ИНФОРМАЦИОННЫЕ АГЕНТСТВА РОССИИ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ.

Информационные агентства – специализированные информационные предприятия (организации, службы, центры), обслуживающие СМИ. Функционирование агентств ориентировано на сбор новостей. Успешная работа агентств зависит и от использования средств коммуникации. Без компьютерных сетей, спутниковой связи невозможно достичь должного уровня оперативности, а значит, быть конкурентоспособным. Первые информационные агентства в России возникли во второй половине XIX в., когда после «великих реформ» 60-х гг. стали бурно развиваться промышленность, торговля, сельскохозяйственное производство. Российской экономике необходима была оперативная и достоверная информация о состоянии мировых рынков, а также о политической ситуации. В 1866 г. высочайшим разрешением была создана отечественная информационная служба – Российское телеграфное агентство (РТА). На основе полученных из-за рубежа и прошедших цензуру телеграмм составлялись бюллетени, которые 2–3 раза в день рассылались подписчикам по телеграфу. Вскоре РТА стало собирать внутреннюю информацию и через немецкое агентство Вольфа распространять ее за границей. В 70–80-е гг. XIX в. действовали также Международное и Северное телеграфные агентства.

Следующий период в истории российских информационных агентств начался с захвата в дни октябрьского переворота 1917 г. наряду с телеграфом, вокзалами, мостами и другими средствами коммуникации и Петроградского телеграфного агентства. В течение короткого времени все информационные учреждения в столице, на местах и корпункты за границей были слиты в единый информационный орган – РОСТА, деятельность которого строго контролировалась. Это агентство получало прямые указания, что передавать, какую информацию распространять. Газеты и журналы, в свою очередь, были обязаны публиковать эти материалы.

В дальнейшем деятельность советского информационного агентства многократно реформировалась, менялось даже название (с 1925 г. – Телеграфное агентство Советского Союза, ТАСС). Длительный период ТАСС оставалось единственным источником официальной информации. Деятельность агентства находилась под строгим контролем власти и в целом была подчинена пропагандистским задачам.

В 1961 г., во время хрущевской «оттепели», рядом общественных организаций было учреждено еще одно информационное агентство, АПН, которое по статусу было негосударственным, однако жестко контролирующимся. АПН специализировалось на распространении информации среди зарубежных подписчиков, это была своего рода «витрина социализма». За ТАСС закрепилась обязанность передавать новостную оперативную информацию. К этому времени ТАСС стало крупнейшим агентством в мире, а его репортеры накопили немалый профессиональный опыт. АПН большее внимание уделяло интервью, репортажам, очеркам, издавало большое число вестников. До начала 90-х гг. эти агентства оставались естественными монополистами.

Информационный «бум» начала 90-х гг. не обошел стороной и информационные агентства. Создававшиеся новые агентства были прежде всего альтернативой государственной информационной службе. Монополия ТАСС и АПН была разрушена довольно быстро.

К настоящему времени в России действуют около тысячи различных служб, называющих себя информационными агентствами.

ТАСС и АПН выдержали испытание рынком. Эти агентства, а также Интерфакс являются крупнейшими и определяют погоду на рынке информации.

Система информационных агентств. В эту систему входят: крупные общероссийские агентства, дающие универсальную по тематике информацию (ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА «Вести»);специализированные агентства;региональные агентства; сетевые агентства.

Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)] Сегодня, по классификации ЮНЕСКО, является одним из крупнейших мировых агентств.

Информационное агентство Интерфакс было создано в 1989 г. и сегодня является крупнейшей негосударственной информационной корпорацией на территории бывшего СССР и представляет собой холдинг из 15 отдельных компаний. Вначале Интерфакс ориентировался прежде всего на иностранных дипломатов, специалистов, журналистов, которым не хватало достоверной информации об СССР. Первоначальная ставка на альтернативность и оппозиционность информации помогла агентству встать на ноги. Однако в дальнейшем деятельность агентства стали определять качество и оперативность информации, использование новейших технологических и технических средств, постоянные поиски нового.

Российское агентство международной информации «РИА Новости» (ФГУП РАМИ «РИА Новости») — одно из крупнейших информационных агентств России. Полное наименование — Федеральное государственное унитарное предприятие «Российское агентство международной информации РИА Новости». Свою историю «РИА Новости» ведет с 24 июня 1941 года. Тогда, через два дня после нападения вермахта на СССР, было образовано Советское Информационное Бюро (Совинформбюро). В 1961 году Совинформбюро было преобразовано в Агентство печати «Новости» (АПН). 27 июля 1990 на базе АПН было создано Информационное агентство «Новости» (ИАН). Представительства ИАН располагались в 120 странах. ИАН издавало 13 иллюстрированных журналов и газет. В сентябре 1991 года ИАН было преобразовано в Российское информационное агентство «Новости». С 1993 года РИА «Новости» является государственным информационно-аналитическим агентством. Осенью 2005 года дочерняя структура РИА, «ТВ-Новости», запустила иноязычный новостной телеканал Russia Today.В январе 2011 года «РИА Новости» запустило собственный круглосуточный интернет-телеканал «РИА ТВ», вещающий в режиме онлайн (бета-версия работала с августа 2010 года). Основную сетку вещания канала занимают новостные сюжеты и аналитические программы собственного производства, а также сторонних профессиональных поставщиков.