Виды цен на банковские продукты

Коммерческие банки по основному направлению деятельности от­носятся к сфере финансового обслуживания, поэтому наиболее рас­пространенными их продуктами являются услуги клиентам по хране­нию их денежных средств, выдаче кредитов и проведению расчетов, т.е. традиционные банковские операции. В современных условиях, отличающихся высокой степенью конкуренции на кредит­ном рынке, банки в целях диверсификации своей деятельности и роста прибыльности функционирования расширяют круг создаваемых продуктов. При этом они не только предлагают новые виды услуг клиен­там, но и активно используют собственные возможности работы на различных сегментах финансового рынка. Развитие компь­ютерной техники подталкивает банковских специалистов к разработке и внедрению в практику новых способов обработки информации, которые кроме внутреннего использования могут быть реализованы партнерам по кредитному рынку и клиентам банка. Таким образом, в понятие «банковские продукты» можно включить результаты всех разнообразных видов деятельности коммерческих банков, как связанных с оказанием услуг клиентам и партнерам банка по кредитному рынку, так и осуществляемых им по собственной ини­циативе.

Банковские продукты могут быть классифицированы по ряду признаков.

1) По месту потребления они подразделяются на:

– внешние, реализуемые клиентам и партнерам банка;

– внутренние, или обеспечивающие, используемые банком для обеспечения своего эффективного функционирования;

– смешанные, которые могут иметь две цели создания: для внутрен­него использования и для реализации внешним потребителям.

Большинство банковских продуктов относится к числу внешних. Создавая кре­дитные банковские продукты (депозиты и кредиты), банк реализует свою основную функцию, т.е. выступает как финансовый посредник между теми, кто располагает свободными денежными средствами, и теми, кто желает воспользоваться заемными ресурсами. В эту группу также включаются любые операции, связанные с обслуживанием заказчиков: осуществление расчетных операций, бро­керские услуги по купле-продаже ценных бумаг, предоставление сей­фов для хранения ценностей, трастовые услуги и т.д.

Группа внутренних, или обеспечивающих, банковских продуктов значительно меньше по объему, так как они имеют крайне узкий ха­рактер использования. К таким продуктам можно отнести информа­ционное обеспечение (сбор и обработку информации, необходимой банку для общего анализа экономической обстановки, или более част­ного характера, касающейся только определенного клиента), про­граммное обеспечение выполнения банковских операций и т.д.

В третью группу смешанных банковских продуктов можно вклю­чить ту часть обеспечивающих продуктов, которые банк считает воз­можным и выгодным использовать для реализации внешним потреби­телям. Например, информационные продукты, содержащие анализ конъюнктуры финансового рынка или его определенных сегментов, могут быть востребованы не только внутренними подразделениями са­мого банка, но и его клиентами.

2) По влиянию на формирование прибыли банковские продукты можно также подразделить на три основные группы:

– доходные, целью реализации которых является получение дохода;

– ресурсные, реализация которых позволяет сформировать заем­ную часть ресурсной базы, используемой впоследствии для создания первой группы банковских продуктов;

– имиджевые, обеспечивающие формирование благоприятного отношения к банку.

Банковские продукты, входящие в первые две группы, непосредст­венно участвуют в формировании прибыли. Для увеличения прибыли банк стремится к росту результатов от реализации продуктов первой группы и, соответственно, к возможной минимизации стоимости вто­рой продуктовой группы.

К доходной группе банковских продуктов относятся многочислен­ные услуги, как традиционные, так и новые, оказываемые клиентам и партнерам: выдача кредитов, проведение расчетов, брокерские услуги и т.д. Кроме того, в эту группу включаются и те операции, которые банк проводит по собственной инициативе, например приобретение обра­щающихся на рынке долговых ценных бумаг с целью получения дохода при их погашении или в результате игры на курсовой разнице (хотя результат получения дохода не всегда предсказуем).

Ресурсные продукты, составляющие банковские расходы, включа­ют все способы привлечения банком денежных средств: прием вкла­дов, выпуск облигаций, депозитных сертификатов, получение меж­банковских кредитов и т.д. Однако общий объем затрат банка превы­шает сумму ресурсных банковских продуктов, так как банк для обеспечения своего функционирования приобретает материальные и трудовые ресурсы, которые можно рассматривать как банковские рас­ходы.

Имиджевая группа банковских продуктов связана с усиле­нием конкуренции на кредитном рынке, следствием которой является необходимость формирования положительного имиджа надеж­ного и финансово устойчивого учреждения. Назначение банковских продуктов этой группы – увеличивать прибыль, но их целевая на­правленность не всегда приносит прибыль сразу. В эту группу можно включить:

– интеллектуальные банковские продукты (новые банковские тех­нологии, информационные продукты и т.д., т.е. результаты использо­вания интеллектуального потенциала банковских сотрудников). Они могут создаваться для обеспечения собственного прибыльного функ­ционирования или для реализации. В первом варианте они представляют собой банковские затраты, осуществляемые для создания других банковских продуктов (проведения расчетных операций, кредитования и т.д.), во втором – это готовые банковские продукты, реализация которых может приносить банку значительные доходы;

– банковские продукты, представляющие собой услуги, которые банк может успешно и прибыльно реализовывать, используя уже при­знанный на кредитном рынке свой собственный имидж. К таким услу­гам относятся выдача банком своим клиентам различных гарантий, поручительств. С одной стороны, эти продукты могут приносить банку прибыль, с другой, они связаны с большим риском, и в случае его проявления банк может нести убытки;

– бесплатные услуги, оказываемые банком своим клиентам в рас­чете на формирование благоприятного отношения с их стороны и по­следующее потребление ими других, уже платных услуг. Эти услуги составляют банковские затраты, но их нацеленность на прибыль проявляется в создании общего положительного имиджа.

Широкому спектру банковских продуктов соответствует большое разнообразие устанавливаемых банком цен, которые представлены в табл. 8.1.

 

Виды цен на банковские продукты

Таблица 8.1.

Разновидность цены Вид банковского продукта
Проценты Кредитные банковские продукты: - кредиты - депозиты - банковские облигации - депозитные сертификаты
Тарифы Посреднические услуги: – открытие счета – выдача и обслуживание пластиковых карт – перевод валюты с текущего счета внутри СНГ или за рубеж – депозитарные услуги – консультации
Комиссионное вознаграждение Посреднические услуги: – расчетные операции – гарантии и поручительства по долговым обязатель­ствам клиентов – брокерские услуги по покупке-продаже ценных бумаг и иностранной валюты - посредничество в размещении ценных бумаг клиен­тов - депозитарные услуги
Курсы обмена валюты Купля-продажа иностранной валюты в обменных пунктах
Цены спроса и предложения Купля-продажа иностранной валюты и ценных бумаг на биржевом и внебиржевом рынках
Дивиденды Выплата доходов по акциям
Расчетные (внутренние) Интеллектуальные банковские продукты: - цены и цены реализации - банковские технологии информационные услуги - программное обеспечение банковских, бухгалтер­ских операций - проведение аналитических оценок

 

Кредитные отношения, в которых участвуют банки, свя­заны также с по­купкой банком средств у клиентов. Выступая как заемщик, банк откры­вает клиентам депозитные счета, которые оплачиваются тем же видом цен, что и кредиты, – процентом. Формирование депозитного про­цента оказывается под влиянием тех же внешних факторов, что и ссуд­ного, так как они непосредственно связаны между собой. При росте спроса на кредитные ресурсы банки начинают испытывать потреб­ность в привлечении дополнительных средств, и в этом случае растут ставки и по банковским кредитам, и по депозитам. Увеличение пред­ложения заемных средств, например, за счет роста денежных накопле­ний, снижает депозитный процент. Рост инфляции заставляет банки устанавливать более высокие депозитные ставки, но в отличие от ста­вок ссудного процента, они не предусматривают компенсацию вклад­чикам инфляционных потерь.

Уровень депозитного процента в значительной мере зависит от степени необ­ходимости привлечения банком заемных ресурсов в форме депозитов, т.е. имеет место фактор альтернативных возможностей привлечения ресурсов. Если банк находит другой, менее дорогой способ получения средств (например, остатки средств на текущих счетах, более дешевые по сравнению с межбанковскими или централизованными кредитами), то у него нет необходимости в по­исках клиентских депозитов и это понижает депозит­ную ставку.

Кроме непосредственного участия в кредитном процессе банки оказывают своим клиентам и другие услуги, устанавливая на них цены. В банковской практике эти разнообразные виды услуг принято назы­вать посредническими, так как в большей части из них банк выступает как посредник между клиентом, по поручению которого он выполняет операции, и другой стороной сделки.

Посреднические операции включают:

– расчетные операции (аккредитивные, инкассовые, переводные и т.д.);

– предоставление банковских акцептов и авалей по долговым обязательствам клиентов;

– торгово-комиссионные операции по покупке-продаже ценных бумаг и иностранной валюты, осуществляемых банком по поручению клиентов;

– посредничество в размещении ценных бумаг клиентов;

– консультации;

– бухгалтерское обслуживание;

– трастовые операции;

– депозитарные услуги и т.д.

Для оплаты перечисленных услуг используются две разновидности цен: тарифы и комиссионные вознаграждения.

Тариф – разновидность цены, используемой для оплаты услуг и назначаемой в фик­сированной сумме на установленную единицу измерения услуги. В банковской практике использование тарифов не слишком вели­ко, и оплачиваемые ими услуги не приносят банку больших доходов. При установлении тарифов банки в большей степени ориентиру­ются на рыночные условия продажи услуг. Банки могут на часть та­ких услуг не назначать вообще никакой оплаты, используя их как имиджевые для формирования у клиентов благоприятного отношения к банку.

Более широко в банковском ценообразовании на услуги использу­ется комиссионное вознаграждение (комис­сия). Этот вид цены фактически составляет часть дохода или стоимости сделки и рассчитывается как процент от ее суммы. С помощью комис­сий оплачиваются расчетные операции, выдача гарантий и поручи­тельств, обязательная продажа валютной выручки, выполнение бан­ком функций агента валютного контроля за поступлением экспортной выручки, покупка-продажа ценных бумаг и валюты по по­ручению клиента и другие.

Технология расчета комиссионного вознаграждения лучше подхо­дит для оплаты банковских услуг, так как большая их часть основана на выполнении операций с деньгами. Оплата этих операций тяготеет к тем суммам, с которыми работает банк. Установление платы в проценте от суммы приводит к тому, что уровень оплаты услуги воз­растает пропорционально используемой сумме денег.

На уровень комиссий оказывают влияние рыночные факторы, так как эти услуги предоставляет большое количество кредитных органи­заций (не только банки, но и финансовые, брокерские, трастовые и другие компании). Конкуренция понижает общий уровень этого вида цен. Однако часть этих услуг (брокерские, трастовые услуги) требует больших затрат на получение и анализ необходимой информации и высокого уровня квалификации сотрудников, что повышает их стои­мость. Другие услуги, например выдача гарантий и поручительств, основаны на использовании имиджа банка, и чем он устойчивее и надежнее, тем большая плата может быть назначена.

Не имея возможности заниматься производством и торговлей то­варов, коммерческие банки выходят на финансовый рынок, где осуще­ствляется торговля финансовыми инструментами. Здесь банки могут осуществлять операции по собственной инициативе либо выступать от имени своих клиентов. Одним из первых сегментов финансового рынка, который начал развиваться в условиях становления рынка в Украине, был рынок ва­лют. Валютно-обменные операции издавна и традиционно считаются сферами деятельности коммерческих банков. В Украине это было связано с более высокой устойчивостью иностранной валюты по сравнению с национальной, а также с несколько запоздалы­ми мерами по регулированию этого сегмента финансового рынка. Те­перь операции по обмену валюты официально закреплены за коммер­ческими банками, что делает их субъектами установления обменных курсов.

Основным фактором, определяющим уровни курсов покупки и продажи валюты, является соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутри страны. При этом в качестве ориентира используется официально установленные Национальным банком Украины валютные курсы.

На уровень устанавливаемых банком обменных валютных курсов также оказывает влияние потребность банка в иностранной валюте. Дополнительные потребности в валюте обуслов­ливают установление более высокого курса ее покупки и низкого курса продажи, что способствует оседанию валюты в банке. Если же банк не заинтересован в приобретении валюты в данный период, то он уста­навливает низкий курс покупки, сокращая приток валюты, и высокий курс продажи, не заинтересовывая покупателей в ее приобретении в данном обменном пункте.

Принимая участие в торговле валютой на межбанковском рынке, коммерческие банки формируют цены спроса и предложения. При этом они учитывают влияние ряда внешних факторов (тенденции движения рыночного валютного курса, валютную политику, проводимую Национальным банком Украины: валютный коридор, плавающий валютный курс и т.д.) и внутренних факторов (потреб­ность банка в валюте, цели и объемы проводимых валютных операций, а также инициативность их проведения – банк или клиент).

Вторым сегментом финансового рынка, на котором стали активно работать коммерческие банки, стал фондовый рынок, получивший свое развитие с появлением на нем государственных ценных бумаг. От­личительной чертой украинского фондового рынка по сравнению с за­рубежными является то, что коммерческие банки стали основными участниками этого рынка, так как они участву­ют в первичной реализации выпущенных государством ценных бумаг и активно работают на вторичном рынке. Национальный банк Украины устанавли­вает цену первичного размещения государственных ценных бумаг и цену их погашения. Однако текущая их стоимость определяется на рынке вторичной реализации, где коммерческие банки формируют це­ны спроса и предложения.

Основное влияние на уровень цен спроса и предложения практи­чески по любому виду ценных бумаг оказывают общерыночные факто­ры (состояние экономики, конъюнктура фондового рынка, политиче­ское положение в стране и в мире), которые отслеживаются и оценива­ются аналитиками банка. К внешним факторам относится сформировавшееся на рынке отношение к опреде­ленному виду ценных бумаг, которое зависит от текущего положения их эмитента, срока действия ценной бумаги и т.д.

Внутренние факторы, которые могут воздействовать на уровень цен спроса и предложения, определяются целями работы банка в этой области. Среди них можно выделить следующие:

– получение дохода от вложения средств в ценные бумаги (про­центов по приобретенным облигациям, дивидендов по акциям различ­ных коммерческих структур);

– ориентация на спекулятивный доход от перепродажи ценных бу­маг на вторичном рынке;

– диверсификация банковских активов для минимизации риска;

– использование ценных бумаг в качестве залога для получения кредитов;

– использование ценных бумаг как ликвидных средств для сроч­ного их обращения в деньги.

Но этим не ограничивается сфера банковского ценообразования по ценным бумагам. Основная часть современных банков являются акционерными обществами, капитал которых образуется за счет реа­лизации акций. Приобретая акции, их владельцы рассчитывают на по­лучение дохода, который складывается из дивиденда и роста курсовой стоимости. Вторая величина целиком зависит от ры­ночной оценки данной акции и определяется воздействием множества факторов. Дивиденд находится в ведении банка и в зна­чительной степени влияет на размер курсовой стоимости акции.

Дивиденд по акции – это цена использования капитала, уплачивае­мая собственнику вложенных средств за возможность их применения в деятельности акционерного общества. Основные факторы, опреде­ляющие размер дивидендов или текущих выплат по акциям, – это мас­са полученной банком прибыли и пропорции ее распределения. Наи­большее воздействие на размер выплачиваемых дивидендов оказывает внутрибанковская политика, которая может быть нацелена на удовле­творение интересов акционеров (тогда выплаты будут значительными) или подчинена интересам дальнейшего развития банка (при этом вы­платы будут ограничены).

На новый вид интеллектуальных банковских продуктов могут формироваться два уровня цен:

– расчетные (внутренние) цены, если эти продукты предназначены для использования самим банком и предусматривается организация внутренних расчетов между отдельными подразделениями – произво­дителями и потребителями этих продуктов;

– цены реализации, если интеллектуальные продукты продаются клиентам и партнерам банка.

Расчетные цены испытывают влияние только внутренних факто­ров. Цены реализации, наоборот, в большей степени ориентированы на сложившийся уровень рыночных цен и зависят от текущего спроса, степени новизны продукта и его качественных характеристик.