Народные игрушки как средство социализации детей

В совей книге «Русское народное творчество детскому саду» А.П.Усова разделяет народные игрушки на игрушки-самоделки, дидактические и сюжетные игрушки.

Игрушки-самоделки изготавливаются взрослыми или детьми, используя для этого разнообразный материал: тряпичные или соломенные куклы, летающие змеи, кораблики, лодки из коры, каталки и т.д. Как отмечает Флерина, «на игрушке-самоделке ребёнок учится работать с разными материалами и видами труда: шитьё для кукол, создание мальчиками орудий для охотничьего, рыболовного промысла и игры с ними, всевозможное плетение корзинок, резьба узорных «буравчиков», коробочек из бересты и т.д.» (18, с.87) постепенно вводит детей в трудовую жизнь взрослых. Кроме этого, игрушки-самоделки дают возможность проявить своё творчество, умение, выразить своё видение того или иного предмета, возможность создания собственной уникальной вещи, а значит, дают возможность ребёнку быть творцом, автором. Такое самовыражение помогает детям обрести уверенность в себе, испытать себя, раскрыть свои возможности. Изготовление игрушек развивает такие качества, как трудолюбие, усердие, сила воли. На примере взрослого ребёнок включается в процесс изготовления игрушек, знакомится с профессией народных мастеров, испытывая это на себе через активную собственную деятельность. Е.А.Аркин в книге «Родителям о воспитании» пишет так: «Изготовление игрушек-самоделок при умелом руководстве очень увлекает детей. Оно удовлетворяет их любознательность, открывает «секрет» производства игрушек, знакомит их, так сказать, с технологией всего процесса. Дети бережно и аккуратно относятся к сделанным ими самими игрушкам. Учась уважать и ценить свой труд, они становятся более доступными для воспитания уважения к труду взрослых» (1, с. 127). И это тоже очень важно.

К дидактически игрушкам относятся разнообразные пирамидки, деревянные шарики, конусы, колёсики, игрушки-вкладыши, цилиндры и т.д. Они обычно очень яркие, побуждают ребёнка активно действовать с ними.

Эти игрушки помогают познавать окружающий мир, развивая сенсорные качества. Ребёнок учится различать цвета, знакомится с величиной, размерами, формой. Играя вместе с детьми, взрослые могут развивать речь ребёнка, обучая действиям с игрушками и цветовым различиям: «Дай большой зелёный шарик», «Положи на большой жёлтый кубик красный маленький цилиндр» и т.д. В самостоятельной игре ребёнок сам постигает многие истины, например, такие, что большие матрёшки не помещаются в маленькие. Ребёнок учится самоконтролю, выдержке, терпению. Во время игры с другими детьми можно устроить соревнования друг с другом («Кто быстрее соберёт пирамидку»), проявляя при этом различные качества (ловкость, быстроту, точность).

Сюжетная игрушка занимают особое место в жизни детей. Ей отводится наиболее значимая роль в социализации ребёнка.

Народная игрушка является культурным наследием подобно народным сказкам, песням, играм. У каждого народа есть свои игрушки, в которых сохраняются художественные, технические и педагогические традиции. Эти традиции связаны со своеобразием национальной культуры, с особенностями педагогики того или иного народа.

Русская народная игрушка несёт в себе традиции национального русского искусства. Это упрощённые формы, декоративная роспись, орнаменты, яркость и одновременно сдержанность цветов. А проблема реализма, как отмечает Флерина, разрешена в народной игрушке очень интересно. По её мнению, «…реализм в искусстве для детей - это ценное начало, которое обеспечивает простое и правдивое искусство. Взволнованность автора и то чувство, часто наивное, но вполне искреннее, которое вкладывает мастер в своё произведение, дают здоровый реализм, на котором базируется и сказка, и декоративно праздничная нарядная дымковская игрушка, семёновская и Городецкая игрушка. Реальная основа сказки здесь налицо. Упрощённость неполнота изображения (городецкие коньки), яркость вовсе не лишают игрушку ощущения реального образа». (18, с.88) Действительно, сюжетные народные игрушки отличаются условностью, простотой, яркостью. Этим они привлекают внимание детей. Как отмечает Усова, «Условность изображения опирается на предельную обработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы, человека - всё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру» (16, с.47).

Флерина высказывается о народной игрушке так: «Величайшая правда и острота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление понять окружающее и овладеть им обеспечивало игрушке все педагогические качества: она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь, учила владеть основными видами труда взрослых… В народной игрушке народ отдаёт ребёнку свою любовь и ласку, свою весёлость и смех, свои думы и знания, своё умение, - в этом большая сила её влияния на ребёнка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребёнком правдиво, мудро» (18, с.86). Этими словами о народной игрушке сказано многое.

Очень ярки по окраске городецкая и дымковская игрушки. Они бодрые, жизнерадостные. Интересна загорская игрушка - кони на колёсиках с хвостами из пакли. Богородская игрушка близка детям по своим сюжетам, образам, она даёт ребёнку представление о животных, образы которых представлены выразительно и естественно.

Сюжетная игрушка отражает в себе мир сказок и сказочных образов, жизненных явлений, с которыми ребёнок постоянно сталкивается в реальной повседневной жизни. А.П. Усова отмечает важность макетов-игрушек и игрушек-миниатюр которые являются богатым дополнением к народным сказкам, знакомят детей с бытом во всём его многообразии. Особенно среди игрушек хочется отметить куклу. Она передаёт образ человека - взрослого или ребёнка. Через игру с куклой дети усваивают нравственные нормы и правила поведения в быту. У них развиваются нравственные чувства, приобретается эмоциональная культура. Так Е.А.Аркин считал, что куклы являются прообразом человека, будят в ребёнке чисто человеческие, глубоко социальные эмоции любви, нежности, покровительства и заботы о детях. А.П.Усова, Р.И., А.Б.Менджерицкая в своих работах отмечали положительное влияние игр с куклой на формирование гармоничных отношений со сверстниками и усвоение социальных форм поведения. Таким образом, народная игрушка знакомит детей с окружающим миром, активизирует их, учить действовать. Также она развивает нравственные, коммуникативные и другие качества, важные для социализации, знакомит с трудом взрослых, помогает общению со сверстниками. Основываясь на традициях своего народа, народная игрушка приобщает ребёнка к культуре, воспитывая в нём национальные черты эстетического искусства.