Анализ дебиторской задолженности

 

Дебиторская задолженность отражает сумму долга пред­приятию со стороны различных юридических и физичес­ких лиц, имеющих прямые взаимоотношения с предпри­ятием.

Сумма дебиторской задолженности находится, как пра­вило, под воздействием двух основных факторов:

− уровень деловой активности предприятия – чем больше уровень продаж, тем обычно больше объем дебиторской задолженности;

− отношение предприятия к своим клиентам – чем больше предприятие предоставляет отсрочку платежа, желая сохранить имеющихся клиентов и привлечь новых, тем больше объем дебиторской задолженности.

Оценка дебиторской задолженности начинается с изучения ее состава и структуры. Деление дебиторской задолженности на долгосрочную и краткосрочную важно при анализе структуры активов предприятия и их оборачиваемости.

В ходе анализа целесообразно изучить:

− какой процент невозврата дебиторской задолженности приходится на одного или нескольких главных долж­ников (этот процент характеризует концентрацию не­возврата задолженности);

− будет ли влиять неплатеж одного из главных должни­ков на финансовое положение предприятия;

− каково распределение дебиторской задолженности по срокам образования;

− какую долю векселей в дебиторской задолженности представляет продление старых векселей;

− были ли приняты в расчет скидки и другие условия в пользу потребителя (например, его право на возврат продукции).

Важным является изучение показателей качества и лик­видности дебиторской задолженности.

Под качеством понимается вероятность получения этой задолженности в полной сумме. Показателем вероятности является срок образования задолженности, а также удель­ный вес просроченной задолженности. Как правило, чем больше срок дебиторской задолженности, тем ниже веро­ятность ее получения.

Для оценки подлинности и возможности реального по­лучения дебиторской задолженности аналитику также необ­ходимо иметь представление о заключаемых фирмой кон­трактах на продажу своей продукции (товаров, работ, услуг). Например, в договоре может быть предусмотрено право по­купателя на возврат товара в течение определенного срока.

Для оценки оборачиваемости дебиторской задолженно­сти (средств в расчетах) используются показатели обора­чиваемости, рассчитываемые по формулам 2.4 и 2.5:

Коэффициент
оборачиваемости
= Выручка от продаж

дебиторской Средние остатки дебиторской (2.4)
задолженности задолженности

 

Средняя дебиторская задолженность рассчитывается по формуле средней арифметической: полусумма на начало года плюс полусумма на конец года.

 

Средний период Календарные дни периода

погашения дебиторской = ––––––––––––––––––––––––––––––––– (2.5)

задолженности Коэффициент оборач. дебиторской задолженности

Следует подчеркнуть, что итоговое значение дебитор­ской задолженности не дает полной картины взаимоотно­шения компании со своими потребителями, так как раз­личные потребители могут иметь различный срок предос­тавленной отсрочки платежа. Для эффективной диагнос­тики предприятия необходимо собрать и проанализировать более детальные данные, включающие:

− наименование дебитора;

− сумму задолженности;

− величину предоставленной отсрочки;

− фактическое состояние задолженности (когда истек или истечет срок погашения);

− краткую характеристику платежеспособности дол­жника.

Такая информация должна охватывать не менее 90 % фактической суммы дебиторской задолженности.