Внешнеторговые цены и таможенное регулирование

Важную роль в формировании внешнеторговых цен играет государственное регулирование внешнеторговой деятельности и прежде всего таможенная политика. Главными задачами современной тамо­женной политики Украины являются регулирование товарообмена на тер­ритории Украины, защита украинского рынка, стимулирование развития и содействие структурной перестройке национальной экономики.

С переходом на рыночные условия хо­зяйствования украинские предпри­ятия получили возможность самостоятельного выхода на внешний рынок и определения цен на свою продукцию. Государственный конт­роль при этом сохранился в формах, включающих как ценовые, так и неценовые виды.

Неценовой контроль осуществляется в форме количественных ограничений или ограничений по качеству экспортно-импортных това­ров. Количественное ограничение (чаще для экспорта) может осуществляться в виде установления квот, выдачи лицензий, требова­ния регистрации контрактов и других мер. Ограничения по качеству (чаще для импорта продукции) проявляются в виде обязательной сертификации ввозимых товаров на их соответствие тре­бованиям обеспечения жизни и здоровья потребителей, охраны окру­жающей среды, предотвращения ущерба имуществу потребителей. Эти меры косвенно сказываются на ценах на импортируемую продукцию через соотношение спроса и предложения товаров на рынке.

Меры ценового регулирования представлены прежде всего дифференциацией таможенных пошлин и других таможенных платежей (НДС, акцизов, сборов за таможенное оформление, за выдачу лицензий, хране­ние товаров, таможенное сопровождение и др.), что отражается на уровне внешнеторговых цен, а также предоставлением субсидий или налоговых льгот участникам внешнеторговых операций с целью поддержки национальных производителей путем уменьшения их расходов. Это дает, например экспортерам, возможность устанавливать на свою продукцию заниженные или демпинговые цены, повышая тем самым их конкурентоспособность на мировом рынке.

Основным направлением воздействия на внешнеторговые цены служит введение различных таможенных пошлин. Таможенная пошлина – это государственный денежный сбор (налог), взимаемый тамо­женным учреждением с провозимых через границу страны товаров. В зависимости от направления движения таможенные пошлины клас­сифицируются на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные. В развитых странах основными являются ввозные, или импортные, таможенные пошлины. Транзитные пошлины, как огра­ничивающие товарные потоки, используются редко, главным образом развивающимися странами. Для современной мировой тор­говли характерна тенденция к снижению таможенных пошлин и росту беспошлинной торговли.

В Украине в настоящее время используются как импортные, так и экспортные таможенные пошлины. Перечень импортных таможенных пошлин значительно шире перечня экспортных пошлин. Основными целями взимания таможенных пошлин в Украине являются пополнение доходов государственного бюджета, защита нацио­нального рынка и поддержка национального производителя. Импортная таможенная пошлина увеличивает расходы им­портера и заставляет его повышать цену импортируемых товаров на внутреннем рынке, что ограничивает конкурентоспособность ввози­мых товаров. Изменение размеров таможенных пошлин по­зволяет регулировать объем импорта и его структуру. При экспорте большинство отечественных товаров для повышения кон­курентоспособности на мировом рынке освобождается от уплаты по­шлин и косвенных налогов. Действующие в настоящее время экс­портные пошлины пополняют доходы госбюджета или огра­ничивают вывоз из страны определенных товаров.

Размер ставок таможенных пошлин указывается в таможенном та­рифе – документе, содержащем систематизированный свод товаров, облагаемых таможенными пошлинами, и взимаемые по этим товарам таможенные пошлины того или иного вида. Ставки таможенных по­шлин дифференцируются по товарам и по странам, с ко­торыми ведется торговля. Базовыми (обычными) считаются ставки, которые применяются в торговле со странами, пользующимися режи­мом наибольшего благоприятствования. Для товаров, поступающих из стран, не пользующихся этим режимом, базовые ставки увеличивают­ся. Для товаров из развивающихся стран базовые ставки уменьшаются, а из некоторых стран товары вообще ввозятся беспошлинно.

Для оперативного регулирования внешнеторговой деятельностью могут использоваться сезонные таможенные пошлины, вводимые на срок не более 6 месяцев. В особых случаях предусмотрена возможность использования при импорте продукции специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, предназначенных главным образом для защиты национальных производителей.

По методам взимания различают три вида таможенных пошлин:

1) адвалорные, исчисляемые в форме процента от таможенной стоимости товара, обычно используемые в отношении дифференци­рованных видов продукции, например машин и оборудования;

2) специфические, определяемые в твердом размере (фиксирован­ной сумме) за единицу облагаемых товаров. Обычно используются по сырьевым товарам стандартного качества, реализуемым в больших объемах;

3) комбинированные, или сочетающие оба вида ставок для одного товара.

Рост доли технически сложных готовых изделий в общем объеме мировой торговли ведет к постепенному увеличению использования различными странами адвалорных пошлин.

Основой для исчисления таможенных платежей служит таможен­ная стоимость. Таможенная стоимость импортируемой продукции – это уровень оценки продукции при поступлении ее на таможенную границу страны. Таможенная стоимость исчисляется декларантом (импортером или экспортером) и проверяется таможенными органа­ми. Основным методом определения таможенной стоимости импортируемого товара является оценка по цене сделки с ввозимы­ми товарами (1). Этот метод предусматривает, что в цену сделки вклю­чена сумма фактически понесенных затрат по приобретению товара на момент пересечения им таможенной границы государства. Сумма фактических затрат складывается из:

– затрат, понесенных при изготовлении, включая расходы на упа­ковку данной продукции;

– расходов по транспортировке от пункта отправки до таможенной границы государства, включая расходы по погрузке, перевозке, выгрузке и страхованию груза;

– стоимости тары;

– затрат на брокерские или комиссионные услуги, понесенных покупателем;

– лицензионных сборов.

С помощью этого метода определяется таможенная стоимость большинства ввозимых товаров. Если основной метод не может быть использован (например, когда участники сделки находятся в зависи­мом один от другого положении и это может оказать влияние на цены), то применяются следующие в порядке очередности методы:

2) по цене сделки с идентичными товарами, т.е. товарами, одина­ковыми по своим физическим характеристикам, качеству и репутации на рынке, стране происхождения, производителю, а также проданны­ми в Укарину на тех же условиях и в близкие сроки;

3) по цене сделки с однородными товарами, т.е. товарами, хотя и не являющимися одинаковыми во всех отношениях, но имеющими сход­ные характеристики, состоящими из сходных компонентов, выпол­няющими те же функции, имеющими ту же страну происхождения;

4) метод вычитания стоимости, когда расчет ведется от конечной цены, по которой аналогичный товар реализуется на внутреннем рын­ке, путем последовательного вычета расходов, обычно включаемых в цену в момент или после пересечения таможенной границы;

5) метод сложения стоимости, предполагающий расчет цены путем суммирования затрат изготовителя на производство товара, общих за­трат на транспортировку, страхование и т.д., характерных для анало­гичной продукции из страны-экспортера, а также прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в Украину таких то­варов;

6) резервный метод, при котором расчет ведется на базе информа­ции, уже имеющейся на таможне.

Каждый последующий метод таможенной оценки применяется, если не может быть использован предыдущий. Заявленные декларан­том сведения, относящиеся к определению таможенной стоимости, должны основываться на достоверной и документально подтвержден­ной информации. При отсутствии такой информации таможенные ор­ганы вправе использовать имеющиеся у них сведения о ценах анало­гичных товаров, приводимых в каталогах и справочниках различных фирм с соответствующей корректировкой.

Кроме таможенных пошлин и таможенных сборов инструментами государственного регулирования внешнеторговой деятельности и цен являются косвенные налоги: налог на добавленную стои­мость (НДС), акцизы и льготы по ним. В мировой практике принято, что косвенные налоги взимаются по месту потребления продукции. Поэтому при экспорте в цены товаров не включаются косвенные нало­ги, что позволяет экспортерам устанавливать на мировом рынке более конкурентоспособные цены на свою продукцию. При импорте, наобо­рот, в цены товаров включаются косвенные налоги, характерные для внутреннего национального рынка, что позволяет уравнять конкурен­тоспособность ввозимой и производимой в стране продукции.

В Украине экспортеры – произво­дители подакцизной продукции освобождаются от уплаты акцизов, что позволяет экспортерам уменьшать свои налоговые платежи и в большей мере отвечает их интересам.

Чтобы воспользоваться предоставленными льготами, экспортеры должны подтвердить факт экспорта. Для этого они должны предста­вить в налоговые органы следующие документы:

1) контракт или копию контракта с иностранным лицом на постав­ку товаров;

2) платежные документы и выписку банка, подтверждающую фак­тическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет украинского поставщика в украинском банке;

3) грузовую таможенную декларацию или ее копию с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта;

4) копии транспортных, товаросопроводительных и иных докумен­тов с отметками пограничных таможенных органов иностранных госу­дарств, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Украины.

Нижняя грани­ца экспортной цены определяется суммированием: затрат на производство экспортной продукции; минимально приемлемой для экспортера прибыли (в некоторых случаях экспортер может временно согласиться на ее отсутствие); расходов, связанных с доставкой това­ров до пункта, оговоренного в контракте, а также таможенных плате­жей. При этом размер экспортных таможенных платежей минима­лен – это могут быть только таможенные сборы, например сбор за та­моженное оформление, поскольку косвенные налоги экспортер не платит, а экспортные таможенные пошлины взимаются по узкому кру­гу товаров. Если экспортная таможенная пошлина взимается, то она обязательно включается в расчет нижней границы экспортной цены.

При импорте в число таможенных платежей наряду с импортной таможенной пошлиной и таможенными сборами включаются косвен­ные налоги: акциз и НДС. Сумма таможенных платежей определяется следующим образом.

1. Сумма таможенной пошлины:

Тп = Тс • СтТп / 100 (10.4.1)

если ставка таможенной пошлины указана в процентах;

Тп = Н • СтТп (10.4.2)

если ставка таможенной пошлины указана в абсолют­ной сумме на единицу измерения,

где Тп – сумма таможенной пошлины;

Тс – таможенная стоимость;

Н – объем ввозимых товаров в натуральном выражении;

СтТп – став­ка таможенной пошлины.

2. Сумма акциза:

А = Н • СтА (10.4.3)

если ставка акциза указана в абсолютной сумме на еди­ницу измерения;

(10.4.4)

если ставка акциза указана в процентах,

где А – сумма акциза;

СтА – ставка акциза.

3. Сумма налога на добавленную стоимость, уплачиваемая на та­можне:

НДСт = (Тс + Тп + А) • (Ст НДС / 100) (10.4.5)

где НДСт – сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная на та­можне;

СтНДС – ставка НДС.

4. Сумма таможенного сбора, например, за таможенное оформление:

(10.4.6)

где Тсб – сумма таможенного сбора;

СтТсб – ставка таможенного сбора.

Таможенные платежи увеличивают расходы импортера, общая сумма которых должна быть покрыта из выручки от реализации им­портируемой продукции на внутреннем рынке. В расчет минимальной (расчетной) цены прибыль не включается. При расчете такой цены используют стоимостные данные на единицу продукции (контрактная цена, сумма таможенных платежей на единицу продукции и т.д.) или на весь объем импортируемой партии товара (стоимость контракта, общая сумма та­моженных платежей и т.д.). В последнем случае полученный результат делится на количество импортируемой продукции и в итоге определя­ется расчетная цена единицы товара.

Минимальная оптовая цена продажи импортируемой продукции (расчетная цена), при которой импортер не получит прибыль, но по­кроет все свои затраты, рассчитывается по формуле:

(10.4.7)

где Цр – цена расчетная (минимальная оптовая цена продажи импор­тируемой продукции);

Цк – цена контрактная, включая затраты, связанные с доставкой до таможенной границы;

Тп – сумма таможенной пошлины на единицу про­дукции;

А – сумма акциза на единицу продукции;

Тсб – сумма таможенных сборов на единицу продукции;

Рвн – расходы по реализа­ции внутри страны (расходы на транспортировку по территории страны, на страхование, хранение и т.д.) на единицу продукции;

НДС – сумма налога на добавленную стоимость, рассчитываемая от уровня расчет­ной цены без НДС.

Реальная оптовая цена продажи импортируемой продукции на национальном рынке будет определяться конъюнктурой этого рынка, т.е. соотношением спроса и предложения на нем, уровнем цен, по ко­торым аналогичная продукция уже продается на отечественном рынке. Структура этой цены может быть представлена следующим образом:

(10.4.8)

где Ци – оптовая цена продажи импортируемой продукции на внут­реннем рынке;

П – прибыль импортера, определяемая как разница между оптовой ценой продажи товара на рынке (без НДС) и затратами импортера (без НДС);

НДС – сумма налога на добавленную стоимость, рассчитываемая от уровня оптовой цены реализации без НДС.

Сумма НДС, уплаченная на таможне, не включается в состав затрат импортера при расчете цены. Она компен­сируется импортеру за счет суммы НДС, полученной им от покупателя при реализации продукции на отечественном рынке, а остаток суммы налога на добавленную стоимость перечисляется в бюджет.

Таким образом, за счет манипулирования таможенными пошлина­ми, косвенными налогами и специальными формами поддерж­ки (субсидиями экспортерам или импортерам) государство в определенной мере регулирует соотношение внешнеторговых и внут­ренних национальных цен. При импорте, т.е. переходе от мировых цен к ценам национальным, по которым продукция реализуется на внут­реннем рынке, происходит прирастание цены за счет добавления к контрактной цене таможенных пошлин и косвенных на­логов. При экспорте смена внутринациональной цены на внешнетор­говую сопровождается ее понижением за счет льготного тамо­женного и налогового обложения или освобождения от них.

Вопросы для самоконтроля:

1. Одинаковы ли понятия: цена международной сделки и мировая цена? Какие требования предъявляются к мировой цене?

2. Могут ли считаться мировыми цены по поставкам в соответствии с про­граммами помощи слаборазвитым странам, по поставкам внутри ТНК, по по­ставкам в рамках экономических союзов, например между странами – члена­ми СНГ?

3. Каковы причины возможного отклонения мировых цен от цен внутрен­него национального рынка?

4. Перечислите основные виды цен мирового рынка в зависимости от форм торговли и укажите их товарную принадлежность.

5. Какая разновидность контрактных цен предполагает использование специально согласованной формулы определения цены, учитывающей изме­нения затрат за период действия контракта?

6. Расположите следующие виды базисных условий международных кон­трактов по принципу нарастания включаемых в цену расходов: CPT, FOB, DES, EXW, DDU, CIF, DDP.

7. Что такое трансфертная цена и как она может использоваться на миро­вом рынке?

8. В каких случаях используются расчетные методы анализа мировых цен?

9. На базе каких методов ценообразования возможно формирование экспортной цены? Какой из этих методов наиболее часто используют российские фирмы?

10. Какие группы поправок необходимо учесть при приведении текущей мировой цены к условиям предстоящей сделки?

11. Что показывает коэффициент торможения в формуле расчета цены с учетом качественных параметров продукции (по удельным показате­лям)?

12. С какими целями взимаются таможенные пошлины?

13. Что служит налогооблагаемой базой для расчета таможенных пошлин?

14. Перечислите возможные методы расчета таможенной стоимости. Ка­кой из них является основным?

15. Включается ли НДС, уплаченный импортером на таможне, в состав расходов импортера при определении минимальной цены реализации импор­тируемой продукции?

 

Литература:[1,19,20,24,26,27,28,29]