеизации средство политического и культурного прогресса страны. Токутоми призывал отказаться от иероглифической письменности и перейти на латинский алфавит. Против такого подхода вели борьбу сторонники «японизма», выдвинувшие лозунг «охраны национальной красоты».
Большую роль сыграла деятельность японских просветителей, виднейшим из которых был Юкити Фукудзава (1834— 1901). Его труды «Все о странах мира», «Призыв к науке», а также «Автобиография» пропагандировали достижения науки и культуры зарубежных стран. Фукудзава .показал несостоятельность феодальной идеологии. Огромное значение имела его педагогическая деятельность. Исключительную популярность завоевала «Школа Фукудзава», в дальнейшем преобразованная в университет.
Ярким представителем левого крыла японского просветительства был Темин Наказ (1847—1901). После трехлетнего пребывания во Франции он стал горячим сторонником идей Руссо и французских энциклопедистов. В созданную и возглавленную им «Школу французской науки» съезжались учащиеся со всей Японии. Большой отзвук имела публицистическая деятельность Накаэ — убежденного демократа, предшественника японских социалистов.
Составной частью буржуазных реформ была перестройка образования. Согласно закону 1872 г. о просвещении Япония была разделена на восемь округов, в каждом ,из которых создавался университет. Университетский округ делился на 32 района, в каждом районе было открыто по одной средней и по 210 начальных школ. Четырехлетнее (с 1907 г. — шестилетнее) обучение стало обязательным.
В дальнейшем появились новые университеты и технические институты (государственные и частные). В 1879 г. в Токио была основана Академия наук.
Школьное образование ставило своей целью воспитать подрастающее поколение в духе безграничной преданности императорской власти и существующему строю. Во всех начальных школах преподавался курс морального воспитания и этики (сю-син). Специальный «Императорский рескрипт о народном воспитании», изданный в 1890 г., повелевал воспитывать народ в синтоистском и конфуцианском духе. «Наши подданные, — говорилось в этом примечательном документе, — объединенные верноподданностью и сыновней почтительностью, из поколения в поколение пребывали в гармонии. Вот в чем незыблемость нашей империи, в этом же лежат истоки нашего образования.
Подданные, будьте почтительны к вашим родителям, преданы вашим братьям и сестрам, будьте гармоничны, как супруги, верны, как друзья, живите в скромности и умеренности. Будьте милосердны, почитайте науки и совершенствуйтесь в искусствах — и тем самым вы разовьете интеллектуальные черты и усовершенствуете ваши моральные силы».
Все служило насаждению верноподданнического духа. Даже школьный завтрак — белый рис в квадратной коробочке с выложенным на нем маринованными сливами красным кругом солнца — напоминал национальный флаг.
Развитие японской культуры убедительно подтверждает известное положение В. И. Ленина о двух культурах в каждой национальной культуре эксплуататорского общества*. Наряду с самурайско-феодальной культурой, культурой реакционной буржуазии развивались и элементы демократической культуры японского народа. Большое влияние на их формирование оказали «движение за свободу и народные права», деятельность «Общества простого народа», начавшееся социалистическое движение, такие деятели, как Темин Накаэ, Сэн Катаяма, Дэн-дзиро Котоку.
* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 24, с. 120—121.
К концу XIX в. японскому читателю становятся известны лучшие произведения западноевропейской и русской литературы. Произведения русских классиков, идеи Белинского, Добролюбова, Чернышевского оказали заметное воздействие на литературный процесс в Японии, вылившийся в так называемую «литературную революцию». В середине 80-х годов появились трактат Сёе Цубоути «О сущности романа» и программная статья Си-мэй Фтабатэй «Теория романа», призывавшие литераторов изображать реальную жизнь и внутренний мир человека. Одновременно раздавались призывы к единству литературного и разговорного языка. Эти принципы были воплощены в романе Фтабатэй «Плывущее облако».
Один из крупнейших японских писателей того времени, Рока Токутоми, приобрел известность социальными романами, осуждавшими феодальные пережитки в общественных и семейных отношениях («Куросиво», «Лучше не жить»). На его литературную деятельность оказал большое влияние Л. Н. Толстой.
Вершиной японского критического реализма начала XX в. было творчество Тосон Симадзаки (1872—1943).
Подъем рабочего и социалистического движения нашел отражение в произведениях Набэ Киносйта, опубликовавшего в 1904 г. антимилитаристский роман «Огненный столп».
В поэзии «литературная революция» сопровождалась появлением новых стихотворных форм. Изменилось и идейное содержание поэтических произведений. Основоположник японской прогрессивной и демократической поэзии Такуббку Исикава (1885—1912) с большим уважением относился к зародившемуся в Японии социалистическому движению. Пользовались успехом стихи поэтессы Акикб Есано, обличавшие милитаризм и социальную несправедливость. Вот ее небольшое стихотворение «Чудесный город»:
Город, где солдат не увидишь на улице,
Где ии ростовщиков, ни церквей, ни сыщиков,
Где свободна женщина и уважаема,
Где расцвет культуры, где каждый трудится,
О, как ты не похож на хваленый наш Токио.
Европеизация отразилась и на театральной жизни. Приобрел популярность первоначально созданный любителями, а затем ставший профессиональным театр симпа. В нем ставились пьесы с современной тематикой. В 1906 г. возникла труппа «Литературно-художественного общества», а в 1909 г. — «Свободный театр», ставившие пьесы Шекспира, Ибсена, Горького. Одновременно продолжали развиваться и традиционные театральные жанры, особенно театр кабуки.