Вопрос 3.Учет расчетов с покупателями и заказчиками.

Рассмотрим методику аналитического и синтетического учета операций, осуществляемых между частниками договора поставки или договора подряда. Поставщик отгружает МПЗ покупателю, подрядчик выполняет капитальные работы для заказчиков. В бухгалтерском балансе пассивные позиции:

- обязательствам перед поставщиками и подрядчиками противостоит сумма в активе по статье «Покупатели и заказчики» Наличие такой информации позволяет сделать экспресс-анализ: если актив по названной позиции превышает кредиторскую задолженность поставщикам, то такое положение следует оценивать положительно.

К счету открывают следующие субсчета6

- 1 «Расчеты в порядке инкассо»

- 2 «Расчеты плановыми платежами»

- 3 «Векселя полученные»

- 4 «Расчеты по авансам полученным»

На субсчете 62/1 отражают расчеты по сданным в кредитную организацию документам за отгруженную продукцию. При этом поставщики и подрядчики чаще всего оформляют платежные требования, которые передаются в обслуживающий банк. Последний обязан востребовать платеж с покупателя или заказчика.

Технология расчета зависит от условий, предусмотренных в договоре: без акцепта (согласия) плательщика либо с предварительным его акцептом.

Без акцептное списание денежных средств со счетов плательщика может применяться на основании законодательства в случаях, предусмотренных договором, и при определенных банком условиях. В платежном требовании на без акцептное списание денежных средств получатель средств приставляет слева «Без акцепта» со ссылкой на документ, на основании которого взыскивается платеж.

При расчетах за продукцию с предварительным акцептом покупателю предоставляется право в течение срока, который определяется договором ( он должен быть не менее пяти рабочих ней), оформить полный или частичный отказ от акцепта платежных требований, т.е. от их оплаты. Ответственность за необоснованный заказ несет плательщик. Если в установленный срок плательщик не сделал заявления об отказе от акцепта, то платежные требования считаются акцептованными. На следующий рабочий день платежное требование оплачивается банком при наличии на счетах денежных средств. При их отсутствии или недостаточности платежное требование помещают в картотеку «Платежные документы, не оплаченные в срок». Наличие такой картотеки свидетельствует о неудовлетворительной на определенную дату платежеспособности плательщика.

Субсчет 62/2 предназначен для учета расчетов при наличии длительных и постоянных договорных связей между партнерами, когда платеж по отдельному документу не означает завершения сделки.

Субсчет 62/3 используют для учета задолженности по расчетам с покупателями (заказчиками) обеспеченной полученными векселями.

Субсчет 62/4 (пассивный) необходим в тех случаях, когда поставщик (подрядчик) зачисляет на банковские счета денежные суммы, поступившие в порядке предварительной оплаты предстоящей отгрузки ТМЦ или выполнения капитальных работ. Использование субсчета 62/4 предполагает ведение у покупателей (заказчиков) активного субсчета 60/1

Общие правила синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками заключается в следующем:

1. счет 62 дебетуется с одновременным кредитованием счетов 90 и 91 на суммы отгруженной продукции на дату признания доходов;

2. счет 62 следует кредитовать в корреспонденции со счетами, предназначенными для учета денежных средств, расчетов или дебиторской задолженности;

3. суммовые разницы, возникающие при определении доходов от обычных видов деятельности, положительные увеличивают долг покупателя и сумму продаж: Д 62 К 90

Отрицательные курсовые разницы требуют сторнировочной записи;

4. Положительные курсовые разницы увеличивают доходы: Д62 К91

Отрицательные – расходы : Д91 К 62

5. Дебиторская задолженность, нереальная для взыскания, списывается за

счет резерва (счета63 Резервы по сомнительным долгам), а при его

недостаточности или отсутствии – за счет финансовых результатов (д91) И в первом и во втором случаях кредитуют счет 62.

6. На суммы возврата бракованной продукции корректируется методом «сторно» выручка организации и НДС, подлежащий уплате в бюджет;

7. Возврат покупателям излишне полученных с них сумм по причине брака продукции или поставки товаров сверх заказов отгружают по дебету счетов 50,51,52 или 55 с кредитованием счета 62

 

Отгруженная продукция и выполненные работы должны своевременно оплачиваться. Контроль за соблюдением сроков и полноты платежей покупателями – один из приоритетных участков деятельности финансовой службы организации (бухгалтерия). Таким образом, погашение долга покупателями отражают по кредиту счета 62. Как правило, по этому счету образуется дебетовое сальдо.