Анализ формирования производственной программы

На этапе формирования производственной программы и заключения договоров целесообразно определить:

1) Экономические последствия изменения условий договоров (сроки, объемы поставок, изменение цен на сырье, продукцию и т.п.);

2) Влияние отклонений нормативов затрат, фактически имевших место на предприятии, на общую сумму прибыли, которую планируется получить к концу анализируемого периода.

Данная задача решается с помощью факторного анализа производственной программы в разрезе отдельных договоров на поставку продукции с учетом:

- технологических особенностей выпуска того или иного вида продукции;

- динамики фактического уровня затрат по отдельным изделиям.

На крупных предприятиях с большой номенклатурой выпускаемой продукции данная задача решается с помощью ЭВМ.

На небольших предприятиях, выпускающих 5-10 наименований изделий расчеты, могут производиться вручную.

Факторный анализ производственной программы базируется на взаимосвязи прибыли, объема и затрат.

Последовательность решения задачи:

а) Исходя из заданной прибыли, рассчитывается необходимый для ее получения объем реализации и соответствующий ему объем производства при определенном уровне затрат (может быть использован CVP-анализ).

б) По каждому договору определяется влияние на общую сумму прибыли уровня постоянных и переменных расходов, объема производства и реализации, цен на материалы и продукцию по формуле:

(1)

где:П - прибыль;

К- количество изделий одного наименования в натуральном выражении;

Ц – цена единицы продукции;

МЗ - прямые материальные затраты в стоимостном выражении для производства отдельных видов продукции;

Отр –прямые затраты на оплату труда рабочих;

Ру-п - условно-постоянные расходы;

Пн – прибыль в остатках нереализованной продукции.

Используя данную формулу, можно установить влияние на возможную прибыль таких факторов, как:

- отказы от договоров по инициативе покупателей (заказчиков) из-за низкого качества продукции, снижения спроса на нее, нарушения сроков поставки и т.п.

- изменения объемов продукции по инициативе покупателей (заказчиков);

- замена материалов, в том числе по вине поставщиков;

- изменение цен на материалы, продукцию и т.д.