Зарождение рев-но-демократич движения в Бел(народники, социал-демократы,марксист. Кружки)

III. В конце 60- нач. 70 гг. в русском освободительном движении сформировалось течение – народничество. Социальными условиями его появления стали:

· развитие капитализма,

· массовое разорение мелких производителей (крестьян).

Народничество получило развитие и в Беларуси, хотя и менее широкое – слабее шло формирование разночинной интеллигенции; не было высших учебных заведений; потери интеллигенции в ходе подавления восстания 1863 г. В 70-е годы в городах появляются кружки, где под видом самообразования молодежь изучала нелегальную литературу. Связь с центром (общероссийским движением) поддерживалась через студентов, учившихся в ВУЗах Петербурга и Москвы. Раскол народнической организации «Земля и воля», расколол и народников Беларуси. Они в большей части присоединились к «Черному переделу» (этому способствовал приезд Г.Плеханова в Минск). С 1881 г. народническая типография (подпольная) действовала в Минске.

В 181 г. из разрозненных кружков создается региональная организация Литвы и Беларуси «Северо-Западная организация». Руководящий центр находился в г. Вильно и назывался «Центральной группой». Деятельность организации была направлена на:

· создание новых групп,

·сбор средств для борьбы,

· организация подпольной типографии,

· проведение работы среди учащихся, рабочих, ремесленников.

Полиция разгромила «Северо-Западную организацию» к концу 1882 г. Белорусские народники, как и все народовольцы почти не вели работы в деревне.

В 1884 г. с инициативой объединения в общую организацию народнических кружкой выступила группа «Гомон» (студенты-белоруссы ВУЗов Петербурга). Выпустили 2 номера своего одноименного периодического издания. Признавали необходимость:

· единение всех революционных сил России для свержения царизма,

· равноправие всех народов и право их на самоопределение,

· право белорусского народа на самостоятельность,

· впервые заявили о существовании белорусской нации.

Гомоновцы питались квалифицировать себя как белорусскую социально-революционную партию, но им не удалось объединить кружки и группы в одну организацию или же оказать на них хотя бы влияние.

На смену народникам в 80-е годы, в революционном движении шел рабочий класс, а народническим доктринам – марксизм. Первые рабочие кружки возникли – 1876 г. в Минске, 1889 г. в Могилеве. Первые стачки рабочих также отмечены в 80-е годы, в 90-е г. – забастовки. Толчком к развитию послужил приезд В.И.Ленина в г. Вильно в сентябре 1896 г. Рабочее движение стало развиваться как составная часть революционного движения России, однако его размах был меньшим, чем в крупных промышленных центрах. В середине 80-х г. в Беларуси появляются первые марксистские кружки. Как и во всей стране марксистские кружки Беларуси не были связаны с рабочим движением.

 

Как и во всей стране марксистские кружки Беларуси не были связаны с рабочим движением. С середины 70-х годов стало усиливаться непосредственно классово-политическое движение.

Объективно оно носило революционно-демокра­тический характер и было направлено против пе­режитков крепостничества. Они высказывались за переход к социализму путем крестьянской революции

В 70-80-е годы народнические кружки действовали в Минске, Моги­леве, Гродно, Пинске, Витебске, Орше, Слуцке..

Для распространения марксизма и появления социал-демокра­тического движения в Беларуси в 80-е годы сложились относительно бла­гоприятные объективные и субъективные условия. Крестьянский социа­лизм народников находился в идейно-организационном кризисе. Рабочие все чаще заявляли о своих, отличных от других социальных групп поли­тических интересах. Стали создаваться кружки рабочих, где изучались произведения К. Маркса и его последователей. Первый кружок этого на­правления был создан в Минске студентом Э. Абрамовичем. Летом 1885 г. в марксистских кружках занималось уже 130 рабочих

В результате расширилось стачечное движение под лозунгом повышения оплаты и улучшения усло­вий труда. В 1895-1897 гг. в Беларуси состоялось 114 стачек, в которых участвовало 5 тыс. рабочих

экономическая борьба рабочих, особенно ко­гда она разворачивалась в общероссийском масштабе, приносила опреде­ленные результаты. Еще в 1882 г. был принят закон о запрете работы на заводах, фабриках и мануфактурах детей в возрасте до 12 лет. Рабочий день подростков до 15 лет ограничивался, им запрещалось работать в ночное время и праздничные дни. Не допускался труд детей и подростков на вредных для здоровья производствах. Для контроля за выполнением закона вводилась фабрично-заводская инспекция.

Закон 1885 г. запрещал ночной труд женщин и подростков до 17 лет на текстильных предприятиях. Вводились расчетные книжки, где фикси­ровались условия найма, причем менять их до окончания срока контракта не разрешалось. Штрафные деньги, взимавшиеся с рабочих, должны были расходоваться на нужды самих рабочих. И наконец в 1897 г. правительст­во пошло на радикальную по тем временам меру - ограничение рабочего дня на фабриках и заводах до 11,5 часов.

В 1898 г. на съезде в Минске представителей петербургской, москов­ской, киевской и екатеринбургской организаций Союза борьбы за осво­бождение рабочего класса, Киевской «Рабочей газеты» и Бунда (Всеобще­го еврейского союза в Литве, Польше и России) была создана Российская социал-демократическая рабочая партия, что содействовало расширению политической агитации на местах, в том числе и в Беларуси. В 1898-1900 гг. рабочее движение охватило 21 населенный пункт и по сравнению с 1895-1897 гг. увеличилось в 2,3 раза. Выступления рабочих все больше и боль­ше носили политический характер.

. На рубеже 90-х годов в рабочем движении Беларуси наметилась тен­денция перехода от экономической к политической борьбе. В 1901 г. прошли 3 массовые политические стачки, 10 демонстраций

Таким образом, период вхождения Беларуси в состав Российской им­перии занимает особое место в истории белорусского народа. Это время характеризуется качественными изменениями в политической и социаль­но-экономической сферах жизни белорусского народа, дальнейшим ста­новлением его духовного, этнически-национального умонастроения. Все социально-политические проблемы, вставшие перед тогдашним россий­ским обществом, тесно переплетались с задачами реализации устремле­ний белорусского народа. Созревали необходимые предпосылки для ста­новления, наконец, собственной белорусской национальной государст­венности.

Начиная со второй половины XIX в. и особенно после восстания 1863 г. четко обозначились два подхода к вопросу о самоопределении белорус­ского народа, к формированию его государственности. Сторонники пер­вого из них, революционно-демократического, выступая с национальных позиций, рассматривали Беларусь как самобытную страну, в той или иной мере отстаивали возможность развития государственности белорусов. Представители второго подхода, так называемого «западнорусизма», рас­сматривали Беларусь в качестве неотъемлемой части России как ее запад­ную часть.