Анализ дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность отражает сумму долга предприятию со стороны различных юридических и физических лиц, имеющих прямые взаимоотношения с предприятием.
Сумма дебиторской задолженности находится, как правило, под воздействием двух основных факторов:
− уровень деловой активности предприятия – чем больше уровень продаж, тем обычно больше объем дебиторской задолженности;
− отношение предприятия к своим клиентам – чем больше предприятие предоставляет отсрочку платежа, желая сохранить имеющихся клиентов и привлечь новых, тем больше объем дебиторской задолженности.
Оценка дебиторской задолженности начинается с изучения ее состава и структуры. Деление дебиторской задолженности на долгосрочную и краткосрочную важно при анализе структуры активов предприятия и их оборачиваемости.
В ходе анализа целесообразно изучить:
− какой процент невозврата дебиторской задолженности приходится на одного или нескольких главных должников (этот процент характеризует концентрацию невозврата задолженности);
− будет ли влиять неплатеж одного из главных должников на финансовое положение предприятия;
− каково распределение дебиторской задолженности по срокам образования;
− какую долю векселей в дебиторской задолженности представляет продление старых векселей;
− были ли приняты в расчет скидки и другие условия в пользу потребителя (например, его право на возврат продукции).
Важным является изучение показателей качества и ликвидности дебиторской задолженности.
Под качеством понимается вероятность получения этой задолженности в полной сумме. Показателем вероятности является срок образования задолженности, а также удельный вес просроченной задолженности. Как правило, чем больше срок дебиторской задолженности, тем ниже вероятность ее получения.
Для оценки подлинности и возможности реального получения дебиторской задолженности аналитику также необходимо иметь представление о заключаемых фирмой контрактах на продажу своей продукции (товаров, работ, услуг). Например, в договоре может быть предусмотрено право покупателя на возврат товара в течение определенного срока.
Для оценки оборачиваемости дебиторской задолженности (средств в расчетах) используются показатели оборачиваемости, рассчитываемые по формулам 2.4 и 2.5:
Коэффициент
оборачиваемости = Выручка от продаж
дебиторской Средние остатки дебиторской (2.4)
задолженности задолженности
Средняя дебиторская задолженность рассчитывается по формуле средней арифметической: полусумма на начало года плюс полусумма на конец года.
Средний период Календарные дни периода
погашения дебиторской = ––––––––––––––––––––––––––––––––– (2.5)
задолженности Коэффициент оборач. дебиторской задолженности
Следует подчеркнуть, что итоговое значение дебиторской задолженности не дает полной картины взаимоотношения компании со своими потребителями, так как различные потребители могут иметь различный срок предоставленной отсрочки платежа. Для эффективной диагностики предприятия необходимо собрать и проанализировать более детальные данные, включающие:
− наименование дебитора;
− сумму задолженности;
− величину предоставленной отсрочки;
− фактическое состояние задолженности (когда истек или истечет срок погашения);
− краткую характеристику платежеспособности должника.
Такая информация должна охватывать не менее 90 % фактической суммы дебиторской задолженности.