Двойная запись на счетах бухгалтерского учета

 

Любая хозяйственная операция в равной мере на одну и ту же сумму затрагивает дебет одного счета и кредит другого, что позволяет вести бухгалтерский учет способом двойной записи [5, 7].

Сущность двойной записи заключается в том, что каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов.

Связь между двумя счетами получила название корреспонденции счетов.

Отражение корреспонденции счетов в виде бухгалтерской записи, содержащей указания на корреспондирующие счета, сумму и содержание хозяйственной операции получили наименование «бухгалтерские записи». Под «бухгалтерской проводкой» понимается указание на корреспондирующие счета.

Все счета бухгалтерского учета систематизированы и сведены в План счетов бухгалтерского учета (см. приложение 1).

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению утверждены Министерством финансов РФ [7]. Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. На основе Плана счетов и Инструкции [7] организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В Плане счетов приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

План счетов разбит на 8 разделов в естественном порядке следования хозяйственных операций:

1 раздел – «Внеоборотные активы»;

2 раздел – «Производственные запасы»;

3 раздел – «Затраты на производство»;

4 раздел – «Готовая продукция и товары»;

5 раздел – «Денежные средства»;

6 раздел – «Расчеты»;

7 раздел – «Капитал»;

8 раздел – «Финансовые результаты».

Дополнением Плана счетов являются забалансовые счета, которые используются для учета хозяйственных средств и их источников, не принадлежащих организации, но учитываемых в процессе деятельности.

Рассмотрим насколько примеров составления бухгалтерских записей (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Журнал хозяйственных операций

Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов Комментарии
дебет кредит
1. Поступили материалы от поставщиков 10А+ 60П+ Дебет – увеличение материалов. Кредит – увеличение задолженности поставщика
2. Перечислены поставщику денежные средства с расчетного счета. 60П– 51А– Дебет – уменьшение задолженности перед поставщиком. Кредит – уменьшение денежных средств на расчетном счете
3. Оприходованы материалы, полученные от подотчетного лица 10А+ 71А– Дебет – увеличение материалов. Кредит – уменьшение задолженности подотчетного лица
4. Получены денежные средства в кассу с расчетного счета 50А+ 51А– Дебет – увеличение денежных средств в кассе. Кредит – уменьшение денежных средств на расчетном счете