Вопрос 3. Документальное оформление движения основных средств.

Для правильной постановки на учет требуется:

- определить перечень форм первичных учетных документов для использования при учете движения основных средств;

- предусмотреть в учетной политике рациональную систему документооборота и перечень лиц, уполномоченных подписывать документы, а также лиц, ответственных за правильное оформление и соблюдение графика движения документов;

- установить круг лиц, материально ответственных за сохранность и эффективное использование основных средств.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете должны применяться первичные учетные документы, составленные по формам, содержащимся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, утверждаемых постановлениями Госкомстата России . Формы таких документов для оформления операций движения основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

Для оформления поступления, выбытия и внутреннего перемещения основных средств следует применять такие формы:

-№ ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме здания и сооружения);

- № ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения);

- № ОС-1б «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений);

- ОС-2 « Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств»;

- № ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств;

- ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств);

- № ОС-4а «Акт о списании автотранспортных средств»;

-№ ОС-4б «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств);

- № ОС6 «Инвентарная карта учета объекта основных средств»;

- № ОС6а «Инвентарная карточка группового учета объекта основных средств;

- № ОС-14 «Акт о приемке (поступления) оборудования;

- № ОС-15 «Акт о приемке –передаче оборудования в монтаж»;

- № ОС-16 «Акт о выявленных дефектах оборудования»

Указанные унифицированные формы первичной учетной документации распространяются на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность на территории РФ ( за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Объект основных средств, получаемый арендатором, может учитываться под номенклатурным номером, назначенным арендодателем.

При незначительном количестве объектов учет можно вести в ежегодно открываемой книге учета основных средств.

Порядок принятия к бухгалтерскому учету основных средств обусловлен формой их поступления, способом строительства, видами приобретения различных объектов основных средств.

При создании юридического лица в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, предприятия с участием иностранного капитала объекты основных средств могут поступать в оплату акций, вкладов участников и инвесторов в уставной капитал.

Приходование основных средств в таких случаях отражают проводками:

Дебет 08 Кредит 75/1 -На дату регистрации предприятия:

Дебет 01 Кредит 08 - На дату оприходования основных средств:

Дебет 75/1 Кредит 80- погашается долг учредителя.

При приобретении и возведении объектов все затраты, собираемые на счете 08, подлежат включению в первоначальную стоимость этих объектов, в том числе затраты, ранее отражавшиеся на счете 08, субсчет «Затраты не увеличивающие стоимости основных средств».

Основные средства, полученные безвозмездно, относят на увеличение доходов будущих периодов:

Дебет 08 Кредит 98

Дебет 01 Кредит 08

Сумма ежемесячной амортизации в общем порядке увеличивает затраты:

Дебет 20, 26,44 Кредит 02

Одновременно эту сумму со счета 98 включают в прибыль отчетного периода:

Дебет 98 Кредит 99

Капитальные вложения в имущество, подлежащее государственной регистрации, считаются незавершенными до подтверждения их официальной регистрации, они продолжают учитываться в составе незавершенного строительства на счете 08.