Анализ выполнения производственной программы
Направления анализа производства и реализации продукции
В соответствии с целевыми установками анализ охватывает два взаимообусловленных процесса выполнения производственной программы:
1). В сфере производства (процесс производства продукции)
2). В сфере обращения (процесс реализации (продажи) продукции).
1) Выделяют три взаимосвязанных направления анализа производства и реализации продукции:
2) Оперативный анализ. Анализ производства и реализации продукции с целью оперативного воздействия на ход производства. Оперативный анализ осуществляется на основе плановых и фактических данных о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту и качеству за день нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонений от плана. Источники информации: рапорты, сводки цехов, производственно-диспетчерских служб и др.
3) Итоговый анализ. Оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности с целью подведения итогов работы предприятия, цеха, участка, поточной линии, рабочего места.
4) Прогнозный анализ. Анализ результатов и хода выполнения производственной программы с целью прогнозирования возможных результатов.
Последовательность проведения анализа производства и реализации продукции включает следующие этапы:
Этап 1. Анализ производства продукции: ассортимент и номенклатура продукции, выполнение заказов по поставкам продукции, ритмичность производства и отгрузки продукции на склад, качество работ и продукции.
Этап 2. Анализ реализации и сбыта продукции:
выполнение плана отгрузки; структура и ассортимент отгруженной продукции;
равномерность и ритмичность отгрузки; выполнение обязательств по отгрузке продукции (география поставок); претензии, рекламации, причины принятия продукции на ответственное хранение; сроки прохождения продукции до получателя и способы доставки продукции.
Этап 3. Анализ реализации продукции и остатков нереализованной продукции: оплата отгруженной продукции, сроки и формы оплаты, платежеспособность покупателей; объем реализации, поступление выручки от реализации; остатки готовой продукции на складе в разрезе номенклатуры заказов и сроков пролеживания; остатки товаров в пути, в том числе отгруженные сроки оплаты которых еще не наступил, неоплаченные в срок и на ответственном хранении у покупателя.
Этап 4. Анализ факторов и резервов возможного увеличения производства и реализации продукции.