Земные цвета, мифология и ландшафт

Рисуя настроения природы, ландшафты, а также животных, дети чувствуют потребность рисовать цветами темнее от первона­чальных: красным, желтым и синим или смешанным: оранже­вым, зеленым и фиолетовым. Смешанные цвета последней груп­пы естественно и спонтанно уже появились на бумаге: коричне­вые и серые. Эти цвета особенно привлекательны для рисования, хотя ряду детей и трудно получить их чистые оттенки. Это так похоже на тени, собирающиеся на листе. Способность наслаждаться этим новым качеством цвета соединяется с проницатель­ностью ребенка. Там, где один ребенок может увидеть лишь «грязные коричневые цвета», другой ребенок открывает много интересных цветовых нюансов. Цветовые упражнения, данные в шестом базовом упражнении для учителей, все еще слишком трудны для этой возрастной группы. Однако частично их исполь­зовать можно. Например, цветовое упражнение с первоначальны­ми цветами, когда возникает смешанный цвет (например, оран­жевый), который впоследствии слегка закрашивается комплемен­тарным (синим) цветом. В живописных заданиях на зоологии по­ощряется рисование земными цветами и оттенками, поэтому жи­вотные и получаются «настоящими», даже если они и не нарисо­ваны натуралистично. Соединение с земным элементом является самым важным в этом возрасте.

В историях северной мифологии о сотворении мира мы нахо­дим живописный мотив, завершающий переход от душевного нас­троения к настроению природы. Точка опоры в разговорах с деть­ми о настроениях природы - различие холодных и теплых цветов, что соединено с четырьмя элементами: земли, воды, воздуха и ог­ня/тепла. Фактически полный путь к рисованию ландшафта опи­рается на это. В историях сотворения мира северной мифологии об этом сказано несколько слов. Нифельхейм - средоточие тумана и темноты, холодных широких пустынь, с дующими ровно ледяны­ми ветрами. Однако Муспельхейм с королевским превосходством разгорается, опаляющий и пламенный, сжигающий все. Между этими двумя областями - глубокая пропасть, Гинунгагап. Дети рисуют холод, цвета холода, с одной стороны, и воинственные, ин­тенсивные согревающие цвета с другой стороны. Мы можем даль­ше разворачивать этот образ во втором упражнении. Детям дается задание нарисовать эти два мира двумя разными синими цветами: холодным прусским и теплым ультрамариновым. В третьем упражнении эти два мира создаются двумя красными цветами. Они рисуют «теплый и пламенный» мир киноварью, а ледяной, холод­ный климат - карминовым, смешанным с другими цветами (сох­раняя при этом преобладающим кармин). С помощью подобных упражнений ребенок развивает тонкие нюансы чувства. Достаточ­но неожиданно дети уже открывают для себя многие ландшафты: более тяжелые, земные, снизу холоднее и сверху теплее. Но повер­ни рисунок вверх ногами, и он станет даже более впечатляющим. Из этого наброска становится возможным установить взаимодейс­твие цветов в ландшафте, ландшафте холодных и теплых цветов. Или, другими словами, в ландшафтах теплых стран и ландшаф­тах холодных регионов.

Много возможностей появляется в самих ландшафтах при изображении воздушного, водного и земного элементов. Детали еще не важны, самый важный аспект - это настроение природы. Такие аспекты, как время, сезон и местность будут рассматривать­ся подробнее в 5 и 6 классах, вплоть до 7 и 8, где будут включе­ны и погодные условия. Всегда должно преобладать единство нас­троений. Цвета независимо от того, насколько резкий контраст в работе мог бы быть, должны формировать одно целое, естествен­ное целое. Деревья и леса в 4 классе можно пока еще не акценти­ровать, что позволит детям с самого начала в большей степени пос­тигать цветовой ландшафт, нежели следовать из слишком четки­ми представления о нем. Многое зависит от выбора учителем слов. Ландшафт может быть хорошо описан в диалоге с детьми, особен­но, когда дети были в подобном месте, так как важны их пережи­вания. После такого разговора наступает момент, когда информа­ция может быть «переведена» на язык качеств цвета. «Там свет­ло, темно, тепло, холодно, приятно или таинственно? Возможно, есть цвет, находящийся в этом земном настроении? Можно ли это найти в фиолетово-синем, или его больше в сине-зеленом?» Подоб­ным образом в краеведении или первой эпохе географии дети отп­равляются исследовать свои окрестности, они путешествуют по цветам своей местности в течение урока живописи. В течение уро­ков живописи наблюдаемое усваивается и потом проявляется, но уже более осознанно. Это является важной помощью в педагоги­ческом смысле, так как развивается мышление.