Политико-правовое учение Фомы Аквинского

 

Иногда называют учением «тонизма» умер в 1274 году. принадлежал к знатной семье. Родился в 1225 году в местечке Аквина. Получал образование на теологическом факультете. Его родственники видели его будущее не в качестве теолога. Вся его жизнь всё же, была служением церкви, гос-ву, он был признанным авторитетом в католицизме. Основное отличие католицизма от православия – идея троицы (в православии Бога-сына не признают, в католицизме мучения в аду можно сократить путём перечисления денег церкви, обрядовые различия). ФА – представитель философской идеи католицизма, его деятельность приходилась на период доминирования христианства около 1000 лет, необходимо было обновить идеи. Он обратился к идеям Аристотеля. Произведения ФА относятся к периоду развития идеологии – схоластика (основано на признании божественной природы гос-ва). Философия – есть слуга богословия. Однако, ему присущ интерес не только к богословским проблемам, но и к идеям земного гос-ва. Он издаёт теорию признания божественной сути гос-ва. Схоласты 13 в считали, что материя и форма – 2 разных института. ФА – бытие (форма) даёт жизнь вещам. Материя – начало формы, форма – суть вещей. Согласно схоластике, право выводится из нравственных начал. Конечная цель человеческой жизни – познание того, что выше его разума. ФА спрашивает, что для этого нужно. Первое – это наличие прямоты воли. Прямота воли – это движение к цели. К ней добавляются известные действия (движение и действия – это высшая сила). Закон, который определяется как известное правило, мерило действия, которым кто-либо побуждается к действию или воздерживается от него. Закон имеет целью общее благо. Законодателем может быть либо целое общество, либо отдельное лицо. Закон – это известное установление разума для общего блага обнародованное тем, кто имеет попечение об обществе.

Наверху системы права – вечный закон, некая божественная мудрость, управляемая миром, божественное провидение («Бог создал мир с определённой целью, строительство мира не закончено и по мере развития вселенной проявляется этот божественный закон, человеку его постичь в полном объёме невозможно. Чтобы догадаться, что человек правильно строит свою жизнь, ему открываются отдельные части вечного закона, на основании которых у человека возникают представления о добре и зле») – речь идёт о втором типе закона – естественном. Естественный закон – это порождение человеческого разума, это общие принципы, лежащие в основе принятых обычаев. Третий закон – человеческий, позитивный. Устанавливается людьми в интересах людей, хотя, по мнению ФА, творить закон – не дело рук человеческих. Законы создаёт природа, диктует разум, а человек лишь придаёт им определённую форму. Поэтому, человеческие законы – самые несовершенные. Божественный закон – как часть божественного представлен в библии. Все 3 закона действуют в рамках вечного закона. Критерий справедливого закона – нравственность, религиозное сознание человека, долг человека. Справедливый закон по происхождению – это когда он не превышает власти издающего. По цели справедливые законы – когда они служат общему благу. По форме справедливые законы – когда ради общего блага на подданных налагаются тяжести уравнительные. Несправедливые законы – противоречат общему благу, те, что противоречат божественному становлению. Если закон противоречит человеческому благу, то их исполнение не обязательно, если противоречат божественному благу, то человек обязан не исполнять такой закон и имеет на это право.

Право – от «правда» - ФА - это добродетель, который касается воли и внешних действий человек в отношении к другим. Уравнение в отношении с другими людьми состоит в воздаянии каждому того, что ему принадлежит. Право – это объект правды. Право делится на естественное и положительное право. Право народа – это вид естественного права. Соответствие естественного и положительного права.

Говоря о гос-ве, он выделяет 3 основных элемента: происхождение гос-ва, сущность гос власти и её употребление. Так же, как и Аристотель, ФА говорит, что гос-во - это часть общественного порядка. Человек – животное общительное, стремится жить в обществе, из-за чего и возникает гос-во. Создание гос-ва – результат естественной склонности человека к общению, это предопределено Богом и опосредовано человеческим разумом. Цель гос-ва – это общественное благо материальное и духовное. По мнению ФА, гос – во – высшее проявление человеческого искусства. Государь – не только правитель, но и создатель гос-ва. Сущность власти – в служении добру. Добро – это установление определённого порядка управления и подчинения. Поэтому, по сущности власть всегда происходит от Бога. Повиноваться властям следует в той степени, в какой эта власть происходит от Бога. В связи с этим он рассматривает вопрос о границах повиновения властям. Если власть неправильно приобретена, то все, у кого есть сила, этой власти могут не повиноваться. Неправильное употребление власти – так же основание для неповиновения: если власть предписывает действия, противные той цели, ради которой она приобретена. Неповиновение такой власти – это и право и обязанность. Второй случай – власть предписывает то, на что не может простираться власть правителя. Подданные могут отказаться от повиновения, но это их право, не не обязанность. Отказ от повиновения может выразиться в форме восстания. Восстание нарушает единство народа, живущего в одном гос-ве, поэтому – есть смертный грех. Но, народом является собрание людей, связанное единством прав и общей пользы. В тираническом правлении нет общей пользы народа, есть польза тирана. При тирании сам тиран – нарушитель порядка, поэтому, восстание против тирана – даже похвально. Т.о., ФА обосновывает возможность убийства тирана.

В формах правления ФА выделяет наилучшую – монархию, которую уподобляет теократии. Это – некое подражание природе. В природе есть один органе, приводящий в движение организм – сердце, душой руководит разум, творец всего мира – Господь + вся история свидетельствует, что страны и города. Где правит одно лицо преуспевают ,а где власть в руках многих – там волнения и неурядицы. Монархия может быть сословно-представительной (к участию в управлении гос-вом привлекаются разные сословия). Неправильные формы – олигархия, демократия или демагогия – это тираническая фп «царь правосудный утверждает землю, а корыстолюбивый – разоряет». Наиболее живучая – смешанная фп, составленная из нескольких чистых форм (например, по форме – монархия, как олицетворение единства, с опорой на аристократов). Вслед за Августином пытается разграничить сферы действия церкви (души) и гос-ва (внешняя жизнь подданных). Постоянно прослеживается идея ФА о приоритете духовного начала. Католическая церковь во все периоды играла активную полит роль в жизни гос-ва – это её отличительная особенность.

Рассуждения о собственности: католическая церковь была крупнейшим собственником, что требовало обоснования, ФА: частная собственность – это особый дар бога человеку. Пользоваться им нужно с особым уважением к дарителю. « Только праведные могут распределять общее достояние» - духовенство пользуется этим им-вом не в своих интересах ,а в интересах всех верующих. Частная собственность – это так же, обязанность опекать её. Использоваться она должна для всех верующих. Многое из наследия ФА было использовано католической церковью когда на смену теологическому мировоззрению пришло юр-е. В 1879 году римский папа Лев 8 объявил учение ФА 2единсвтенной истинной философии католицизма».

19 век – течение неотомизма. В это время римские папы должны были определиться в отношении к капитализму – «современный капиталистический порядок покоится на естественном праве, велениях разума, как одно из прав личности стало рассматриваться право част собственности. В неотомизме говорится о неизбежности соц различиях, объясняемые разницей в профессиях. В укачесвтве вредных для христиан идеологий – индивидуализм, коллективизм. Они считались нежелательными для католиков. Идеальное решение всех соц противоречий – стремление строить отношения на основе христианской любви к ближнему. «