Информация по сегментам деятельности

 

Под сегментом понимается часть деятельности организации по производству продукции (работ, услуг). Бухгалтерская отчетность требует раскрытия перечня сегментов организации, при этом эти сегменты устанавливаются организацией самостоятельно, исходя из ее организационной и управленческой структуры. Данные требования установлены ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».

При выделении информации по отчетным сегментам принимаются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность организации. Вместе с тем оценка рисков при выделении информации по отчетным сегментам не предполагает точное количественное измерение и выражение их. ПБУ 12/2000 классифицирует сегменты: операционные и географические. При этом необходимо соблюдение условий, объединяющих товары, продукции, услуги в один сегмент.

При выделении информации по операционным сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу при условии сходства по всем или большинству из следующих факторов:

− назначению товаров, работ, услуг;

− процессу производства товаров, выполнения работ, оказанию услуг;

− потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг;

− методам продажи товаров и распространения работ, услуг;

− системам управления деятельностью организации (если применимо).

Формирование информации по географическому сегменту может осуществляться по определенному государству или нескольким государствам, региону или регионам в Российской Федерации.

Исходя из организационной структуры и системы внутренней отчетности организации информация по географическому сегменту может выделяться по местам расположения активов (ведения деятельности организации) или по местам расположения рынков сбыта (потребителей (покупателей) товаров, работ, услуг).

Операционный или географический сегмент считается отчетным, если значительная величина его выручки получена от продаж внешним покупателям и выполняется одно из следующих условий:

· выручка от продаж внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10 процентов общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;

· финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10 процентов суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов (в зависимости от того, какая величина больше в абсолютном значении);

· активы данного сегмента составляют не менее 10 процентов суммарных активов всех сегментов.