Факторы, воздействующие на формирование процента

Процент как цена кредита представляет собой комплексную характеристику, так как он формируется под воздействием сложной систе­мы факторов. Эти факторы мож­но подразделить на две основные группы – внешние и внутренние.

Внешние факторы связаны с изменением общей обстановки на рынке кредитных ресурсов. Они не зависят от индивидуальных целей и возможностей функционирования каждого конкретного банка, но их воздействие необходимо учитывать для решения поставленных задач. Основной из этих факторов – это конъюнктура кредитного рынка, ко­торая проявляется через соотношение спроса и предложения на креди­ты, сложившееся на данный момент. Рост спроса на заемные средства ведет к росту процентных ставок, а рост предложения – наоборот.

Все остальные факторы оказывают влияние на уровень платы за кредит путем воздействия на конъюнктуру кредитного рынка. Наибо­лее значительные из них – следующие.

1. Степень развития кредитной системы. Менее развитая кредит­ная система с ограниченным числом обслуживающих клиентов орга­низаций создает возможность монополизации рынка кредитных услуг и повышения процентных ставок.

2. Объем денежных накоплений. Рост денежных накоплений, осо­бенно если они используются эффективно (вкладываются в банки с целью получения дохода), увеличивает предложение кредитов, что понижает их стоимость. Этот фактор проявляется через накопления, производи­мые как юридическими, так и физическими лицами. Для зарубежной практики характерно широкое привлечение банками средств населе­ния во вклады. Украинские коммерческие банки в большей степени используют денежные средства предприятий и организаций, хотя средства населения являются перспективным источником кредитных ресур­сов.

3. Фаза экономического цикла. На этапе роста производства повы­шается спрос со стороны предпринимателей на заемные средства, что может вызвать и рост стоимости кредитов.

4. Уровень инфляции. Инфляция по-разному воздействует на креди­торов и заемщиков. Кредиторы теряют свои доходы, так как кредиты возвращаются обесцененными деньгами, но на этом же процессе вы­игрывают заемщики. Банки в такой ситуации, стараясь оградить себя от инфляционных потерь, назначают более высокие ставки процента, учитывающие уровень инфляции. Таким образом, номинальная про­центная ставка, назначаемая банком, представляет собой сумму реаль­ной ставки (стоимости кредита) и темпа инфляции, который называют инфляционной составляющей цены кредита.

5. Дефицит государственного бюджета, финансируемый путем вы­пуска и реализации государственных ценных бумаг. Рост государст­венного долга связан с увеличением выпуска ценных бумаг для его по­крытия. Покупка коммерческими банками государственных ценных бумаг сокращает общее количество их кредитных ресурсов. Это может повли­ять на рост банковского процента, если при этом спрос на заемные средства не изменится.

6. Определенное воздействие на уровень банковских процентных ставок может оказывать процентная политика Национального банка Украины, основным из направлений которой является установление официаль­ной учетной ставки (ставки рефинансирования). Ее повышение оз­начает удорожание централизованных кредитных ресурсов, которые коммерческие банки могут получить в Национальном банке Украины, т.е. официальная ставка служит определен­ным ориентиром при формировании банковского процента. Также Национальный банк Украины может использовать бо­лее жесткие административные рычаги регулирования банковских ставок через введение прямых ограничений, на­пример, директивного установления кредитной маржи (раз­ницы между средними процентными ставками по активным и пассив­ным операциям), установления верхней границы процентных ставок по отдельным видам кредитов или их фиксированного отношения к официальным ставкам и др.

7. Влияние внешнего кредитного рынка проявляется в отличии уров­ня процентных ставок на рынках других стран от их значения внутри страны. Более высокие национальные процентные ставки способству­ют перемещению кредитных ресурсов внутрь страны. Но международного капитала приводит к последующему снижению внут­ренних процентных ставок за счет превышения предложения кредит­ных ресурсов над спросом.

Внутренние факторы, влияющие на формирование процента, связаны с конкретны­ми кредитными отношениями, поэтому они контролируются банком и подвержены его непосредственному воздействию. Внутренние факторы можно разделить на три группы. К первой группе относятся те, которые связаны с рисками, возникающими при кредитовании. Чем выше риск, тем более высокая ставка процента устанавливается банком с целью компенсации потерь. К этим факто­рам относятся следующие:

1. Категория заемщика. Кредиты, предоставляемые предпринимателям, имеют более низкие по сравнению с потребительскими кредитами ставки. Это объясняется более тесными связями с банком корпоративных заемщиков, которые пользуются многочисленными его услугами. Банк рассматривает таких клиентов как более надежных по сравнению с частными заемщиками;

2. Размер кредита. Невозвращение крупной ссуды может более существенно сказаться на деятельности банка, так как в этом случае он ли­шится значительной части своих ресурсов. Это усиливает риск бан­кротства, когда банк не может отвечать по своим обязательствам из-за отсутствия необходимых средств;

3. Срок кредита. Удлинение срока увеличивает риск невозвращения за­емных средств за счет меньшей предсказуемости экономической и политической ситуации и положения заемщика в будущем, поэтому его стоимость с увеличением срока, как правило, растет;

4. Экономическое положение заемщика, его репутация и деловые свя­зи с банком. Клиенты, относимые банком к разряду первоклассных за­емщиков, представляют для кредитора меньший риск, чем все осталь­ные. Поэтому им предоставляются ссуды по наиболее низким ставкам.

Вторая группа внутренних факторов связана с издержками, которые несет банк, осуществляя кредитование клиентов. В ней выделяются два вида банковских затрат – связанных с привле­чением кредитных ресурсов и с организацией процесса кредитования.

1. Расходы банка по привлечению средств являются составной частью цены кредита. Имея различные возможности формирования кредитных ресурсов, банк стремится выбрать наиболее дешевые из них. Основны­ми источниками привлечения ресурсов являются депозиты, текущие и расчетные счета, выпуск собственных облигаций, полученные ссуды. С позиции стоимости привлеченных ресурсов наиболее выгодными для банка яв­ляются остатки на текущих и расчетных счетах, уровень оплаты которых бывает либо очень невысокий, либо их оплата не предусматривается. Межбанковский и централизованные кредиты дороги, они чаще все­го носят краткосрочный характер и используются для поддержания не­обходимого уровня ликвидности. Наименее используемым в банковской практике источником привлечения средств является выпуск собственных облигаций. Поэтому наибольшую часть своих кредитных ресурсов банк формирует за счет привлечения депозитов, стоимость которых оказывает значительное влияние на уровень ссудного процента.

2. Расходы, связанные с проведением кредитных операций. Часть из них составляет примерно стандартную величину, определяемую необ­ходимыми затратами по оформлению кредитного договора. Другая часть, связанная с анализом кредитоспособности заемщика, зависит от конкретного клиента (тесноты его связей с банком), параметров кредита (срока, величины, цели и т.д.), которые определяют степень риска выда­ваемой ссуды. Эти затраты различаются в каждом конкретном случае.

Третью группу составляет фактор, оказывающий влияние на уровень процентной ставки, как альтерна­тивные направления использования банковских ресурсов. В условиях развитого рынка банк имеет возможность вложить свои средства и в другие доходные активы, среди которых в украинской практике наиболее популярны операции с ценными бумагами и валютой. Например, переориентация банковских ресурсов на рынок ценных бумаг сокращает объем ресурсов, предназначенных для кредитования, а значит, снижает предложение кредитов и (как следствие высокой доходности операций с ценными бумагами) ведет к повышению уровень процентных ставок по кредитам.

Формируя плату за кредит, коммерческие банки стараются принять во внимание как можно большее количество различных факторов, добиваясь в конечном итоге наиболее приемлемого сочетания двух целей своей деятельности: эффективности работы на кредитом рынке и снижения риска кредитования.