Анализ формирования производственной программы
На этапе формирования производственной программы и заключения договоров целесообразно определить:
1) Экономические последствия изменения условий договоров (сроки, объемы поставок, изменение цен на сырье, продукцию и т.п.);
2) Влияние отклонений нормативов затрат, фактически имевших место на предприятии, на общую сумму прибыли, которую планируется получить к концу анализируемого периода.
Данная задача решается с помощью факторного анализа производственной программы в разрезе отдельных договоров на поставку продукции с учетом:
- технологических особенностей выпуска того или иного вида продукции;
- динамики фактического уровня затрат по отдельным изделиям.
На крупных предприятиях с большой номенклатурой выпускаемой продукции данная задача решается с помощью ЭВМ.
На небольших предприятиях, выпускающих 5-10 наименований изделий расчеты, могут производиться вручную.
Факторный анализ производственной программы базируется на взаимосвязи прибыли, объема и затрат.
Последовательность решения задачи:
а) Исходя из заданной прибыли, рассчитывается необходимый для ее получения объем реализации и соответствующий ему объем производства при определенном уровне затрат (может быть использован CVP-анализ).
б) По каждому договору определяется влияние на общую сумму прибыли уровня постоянных и переменных расходов, объема производства и реализации, цен на материалы и продукцию по формуле:
(1)
где:П - прибыль;
К- количество изделий одного наименования в натуральном выражении;
Ц – цена единицы продукции;
МЗ - прямые материальные затраты в стоимостном выражении для производства отдельных видов продукции;
Отр –прямые затраты на оплату труда рабочих;
Ру-п - условно-постоянные расходы;
Пн – прибыль в остатках нереализованной продукции.
Используя данную формулу, можно установить влияние на возможную прибыль таких факторов, как:
- отказы от договоров по инициативе покупателей (заказчиков) из-за низкого качества продукции, снижения спроса на нее, нарушения сроков поставки и т.п.
- изменения объемов продукции по инициативе покупателей (заказчиков);
- замена материалов, в том числе по вине поставщиков;
- изменение цен на материалы, продукцию и т.д.