История Дизайна
6. Особенности дизайна второй половины XIX века в Европе
Начальный период евр-го д-на и его становление после I мировой в.
К к. 19 в. были заметны сдвиги в техническом уровне товаров, но выступали недостатки их внешнего вида. Считается, что путь преодоления недостатков формы связан с процессом поиска новых художественных ценностей: иск-во сецессий, югенд стиль, ар нуво. Ар нуво – назад к природе (чувственность, природные формы). Появление фигуры «нового заказчика»., располагавшего невиданным ранее фин-ми возможностями. Теоретическое освоение новых эстетических ценностей обеспечило необходимый исторический расчет с эпохой эклектизма. Особ-ти нач-го периода европ-го д-на проявились в Германии нач. 20 в. Руководитель одно из крупнейших предприятий концерна AEG Вальтер Ратенау пригласил в 1907 г. на должность ген-го худ-го рук-ля Питера Беренса (1869-1940). Ученик ле Корбюзье (Женере). Создал AEG для гармонической ф-мы электроприборы, оборудование, интерьеры фирменных салонов, графическую рекламную продукцию. С именем Беренса связано понятие промышленной культуры, идейным провозвестником его и называли.Впервые в истории возник союз (таланта и денег) DWB – немецкий промышленный союз. В 1907 г. в Мюнхене с целью повышения качества промышленной продукции при поддержке официальных кругов был создан германский художественно-промышленный союз Дойче Вербунд. У его истоков был нем-й арх-р Герман Матезиус. До этого жил в Англии и там ознакомился с подобным движением. Вместе с ним учредителями стали П. Беренс, А. Ван де Вельде (худ-ки-универсалы), Карл Остхаус (арх-р, дизайнер), Фридрих Науман (политик), Карл Шмидт (промышленник). Деятельность Матезиуса была направлена на укрепление промышленного искусства в Германии. Просуществовал союз до появления фашизма. В частной мастерской Беренса работал молодой талантливый архитектор Вальтер Гропиус, кот-го привлекла деятельность союза. Перед I мировой Анри ванн де Вельде (бельгиец, основатель в 1902 г. художественно-промышленного училища в Веймаре) вынужден был вследствие прихода шовинистов оставить свой пост и назвал своим приемником Гропиуса.Переговоры Гропиуса с правительством Великого герцогства Саксония-Веймар были прерваны началом войны. И программа его была отложена. В ней предлагалось объединить и связать художественные училища с производством. Дизайн не роскошь, а неотъемлемая составная часть предмета. Гропиус считал, что нужно специально готовить художников для промышленности, для чего нужна специальная наука — Учение об органическом формообразовании. В 1917 г. гусарский лейтенант Гропиус вернулся в Берлин и сразу включился в общественные движения художников («группа ноября», «трудовой совет искусств»). В апреле 1919 г. Гропиус назначен директором Веймарской школы. В XIX веке а Европе окончательно утверждается капиталистическая форма хозяйствования, в сознании людей прослеживается стремление быть полезным обществу, а культура приобретает демократические и светские черты. Доминирующая городская культура способствовала не только интенсивному развитию промышленного производства: машиностроения, энергетики, металлургии и пр., но также стимулировала процессы образования и науки. По всей Европе формируется система школьного и профессионального образования, возрастает количество студентов, обучающихся в университетах. Нормой европейской культуры становится стремление повышать свой образовательный уровень.Со второй половины XIX века меняется социальный статус науки. В Европе появляются государственные научные центры, включавшие в себя научно-исследовательские институты и лаборатории. В практику входит проведение научных конференций, симпозиумов и всемирных выставок, как новых форм международного культурного обмена.В последней четверти XIX в. происходит расширение технического оснащения художественной культуры. Результатом массовизации производства и достижений научно-технической революции стало возникновение современного дизайна или художественного конструирования. Своим появлением данный вид художественно-творческой деятельности обязан, с одной стороны, бурному развитию техники и совершенствованию технологических производственных процессов, с другой - проникновению художественного творчества в новые области деятельности и расширению границ эстетической действительности. Именно эти процессы формировали и новое отношение человека к окружающей его среде, в которой любые технические конструкции и предметы должны были стать носителями гармонии и красоты.
7. Русский стиль во второй половине 19 века
Архитектура второй половины XIX века и начала XX века. Поиски "русского стиля"На протяжении периода поисков "русского стиля" (конец первой и вторая половина XIX века) можно различить несколько этапов. На первом этапе (середина XIX века) так называемый официальный "русский стиль" представлен работами архитектора К. А. Тона. Его главнейшим произведением является Храм Христа Спасителя и Большой кремлевский дворец (1838 - 1849), который явился попыткой в известной мере повторить по своим формам кремлевские терема XVII века с привнесением "византийских" элементов убранства. Интерьеры дворцовых зал, посвященные русским военным орденам, отличаются большой торжественностью и великолепием, хотя и не отвечают внешней архитектуре дворца. Конец второй и вся третья четверть XIX века проходят под знаком борьбы за самобытность в русской архитектуре. Лучшими произведениями русского художественного гения и примерами для подражания признаются образцы так называемого декоративного стиля XVII века: Путинковская церковь в Москве и церковь в Останкино. Наступает период увлечения мелкой кирпичной орнаментикой, декоративными формами XVI века - крыльцами, шатрами, кокошниками и т. д. В этом духе работают архитекторы: Резанов (проект Городской думы), Горностаев и другие. Одновременно другая группа - Ропет (Петров) и Гартман - используют формы деревянного зодчества Севера в строительстве маленьких домиков и дач, перенасыщенных мотивами орнамента под "русский стиль". "Народный орнамент, - говорит Репин, - начали в то время опошлять петухами, топорами, рукавицами и т. д.". Типичным образцом подобной архитектуры служит Погодинская изба в Москве (архитектор Никитин, 50-е годы XIX века). Для этого периода характерна сложность и живописность плана и силуэта, погоня за декоративным эффектом, не считаясь с исторической точностью и архитектурной логикой.
Русский стиль (вторая половина XIX века)Все русское искусство второй половины XIX века рождено русской литературой, ведь это "золотой" век в истории русской литературы. Так и художественная культура не отстает от этого общего направления в искусстве.Русский стиль характеризуется приветствием всего русского и народного. Согласно господствовавшим тогда вкусам, предствление о красоте здания, вещи, книги, упаковки связывалось с их украшением. Ценилась только форма, покрытая декором. И когда художники, работавшие в русском стиле, обращались к историческим прототипам, они главным образом присматривались к их декору, орнаментальному наполнению.Владислав Толмацкий в своей статье пишет, что: "Не следовало бы, однако, чрезмерно завышать художественные качества этих раритетных коробок, пакетов, оберток - ведь оформляли их у нас, как правило, авторы весьма посредственные. Мастера посерьезнее, с именем, странным образом чурались подобных заказов, считая их "низким жанром"... Оттого-то и бросаются здесь в глаза так часто элементарные профессиональные огрехи: некоторая упрощенность рисунка и композиции, излишняя пестрота колористической гаммы". Однако известны оформительские работы знаменитых мастеров русского стиля - Виктора Васнецова, Ивана Билибина. Эти люди поднимают декоративную работу на один уровень с остальными видами искусства.Надо отметить, что от Васнецова ведет свою родословную фольклорная тематика и в графическом дизайне. Она стала очень популярна в начале 20-го века в работах художников так называемого "неорусского" стиля.Неорусский стиль был выношен в среде московских художников, чъе творчество пересеклось с двумя центрами культуры, сложивщимися в конце 19-го века стараниями двух меценатов: Саввы Мамонтова и Марии Тенишевой
8. Развитие Европейской культурной промышленности второй половины 19 века
Искусство Европы второй половины 19 векаДля Европы вторая половина 19 века — время активных социальных преобразований и быстрого развития промышленности. Во Франции на смену республиканскому строю, установленному революцией 1848 г., пришла империя Наполеона III (1852—1870 гг.). Франко-прусская война 1870—1871 гг. и очередная революция 1870 г. привели к восстановлению буржуазной республики. В этот период Франция создала мощную банковско-финансовую систему, а присоединение новых колоний сделало её второй после Англии колониальной державой.В Германии после австро-прусской войны 1866 г. главенствующее положение заняла Пруссия, что повлекло за собой объединение страны в 1871 г. в Германскую империю.На английский престол в 1837 г. взошла королева Виктория (1837— 1901 гг.), и в могущественной Британской империи (её колонии были в Индии, Центральной и Северной Америке, Африке и Австралии) началась эпоха, получившая название викторианской. В то время Англия стала ведущей промышленной страной. Заводы и фабрики окончательно вытеснили ремесленное производство и наводнили рынок товарами далеко не лучшего качества и вкуса.
Люди искусства стремились уловить и передать в своём творчестве образы нового времени. Рушились художественные принципы, рождённые прошедшими веками, отметались старые сюжеты.Уже второй век подряд законодательницей мод и стиля жизни оставалась Франция. Она сохраняла первенство и в искусстве. В Париже проходили Салоны, на которых выставлялись отобранные жюри картины современных живописцев. Публика оживлённо обсуждала работы художников, газеты и журналы печатали рецензии критиков.Раз в несколько лет в европейских столицах устраивались всемирные промышленные выставки, где наряду с техническими достижениями демонстрировались и произведения искусства. В течение второй половины XIX столетия художественное творчество, изменившись само, преобразило и материальную среду человека — город, дом, комнату, платье, посуду...
ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА
Развитие промышленности во второй половине XIX в. вызвало приток населения в города. Старые города Европы росли и перестраивались. Тогда появилась новая форма жилого здания — доходный дом, где квартиры сдавались внаём жильцамразного достатка. Из-за дороговизны земли застройка становилась плотнее, дома поднимались ввысь — так формировался современный тип западного многоэтажного города. В середине века резко изменился облик многих европейских столиц. В перестроенном Берлине участки земли между городскими проспектами заполнили кварталы однотипных домов с тесными двориками-колодцами. Более удачной оказалась реконструкция Вены. На месте снесённого пояса городских укреплений проложили широкую озеленённую магистраль Ринг («кольцо»), которую быстро застроили внушительными общественными и жилыми зданиями. Образцовой была признана перестройка Парижа. Система радиальных улиц и двойное кольцо бульваров положили конец средневековой замкнутости кварталов и связали город в единое целое. Кладбища переместились к окраинам, промышленные предприятия — в предместья, зато в черту Парижа вошли два больших пейзажных парка — Венсенский и Булонский леса. В XIX в. западная архитектура пережила технологический переворот: появились новые материалы (чугун, сталь, железобетон) и методы строительства. Но современные конструкции считались слишком грубыми, недостойными стать основой нового архитектурного стиля. Их использовали лишь при строительстве мостов, вокзалов, крытых рынков, а также популярных тогда всемирных промышленных выставок.В европейском зодчестве середины XIX столетия восторжествовал эклектизм (от греч. «эклектикос» — «выбирающий») — архитектурная практика, основанная на воспроизведении конструктивных и декоративных форм различных стилей.Появление эклектизма было подготовлено неоклассицизмом и неоготикой первой половины столетия. Потом возникло ещё несколько «исторических» стилей — романско-византийский стиль, неоренессанс, необарокко, ложное рококо, второй ампир.Характернейший пример эклектизма в архитектуре — застройка венского Ринга (60—80-е гг.). Здесь соседствуют Вотивная церковь в формах французской готики (архитектор Генрих фон Ферстель); Городской театр, сочетающий черты зодчества Возрождения и барокко (архитекторы Готфрид Земпер и Карл Эрхард фон Хазенауер); здание Парламента, стилизованное под древнегреческое (архитектор Теофилиус Эдвард фон Хансен), и Дворец юстиции, оформленный в подражание немецкой архитектуре XVI в. (архитектор Александр Виллеман).
Архитектура эклектизма отражает психологию европейца тех времён, который считал свою цивилизацию образцовой, а свою эпоху — вершиной истории и не сомневался, что вправе распоряжаться наследием иных веков и культур. Хозяин доходного дома использовал пышный псевдоисторический декор как своего рода рекламу, как броскую упаковку для сдаваемых квартир. Богатый чудак мог выстроить резиденцию, отражающую мир его романтических грёз (таковы постройки Георга фон Дольмана для короля Баварии Людвига II). Парламентские здания воспроизводили формы архитектуры Древней Греции, церкви и суды напоминали о Средневековье, театры — о барокко и рококо.Хотя эклектизм, по сути, явление «массовой культуры», среди его мастеров были яркие творческие индивидуальности, такие, как французский архитектор Жан Луи Шарль Гарнье (1825—1898). Построенное им здание парижского театра «Гранд-Опера» (1861 — 1875 гг.), несмотря на помпезное убранство, оставляет впечатление величавой целостности. Площадь перед зданием, вестибюль, парадная лестница, фойе, огромный зрительный зал на две тысячи мест и почти такая же по величине сцена органично дополняют друг друга, образуя единый ансамбль. Постройка Гарнье послужила образцом для театральных зданий того времени (театров в Вене, Одессе, Нью-Йорке).Выдающимся немецким зодчим был Готфрид Земпер (1803—1879), известный также как теоретик архитектуры. Постройкам Земпера присущ эклектизм, и всё же он отдавал предпочтение ясному и выразительному языку архитектуры итальянского Возрождения. Характерная его работа — Дворцовый театр в Дрездене (1838—1841 гг., перестроен автором в 1871 — 1878 гг.).На протяжении полувека европейские архитекторы пытались преодолеть разлад между конструкцией здания и его пластическим образом. Эжен Виолле-ле-Дюк (1814—1879), французский зодчий и реставратор готических памятников, в 60-х гг. утверждал, что основой архитектурного образа должна быть конструкция, отвечающая определённому назначению. К сходным взглядам почти в то же время пришёл и Земпер, добавляя при этом, что зодчий должен «оживить» материал и конструктивную схему, вложить в них
9.Всемирные выставки второй половины 19 века
Промышленные выставки XIX в. В период перехода от мануфактурного производства машинному, расширения торговли и образования общена¬циональных рынков начинает возрастать роль выставок. С 60-х годов XVIII века проходят общенациональные выс¬тавки торгово-промышленного характера. Первые такие выставки прошли в Лондоне (1761, 1767), Париже (1763), Дрездене (1765), Берлине (1786), Мюнхене (1788), Санкт-Петербурге (1828) и др. Вместе с чисто коммерческой направленностью такие выставки начинают служить и целям демонстрации новейших технических достижений,Первая всемирная промышленная выставка 1851 г. Хрустальныйдворец Джозефа Пакстона. Первая всемирная промышленная выставка, получившая название "великая", состоялась в Англии в 1851 году. Ан¬глия в тот период была ведущей в промышленной револю¬ции и самой мощной в экономическом отношении страной. Открытие выставки состоялось в Гайд-парке Лондона под девизом "Пусть все народы работают совместно над вели¬ким делом совершенствования человека". Ее организато¬рами были принц-консорт Альберт и художник-прикладник сэр Генри Кольм. В первой всемирной выставке приняли участие 32 страны. За шесть месяцев работы ее посетили свыше 6 млн. человек.На проект павильона был объявлен архитектурный кон¬курс. Из 245 работ жюри одобрило идею, предложенную садовником Джозефом Пакстоном. Его опыт конструиро¬вания оранжерей из стекла и металла и был использован им при возведении Хрустального дворца. [2, с. 19-20].Башня была возведена за 26 месяцев. Исключительны» были не только темпы строительства, но и его метод Все элементы металлической конструкции изготовляли на заводе и затем монтировались на месте. Прогресс, достигнутый за прошедшие с 1878-1889 гг, настолько фантастичным, что посетители приходили восторг от смелости конструкции Дворца машин и Эйфеп вой башни. Значение этих сооружений остается непревзойденным.В грандиозных выставках отразились существовавщие тогда в обществе оптимизм и вера в неограниченные возможности индустрии. Индустрия "объединит человечество", - приблизительно так мечтал в 1850 г. английский принц-консорт Альберт. В начале бурного развития промышленности казалось, что ей под силу любое дело. Люди искренне ожидали от индустрии решения всех вечных мировых проблем.Всемирные промышленные выставки сыграли значительную роль в становлении и развитии дизайна. На этих выставках технические изделия, подобно произведениям искусства, впервые были представлены на всеобщее обо зрение как художественные экспонаты. Здесь выявились основные недостатки эстетики форм первых промышлен¬ных изделий. В угоду запросам обывателя, а также вследствие инерции мышления самих художников, первые промышленные изделия имитировали старые формы ручной работы с обильным украшением декором. Однако собран¬ные на выставке вместе в таком большом количестве они продемонстрировали безнадежно дурной вкус. В резуль¬тате чего необходимость поиска нового формообразова¬ния, основанного на иных эстетических принципах, отвечающего особенностям технологии машинного производ¬ства, стала очевидной