Гомеровская эпоха и поэмы Гомера (11-9в до н.э.).

Вступление. 12-11 вв.

На протяжении 12-11в ахейская цивилизация медленно угасала и разлагалась. Это проявилось прежде всего в исчерпании творческих возможностей ахейской элиты, которая жила за счет грабежей и налоговых сборов с населения. Организацией производства она не занималась.

Непрерывные локальные сражения, Троянская войн и др приводили к истощению материальных и человеческих ресурсов. Общее оскуднение обострило не только межгосударственные отношения, но и спровоцировало жестокие столкновения внутри правящей элиты.

Племена дорийцев, живущие на территориях современных Македонии и Эпира воспользовались ослаблением мощи ахейцев. Дорийцы жили в условиях примитивного родового строя и военной демократии, они находились на более низкой стадии общественного развития, чем дорийцы. В XII в. Крупные племенные перемещения в Дунайском регионе вызвали движение дорийский племен – под давлением фракийцев они начали постепенное проникновение на территорию ахейской Греции. Вскоре дорийцы стали оседать на землях, отвоеванных у ахейцев.

К концу XI в. Дорийцы прошли всю Северную и Среднюю Грецию и закрепились в большей части Пелопоннеса, частью поработив местное население, частью оттеснив его в горы Аркадии. Часть ахейцев под давлением переселилась на территорию Аттики и острова Эгейского моря.

Ахейская культура, оказавшаяся не востребованной варварами-дорийцами, была забыта. Падение ахейских государств и утверждение на их месте дорийцев привело к потере основных признаков цивилизации и возрождению более примитивных родовых общественных отношений.

ТЕМНЫЕ ВЕКА. 11-9 вв. до н.э.

В эти века греческое общество находилось в условиях родовых отношений. Основными источниками, по которым можно восстановить образ жизни греков того времени, являются «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Описание Гомера показывает, что население проживало в сельских поселениях и не имело понятия о городах. Главное занятие – земледелие, основная культура – ячмень. Виноградство и оливководство имели второстепенное значение.

Упоминаний о торговой деятельности немного. Греки практически ничего не знали о других странах.

Быт гомеровских греков отличался простотой и патриархальностью. Каждая семья жила своим натуральным хозяйством. Аристократы жили в грубо сколоченных деревянных домах с земляным полом. Отапливался дом от костра-мегарона.

Быт верхушки близок к быту рядового члена местного коллектива. Одиссей – басилей о. Итака- может вспахать землю, изготовить кровать и т.д. Его жена Пенелопа сидит за ткацким станком. Это говорит о слабой имущественной и социальной дифференциации.

Гомеровская Греция делилась на мелкие авторитетные образования, которые управлялись авторитетными в народе вождями, выполнявшими функции военачальников. Особого военного отряда, отличного от общего ополчения не существовало. Признаков государства как особого института в гомеровских поэмах нет.

В структуре общества особую роль играют филы и фратрии. По ним строится общинное ополчение во время похода, народ сходится на народное собрание.

Данные археологии подтверждают описания Гомера. От XI-IX вв. не сохранилось значительных построек. Погребения очень простые. Инвентарь включает примитивные глиняные сосуды, бронзовый/железный меч, наконечники стрел и копий. Изделия гомеровских ремесленников сильно уступают критским и ахейским произведениям. В росписи керамических сосудов господствует протогеометрический стиль.

Новые явления.Особое значение приобрело освоение и некоторое распространение нового металла – ЖЕЛЕЗА. Это стало выдающимся техническим достижением гомеровских греков.

Во 2ой половине X-IX вв. активизировался процесс имущественного расслоения, разложения коллективных родовых отношений. С середины X века началась пока еще робкая колонизация Малой Азии. Одна из первых греческих колоний – город Смирна (считается протогородом). В искусстве примитивный протогеометрический стиль сменил более элегантный геометрический с новой манерой вазописи.