Передача Крымской области из состава РСФСР в состав УССР в 1954 г. Окончательное формирование границ современной Украины.

В 1954 году Крымская область РСФСР передана в состав Украинской ССР без указания статуса Севастополя, являвшегося на тот момент городом республиканского подчинения РСФСР. На административных картах СССР город стал обозначаться частью УССР. С одной стороны, такие города не были аналогами существующих в настоящее время городов федерального значения, то есть не были субъектами РСФСР, а управлялись напрямую республиканскими властями, что объясняет их отсутствие в Конституции РСФСР того времени в перечне субъектов федерации. С другой стороны, в новых конституциях, принятых в 1978 году, города республиканского подчинения стали упоминаться, и в Конституции РСФСР Севастополя не было, а в Конституции УССР — был. Однако окончательно ответить на вопрос, включала ли передача Крымской области автоматически и передачу Севастополя, невозможно, поскольку строгого определения, что такое «город республиканского подчинения» ни в одной из конституций, ни республиканской, ни общесоюзной, существовавших в послевоенный период до 1954 года, не содержалось.

23. Диссидентское движение (середина 50-х -80-е гг. XX века).

В 60 -70 - х годах в Советском Союзе возникло примечательное явление , когда политику правительства стала открыто критиковать небольшая , но все большее количество людей , которых обычно называли диссидентами и которые требовали более широких гражданских , религиозных и национальных прав . Как после десятилетий террора , в атмосфере жесткого контроля и при всех имеющихся средствах идеологической обработки мог зародиться этот достойный удивления вызов режиму ? Диссидентство во многом выросло по десталинизации , по ослаблению « паралича страха », которые начал Хрущев . Его ограничены разоблачения страшных преступлений сталинской эпохи вызвали разочарование и скептицизм относительно и других сторон режима . Поэтому попытка Брежнева ограничить либерализацию вызывала протесты и оппозицию , особенно среди интеллигенции .

Диссидентское движение шло в СССР тремя потоками, часто сливались . Благодаря легкому доступу к западным журналистам наиболее известным был московский правозащитный или демократический , движение, преимущественно состоял из представителей русской интеллигенции , среди проводников которой были такие светочи , как писатель Александр Солженицын и физик - ядерщик Андрей Сахаров . Другой формой « антиобщественного поведения » был религиозный активизм . На Украине , как и в других нерусских республиках , диссидентство выкристаллизовывалось в борьбе за национальные и гражданские права , а также за религиозную свободу.

Сначала центр украинских диссидентов составляли « шестидесятники » - новое плодотворное поколения писателей, приобретало себе признание. К нему принадлежали Лина Костенко , Василий Симоненко , Иван Драч , Иван Светличный , Евгений Сверстюк , Николай Винграновский , Алла Горская , Иван Дзюба . Позже к ним присоединились Василий Стус , Михаил Осадчий , Игорь и Ирина Калинец , Иван Гель и братья Горыни . Поразительно чертой этой группы было то , что ее члены представляли собой образцовый продукт советской системы образования и быстро делали себе многообещающую карьеру. Некоторые были убежденными коммунистами. Хотя диссиденты действовали преимущественно в Киеве и Львове , они происходили из разных частей Украины . Большинство составляли восточные украинском , однако многие из них имели те или иные связи с Западной Украиной , где в свое время учились или работали. Другая стоящая черта заключалась в том , что многие интеллигенты были в своих семьях первыми , кто покинул деревню и присоединился в ряды городской интеллигенции . Отсюда и тот наивный идеализм и сложная аргументация , часто присущие их заявлениям. В целом они составляли очень аморфный и неорганизованный конгломерат людей . На Украине насчитывалось не более тысячи активных диссидентов. Однако их поддерживало и сочувствовало им , наверное , многие тысячи .

Против чего выступали украинские диссиденты и каких целей стремились достичь? Как и в каждой группе интеллектуалов , здесь существовало большое разнообразие и различие во взглядах. Иван Дзюба , литературный критик и один из величайших диссидентов , одинаково стремился получить как гражданские свободы , так и национальные права . Он четко выразил свою цель : «Я предлагаю ... одну-единственную вещь: свободу - свободу честного публичного обсуждения национального вопроса , свободу национального выбора , свободу национального самопознания и саморазвития . Но сначала и прежде всего должна быть свобода на дискуссию и несогласие » . Национал - коммуниста Дзюбу беспокоило большое расхождение между советской теорией и действительностью , особенно в области национальных прав , поэтому он призвал власти устранить ее для блага как советской системы , так и украинского народа. В отличие от него историк Валентин Мороз продолжал интеллектуальные традиции украинского интегрального национализма , открыто выражая свое отвращение к советской системе и надежду на ее крах . Однако вообще украинские диссиденты призвали к проведению в СССР реформ , а не к революции или отделения , и выступали против национальных репрессий на Украине и за гражданские права в СССР.

Среди западных аналитиков украинского диссидентского движения существует расхождение относительно условий , побудившие людей к открытому протесту . Александр Мотыль доказывает , что к зарождению диссидентства на Украине , как и в Советском Союзе вообще , привел прежде политический курс советского руководства , особенно хрущевская «оттепель » и попытки Брежнева положить ей конец . Откровенно проукраинская линия Шелеста , вне всякого сомнения , давала украинской интеллигенции дополнительную побуждение выражать недовольство Москвой . Всеволод Исаев и Богдан Кравченко подчеркивают , что диссидентство было тесно связано прежде всего с социально-экономических напряженностью . Учитывая организованный Москвой огромный наплыв на Украине русских они считают , что конкуренция за выгодную работу между привилегированными русскими пришельцами и амбициозных украинского часто склоняла последних к поддержке требований диссидентов предоставить Украине большей самостоятельности . Так или иначе , в данном контексте диссидентство было новейшим проявлением возрастного противостояния между украинской интеллигенцией и бюрократией российской империи .

Проявления диссидентства . Первые проявления этого движения имели место в конце 50 - х -начале 60 - х годов , когда на Западной Украине было организовано несколько небольших тайных групп . Выделялась среди них так называемая «Группа юристов» во главе с адвокатом Левко Лукьяненко . Она призвала к осуществлению законного права Украины на выход из Советского Союза . После выявления этих групп их участников на закрытых процессах были осуждены к длительным срокам заключения .

Но инерция десталинизации продолжала будоражить беспокойство среди интеллигенции . Проведенная в 1963 году в Киевском университете официальная конференция по вопросам культуры и языка , в которой приняли участие более тысячи человек , превратилась в открытую демонстрацию против русификации. Примерно в это время студенты и интеллигенция стали постоянно собираться к памятнику Тарасу Шевченко в Киеве не только для публичных чтений произведений поэта , но также для того , чтобы критиковать культурную политику режима . Подозрительный пожар 1964 г., уничтожившего фонд украинских рукописей библиотеки Академии наук Украины , вызвала бурю протестов ведущих деятелей литературы . Опасаясь , чтобы события не вышли из-под контроля , Кремль решил ударить по диссидентской движению во всем Советском Союзе . Следствием этой политики на Украине стал арест в конце 1965 около двух десятков тех , кто протестовал особенно громко . Чтобы запугать других , власти решили судить диссидентов открытым судом. Однако эта тактика бумерангом ударила по ним самим , вызвав еще сильнее протесты и оппозицию. Побывав на этих процессах во Львове , молодой журналист и преданный коммунист Вячеслав Чорновил написал « Записки Чорновола » - сборник документов, разоблачали своевольные , противозаконные и циничные манипуляции властей правосудием . В пылкой речи перед большой аудиторией в Киеве приговорил аресты Иван Дзюба . Он также подал Шелеста и Щербицкому свой ​​труд « Интернационализм или русификация?" - Тонкий , эрудированный и безжалостный анализ теории и механики русификации на Украине . После своего ареста в 1970 г. за антисоветскую агитацию и пропаганду Валентин Мороз написал « Репортаж из заповедника им . Берии » , эмоциональная и обличительная сила которого направлена ​​против произвола советского официоза и разрушения им отдельного индивида и целых народов. Чтобы не дать властям изолировать диссидентов друга от друга и от общества , чтобы информировать мир о подробностях преследований в СССР , в 1970 г. украинские диссиденты начали тайно распространять журнал « Украинский вестник» . Хотя КГБ и смог ограничить распространение этих материалов на Украине , ему не под силу было предотвратить их проникновение на Запад. Там с помощью украинских эмигрантов они публиковались и пропагандировались , что вызвало у советских властей замешательство и испуг .

После падения в 1972 г. Шелеста Щербицкий , опираясь на шефа КГБ Федорчука и партийного идеолога Маланчука , начал массивный погром оппозиционной интеллигенции, привел к аресту сотен людей и гораздо более суровых приговоров , чем в 1965-1966 гг Откровенных диссидентов , а также сотрудников исследовательских институтов , редакционных коллегий , университетов , подозреваемых в « неблагонадежных » взглядах , выгоняли с работы . Эта волна преследований , напоминавшей сталинские дни , травмировала целое поколение украинской интеллигенции и заставила многих , среди них и Дзюбу , покаяться и отойти от диссидентской деятельности .