Полит и правовое учение Августина

354-430 г.г. н.э. – годы жизни. Он является основателем патристики – учения отцов церкви. Время, когда он жил – время распространения христианства, сам он не сразу стал христианином, до этого он был язычником. После знакомства с трудами христианских авторов, он стал ярым последователем. Последние годы жизни (20 лет) он стал епископом в Епони. Он написал более 100 богословско-религиозных произведений. « О граде Божьем» - 20 книг. Считалось, что это – энциклопедия тогдашнего христианства. Ему принадлежит концепция, в основе которой – идея прогресса, поступательного развития, трактуемые с религиозных позиций – Августин критикует разделение истории на дохристианскую и христианскую. Он отрицает идею кругообращения времён, когда одно и то же постоянно повторяется (принцип циклического развития), мир по его мнению устроен иначе. Мир – это творение Бога, история едина и неделима, она является закономерным процессом движения к одной цели – царство Божье и осуществление страшного суда. Он считает, что история начинается с грехопадения Адама и Евы- 6 дней божественного творения и 6 возрастов. 1 день – этап младенчества (появление Адама и Евы, заканчивается всемирным потопом и возникновением Ноево ковчега), 2 - детство (от Ноя до Авраама – первого человека, поверившего в единого бога), 3 – отрочество (от Авраама до царя Давида), 4 юность (от ДАВИДА, ДО Вавилонского столпотворения), 5 – этап зрелости и начала заката человеческой жизни (от Вавилона до рождения Христа), далее он пишет, «теперь идёт день шестой» - эпоха старости «впереди – страшный суд. Стареющий век, но время, когда земля производит душу живую», это подготовка ко второму пришествию Христа. Гибель христианства будет означать гибель человечества, при этом, всё закончится страшным судом и царством Божьим. Каждого Бог наделил свободой воли и каждый сам принимает решение: жить по Богу или по дьяволу, поведение человека зачастую противоречит Божественному замыслу. Поэтому Августин снимает с Бога ответственность за негативные явления в мире. 2 разряда людей (символически- 2 града, 2 общества людей) – одному предназначено царствовать с Богом, а другому подвергаться вечному наказанию с дьяволом. Вся история до страшного суда – борьба града земного и града божественного. Возникновение 2х градов – с Библии, Адам отягощённую грехом волю передал людям, его сыновья Каин и Авель – 2 противоположности. Авель – у истоков царства божьего, Каин – царства земного, где многие отягощены грехом. Основной вопрос теории Августина: как жить в земном царстве и как оставаться праведником в греховном гос-ве. Земной град – великая разбойничья организация. В основе создания гос – человеческие пороки, «каждый ищет своей пользы, земные царства основаны на насилии». «И так, при отсутствии справедливости, что такое гос-во, как ни большие разбойничьи шайки и они так же представляют собой об-во управляемое властью начальника, делят добычу по добровольно установленному закону». Когда такая шайка потерянных людей разрастается до огромных размеров, захватывает области, основывает оседлые жилища, порабощает народности, тогда она получает название «государство»».

Критикуя Цицерона, который называл Рим республикой, поскольку в республике есть справедливость. Единственная республика, где есть справедливость – та, где правит Христос. Критикуя гос-во, Августин понимал, что если критику довести до логического конца, то можно довести до отсутствия гос-ва. А где нет гос-ва, там нет церкви. Поэтому его критика постепенно перерасла в реабилитацию гос-ва. Он приводит следующие идеи в защиту гос-ва: социальная природа личности. Принудительная власть, возникающая в семье, рассматривается как ограничение свободной воли человека. Семья – это начало гос-ва. Цель власти – погасить появление человеческой порочности. Гос власть должна стремиться к миру, гармонии, порядку. Власть должна быть основана на согласии граждан, ибо справедливость – « это воздаяние каждому своего». Справедливость в этом смысле и существует в гос-ве. Земное гос-во, обеспечивает мир, справедливость, защищает частную собственность. Земные правители бывают достойными. Отношение к верующим Августина: он призывает к активной жизненной позиции христиан, жители земного града должны соблюдать законы града небесного, если они не противоречат их религиозным убеждениям (стремиться к небесному, не пренебрегая земным, верить в Бога, исполняя долг гражданина).

Августин был впоследствии канонизирован церковью. Его основная идея – разграничение гос и церковной властей, которые должны существовать как 2 суверенных града (божественный и земной). Он, предвидя провалы в нарушении этого принципа, предупреждал, что любое вторжение одной сферы в другую чревато трагическими последствиями. И церковь и гос-во должны поддерживать друг друга. Более 1000 лет эта теория была доминирующей.