Виды цен на банковские продукты
Коммерческие банки по основному направлению деятельности относятся к сфере финансового обслуживания, поэтому наиболее распространенными их продуктами являются услуги клиентам по хранению их денежных средств, выдаче кредитов и проведению расчетов, т.е. традиционные банковские операции. В современных условиях, отличающихся высокой степенью конкуренции на кредитном рынке, банки в целях диверсификации своей деятельности и роста прибыльности функционирования расширяют круг создаваемых продуктов. При этом они не только предлагают новые виды услуг клиентам, но и активно используют собственные возможности работы на различных сегментах финансового рынка. Развитие компьютерной техники подталкивает банковских специалистов к разработке и внедрению в практику новых способов обработки информации, которые кроме внутреннего использования могут быть реализованы партнерам по кредитному рынку и клиентам банка. Таким образом, в понятие «банковские продукты» можно включить результаты всех разнообразных видов деятельности коммерческих банков, как связанных с оказанием услуг клиентам и партнерам банка по кредитному рынку, так и осуществляемых им по собственной инициативе.
Банковские продукты могут быть классифицированы по ряду признаков.
1) По месту потребления они подразделяются на:
– внешние, реализуемые клиентам и партнерам банка;
– внутренние, или обеспечивающие, используемые банком для обеспечения своего эффективного функционирования;
– смешанные, которые могут иметь две цели создания: для внутреннего использования и для реализации внешним потребителям.
Большинство банковских продуктов относится к числу внешних. Создавая кредитные банковские продукты (депозиты и кредиты), банк реализует свою основную функцию, т.е. выступает как финансовый посредник между теми, кто располагает свободными денежными средствами, и теми, кто желает воспользоваться заемными ресурсами. В эту группу также включаются любые операции, связанные с обслуживанием заказчиков: осуществление расчетных операций, брокерские услуги по купле-продаже ценных бумаг, предоставление сейфов для хранения ценностей, трастовые услуги и т.д.
Группа внутренних, или обеспечивающих, банковских продуктов значительно меньше по объему, так как они имеют крайне узкий характер использования. К таким продуктам можно отнести информационное обеспечение (сбор и обработку информации, необходимой банку для общего анализа экономической обстановки, или более частного характера, касающейся только определенного клиента), программное обеспечение выполнения банковских операций и т.д.
В третью группу смешанных банковских продуктов можно включить ту часть обеспечивающих продуктов, которые банк считает возможным и выгодным использовать для реализации внешним потребителям. Например, информационные продукты, содержащие анализ конъюнктуры финансового рынка или его определенных сегментов, могут быть востребованы не только внутренними подразделениями самого банка, но и его клиентами.
2) По влиянию на формирование прибыли банковские продукты можно также подразделить на три основные группы:
– доходные, целью реализации которых является получение дохода;
– ресурсные, реализация которых позволяет сформировать заемную часть ресурсной базы, используемой впоследствии для создания первой группы банковских продуктов;
– имиджевые, обеспечивающие формирование благоприятного отношения к банку.
Банковские продукты, входящие в первые две группы, непосредственно участвуют в формировании прибыли. Для увеличения прибыли банк стремится к росту результатов от реализации продуктов первой группы и, соответственно, к возможной минимизации стоимости второй продуктовой группы.
К доходной группе банковских продуктов относятся многочисленные услуги, как традиционные, так и новые, оказываемые клиентам и партнерам: выдача кредитов, проведение расчетов, брокерские услуги и т.д. Кроме того, в эту группу включаются и те операции, которые банк проводит по собственной инициативе, например приобретение обращающихся на рынке долговых ценных бумаг с целью получения дохода при их погашении или в результате игры на курсовой разнице (хотя результат получения дохода не всегда предсказуем).
Ресурсные продукты, составляющие банковские расходы, включают все способы привлечения банком денежных средств: прием вкладов, выпуск облигаций, депозитных сертификатов, получение межбанковских кредитов и т.д. Однако общий объем затрат банка превышает сумму ресурсных банковских продуктов, так как банк для обеспечения своего функционирования приобретает материальные и трудовые ресурсы, которые можно рассматривать как банковские расходы.
Имиджевая группа банковских продуктов связана с усилением конкуренции на кредитном рынке, следствием которой является необходимость формирования положительного имиджа надежного и финансово устойчивого учреждения. Назначение банковских продуктов этой группы – увеличивать прибыль, но их целевая направленность не всегда приносит прибыль сразу. В эту группу можно включить:
– интеллектуальные банковские продукты (новые банковские технологии, информационные продукты и т.д., т.е. результаты использования интеллектуального потенциала банковских сотрудников). Они могут создаваться для обеспечения собственного прибыльного функционирования или для реализации. В первом варианте они представляют собой банковские затраты, осуществляемые для создания других банковских продуктов (проведения расчетных операций, кредитования и т.д.), во втором – это готовые банковские продукты, реализация которых может приносить банку значительные доходы;
– банковские продукты, представляющие собой услуги, которые банк может успешно и прибыльно реализовывать, используя уже признанный на кредитном рынке свой собственный имидж. К таким услугам относятся выдача банком своим клиентам различных гарантий, поручительств. С одной стороны, эти продукты могут приносить банку прибыль, с другой, они связаны с большим риском, и в случае его проявления банк может нести убытки;
– бесплатные услуги, оказываемые банком своим клиентам в расчете на формирование благоприятного отношения с их стороны и последующее потребление ими других, уже платных услуг. Эти услуги составляют банковские затраты, но их нацеленность на прибыль проявляется в создании общего положительного имиджа.
Широкому спектру банковских продуктов соответствует большое разнообразие устанавливаемых банком цен, которые представлены в табл. 8.1.
Виды цен на банковские продукты
Таблица 8.1.
Разновидность цены | Вид банковского продукта |
Проценты | Кредитные банковские продукты: - кредиты - депозиты - банковские облигации - депозитные сертификаты |
Тарифы | Посреднические услуги: – открытие счета – выдача и обслуживание пластиковых карт – перевод валюты с текущего счета внутри СНГ или за рубеж – депозитарные услуги – консультации |
Комиссионное вознаграждение | Посреднические услуги: – расчетные операции – гарантии и поручительства по долговым обязательствам клиентов – брокерские услуги по покупке-продаже ценных бумаг и иностранной валюты - посредничество в размещении ценных бумаг клиентов - депозитарные услуги |
Курсы обмена валюты | Купля-продажа иностранной валюты в обменных пунктах |
Цены спроса и предложения | Купля-продажа иностранной валюты и ценных бумаг на биржевом и внебиржевом рынках |
Дивиденды | Выплата доходов по акциям |
Расчетные (внутренние) | Интеллектуальные банковские продукты: - цены и цены реализации - банковские технологии информационные услуги - программное обеспечение банковских, бухгалтерских операций - проведение аналитических оценок |
Кредитные отношения, в которых участвуют банки, связаны также с покупкой банком средств у клиентов. Выступая как заемщик, банк открывает клиентам депозитные счета, которые оплачиваются тем же видом цен, что и кредиты, – процентом. Формирование депозитного процента оказывается под влиянием тех же внешних факторов, что и ссудного, так как они непосредственно связаны между собой. При росте спроса на кредитные ресурсы банки начинают испытывать потребность в привлечении дополнительных средств, и в этом случае растут ставки и по банковским кредитам, и по депозитам. Увеличение предложения заемных средств, например, за счет роста денежных накоплений, снижает депозитный процент. Рост инфляции заставляет банки устанавливать более высокие депозитные ставки, но в отличие от ставок ссудного процента, они не предусматривают компенсацию вкладчикам инфляционных потерь.
Уровень депозитного процента в значительной мере зависит от степени необходимости привлечения банком заемных ресурсов в форме депозитов, т.е. имеет место фактор альтернативных возможностей привлечения ресурсов. Если банк находит другой, менее дорогой способ получения средств (например, остатки средств на текущих счетах, более дешевые по сравнению с межбанковскими или централизованными кредитами), то у него нет необходимости в поисках клиентских депозитов и это понижает депозитную ставку.
Кроме непосредственного участия в кредитном процессе банки оказывают своим клиентам и другие услуги, устанавливая на них цены. В банковской практике эти разнообразные виды услуг принято называть посредническими, так как в большей части из них банк выступает как посредник между клиентом, по поручению которого он выполняет операции, и другой стороной сделки.
Посреднические операции включают:
– расчетные операции (аккредитивные, инкассовые, переводные и т.д.);
– предоставление банковских акцептов и авалей по долговым обязательствам клиентов;
– торгово-комиссионные операции по покупке-продаже ценных бумаг и иностранной валюты, осуществляемых банком по поручению клиентов;
– посредничество в размещении ценных бумаг клиентов;
– консультации;
– бухгалтерское обслуживание;
– трастовые операции;
– депозитарные услуги и т.д.
Для оплаты перечисленных услуг используются две разновидности цен: тарифы и комиссионные вознаграждения.
Тариф – разновидность цены, используемой для оплаты услуг и назначаемой в фиксированной сумме на установленную единицу измерения услуги. В банковской практике использование тарифов не слишком велико, и оплачиваемые ими услуги не приносят банку больших доходов. При установлении тарифов банки в большей степени ориентируются на рыночные условия продажи услуг. Банки могут на часть таких услуг не назначать вообще никакой оплаты, используя их как имиджевые для формирования у клиентов благоприятного отношения к банку.
Более широко в банковском ценообразовании на услуги используется комиссионное вознаграждение (комиссия). Этот вид цены фактически составляет часть дохода или стоимости сделки и рассчитывается как процент от ее суммы. С помощью комиссий оплачиваются расчетные операции, выдача гарантий и поручительств, обязательная продажа валютной выручки, выполнение банком функций агента валютного контроля за поступлением экспортной выручки, покупка-продажа ценных бумаг и валюты по поручению клиента и другие.
Технология расчета комиссионного вознаграждения лучше подходит для оплаты банковских услуг, так как большая их часть основана на выполнении операций с деньгами. Оплата этих операций тяготеет к тем суммам, с которыми работает банк. Установление платы в проценте от суммы приводит к тому, что уровень оплаты услуги возрастает пропорционально используемой сумме денег.
На уровень комиссий оказывают влияние рыночные факторы, так как эти услуги предоставляет большое количество кредитных организаций (не только банки, но и финансовые, брокерские, трастовые и другие компании). Конкуренция понижает общий уровень этого вида цен. Однако часть этих услуг (брокерские, трастовые услуги) требует больших затрат на получение и анализ необходимой информации и высокого уровня квалификации сотрудников, что повышает их стоимость. Другие услуги, например выдача гарантий и поручительств, основаны на использовании имиджа банка, и чем он устойчивее и надежнее, тем большая плата может быть назначена.
Не имея возможности заниматься производством и торговлей товаров, коммерческие банки выходят на финансовый рынок, где осуществляется торговля финансовыми инструментами. Здесь банки могут осуществлять операции по собственной инициативе либо выступать от имени своих клиентов. Одним из первых сегментов финансового рынка, который начал развиваться в условиях становления рынка в Украине, был рынок валют. Валютно-обменные операции издавна и традиционно считаются сферами деятельности коммерческих банков. В Украине это было связано с более высокой устойчивостью иностранной валюты по сравнению с национальной, а также с несколько запоздалыми мерами по регулированию этого сегмента финансового рынка. Теперь операции по обмену валюты официально закреплены за коммерческими банками, что делает их субъектами установления обменных курсов.
Основным фактором, определяющим уровни курсов покупки и продажи валюты, является соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутри страны. При этом в качестве ориентира используется официально установленные Национальным банком Украины валютные курсы.
На уровень устанавливаемых банком обменных валютных курсов также оказывает влияние потребность банка в иностранной валюте. Дополнительные потребности в валюте обусловливают установление более высокого курса ее покупки и низкого курса продажи, что способствует оседанию валюты в банке. Если же банк не заинтересован в приобретении валюты в данный период, то он устанавливает низкий курс покупки, сокращая приток валюты, и высокий курс продажи, не заинтересовывая покупателей в ее приобретении в данном обменном пункте.
Принимая участие в торговле валютой на межбанковском рынке, коммерческие банки формируют цены спроса и предложения. При этом они учитывают влияние ряда внешних факторов (тенденции движения рыночного валютного курса, валютную политику, проводимую Национальным банком Украины: валютный коридор, плавающий валютный курс и т.д.) и внутренних факторов (потребность банка в валюте, цели и объемы проводимых валютных операций, а также инициативность их проведения – банк или клиент).
Вторым сегментом финансового рынка, на котором стали активно работать коммерческие банки, стал фондовый рынок, получивший свое развитие с появлением на нем государственных ценных бумаг. Отличительной чертой украинского фондового рынка по сравнению с зарубежными является то, что коммерческие банки стали основными участниками этого рынка, так как они участвуют в первичной реализации выпущенных государством ценных бумаг и активно работают на вторичном рынке. Национальный банк Украины устанавливает цену первичного размещения государственных ценных бумаг и цену их погашения. Однако текущая их стоимость определяется на рынке вторичной реализации, где коммерческие банки формируют цены спроса и предложения.
Основное влияние на уровень цен спроса и предложения практически по любому виду ценных бумаг оказывают общерыночные факторы (состояние экономики, конъюнктура фондового рынка, политическое положение в стране и в мире), которые отслеживаются и оцениваются аналитиками банка. К внешним факторам относится сформировавшееся на рынке отношение к определенному виду ценных бумаг, которое зависит от текущего положения их эмитента, срока действия ценной бумаги и т.д.
Внутренние факторы, которые могут воздействовать на уровень цен спроса и предложения, определяются целями работы банка в этой области. Среди них можно выделить следующие:
– получение дохода от вложения средств в ценные бумаги (процентов по приобретенным облигациям, дивидендов по акциям различных коммерческих структур);
– ориентация на спекулятивный доход от перепродажи ценных бумаг на вторичном рынке;
– диверсификация банковских активов для минимизации риска;
– использование ценных бумаг в качестве залога для получения кредитов;
– использование ценных бумаг как ликвидных средств для срочного их обращения в деньги.
Но этим не ограничивается сфера банковского ценообразования по ценным бумагам. Основная часть современных банков являются акционерными обществами, капитал которых образуется за счет реализации акций. Приобретая акции, их владельцы рассчитывают на получение дохода, который складывается из дивиденда и роста курсовой стоимости. Вторая величина целиком зависит от рыночной оценки данной акции и определяется воздействием множества факторов. Дивиденд находится в ведении банка и в значительной степени влияет на размер курсовой стоимости акции.
Дивиденд по акции – это цена использования капитала, уплачиваемая собственнику вложенных средств за возможность их применения в деятельности акционерного общества. Основные факторы, определяющие размер дивидендов или текущих выплат по акциям, – это масса полученной банком прибыли и пропорции ее распределения. Наибольшее воздействие на размер выплачиваемых дивидендов оказывает внутрибанковская политика, которая может быть нацелена на удовлетворение интересов акционеров (тогда выплаты будут значительными) или подчинена интересам дальнейшего развития банка (при этом выплаты будут ограничены).
На новый вид интеллектуальных банковских продуктов могут формироваться два уровня цен:
– расчетные (внутренние) цены, если эти продукты предназначены для использования самим банком и предусматривается организация внутренних расчетов между отдельными подразделениями – производителями и потребителями этих продуктов;
– цены реализации, если интеллектуальные продукты продаются клиентам и партнерам банка.
Расчетные цены испытывают влияние только внутренних факторов. Цены реализации, наоборот, в большей степени ориентированы на сложившийся уровень рыночных цен и зависят от текущего спроса, степени новизны продукта и его качественных характеристик.