Факторы формирования цен на объекты интеллектуальной собственности

Специфика интеллектуальной собственности предопределяет осо­бенности ценообразования на ее объекты. Научные разработки не всегда имеют адекватное воплощение, и их практическое использование требует значительных финансовых вложений. Цена объекта интеллектуальной собственно­сти должна обеспечивать его владельцу вознаграждение за его творче­ские усилия и материальные вложения. Но она должна быть не слишком высокой, чтобы приносить прибыль лицу, использующему изобретение.

Наиболее часто встречающейся на практике формой оплаты интеллектуальной собственности является роялти – платеж собственни­ку патента или гонорар автору произведения. При лицензионном со­глашении роялти выплачивается лицензиатом (пользователем лицен­зии) лицензиару (ее владельцу).

Наиболее простым примером определения стоимости объекта интеллектуальной стоимости является формирование цены на использо­вание рационализаторского предложения. При таких сделках обычно имеется информация о себестоимости проведенных работ, возможных дополнительных затратах, уровне спроса. Поэтому вероятность ошиб­ки при определении роялти сводится к минимуму.

Однако с возрастанием степени технической новизны изобретения увеличивается степень неопределенности, недостаточность информа­ции по сделке. С повышением риска, связанного с применением науч­ной идеи или технологии, лицензиат менее охотно идет на немедлен­ную выплату роялти и стремится накопить информацию относительно практического использования изобретения. Поэтому чем выше неоп­ределенность возможных результатов применения научной идеи, тем ниже ставка роялти. Она зависит от оценки лицензиатом риска ис­пользования изобретения. Таким образом, чем больше риск, тем ниже цена, которую лицензиат готов заплатить. Часто степень риска приводит к значительному расхождению между ценой, которую готов запла­тить покупатель, и ценой, которую получит собственник изобретения.

Наиболее простой путь, который позволяет решать проблему неопределенности, заключается в том, чтобы установить цену в процен­тах от объема продаж или от эффекта использования изобретения, а не в абсолютных величинах. Этот метод позволяет продавцу и покупате­лю нести совместный риск и участвовать в прибылях. Роялти может составлять доли процента или достигать 15% и выше.

Стоимость новой технологии, научных разработок определяется предполагаемым доходом, который может получить владелец этих объектов интеллектуальной собственности в течение их жизненного цикла. Этот доход, в свою очередь, обусловлен рыночным спросом на данную технологию и уровнем роялти, уплачиваемой лицензиару в те­чение всего срока лицензионного соглашения.

Роялти определяется сложным набором специфических факторов, каждый из которых выражает коммерческую выгодность изобретения.

1) Важность изобретения. Использование новых разработок может принести или сравнительно небольшое изменение существующих техно­логий или привести к технологическому прорыву. Эти обстоя­тельства предопределяют емкость рынка и, соответственно, конечную доходность изобретения.

2) Степень патентной защищенности, возможность соблюдения коммер­ческой тайны. Защищенность, предоставляемая патентами или гаранти­руемая соблюдением коммерческой тайны, состоит из трех элементов:

– открытость – относительная легкость или сложность, с кото­рой конкурент может открыть, как функционирует технология;

– повторяемость – насколько легко конкурент сможет повторить технологию после того, как он поймет, в чем заключа­ется научная идея;

– равенство результатов – возмож­ность достижения того же полезного эффекта без необходимости повто­рения запатентованной разработки.

Например, фотоаппараты Polaroid пред­ставляют собой один из наиболее защищенных патентов в истории. Выяснить состав пленки и проявителей, используемых фирмой Polaroid при «мгновенной» съемке, было достаточно просто, но повторить эти со­ставы оказалось очень сложно. Причем избежать использо­вания патентов, которыми были защищены как пленка, так и механизм аппарата, оказалось невозможным.

3) Влияние конкурентной ситуации на рынке на возможность использо­вания новых разработок. Ограничения при выходе на рынок снижают размер ставки роялти, которую готов заплатить лицензиат. Если сфера бизнеса, в которой предстоит конкурировать изобретению, характери­зуется наличием множества различных товаров, удовлетворяющих одну и ту же функциональную потребность, а также высоким размером первоначальных капитальных вложений, то фирме, впервые выходя­щей на данный рынок, будет сложно достичь приемлемого уровня про­даж. И наоборот, отсутствие подобных ограничений снижает риск фи­нансовых вложений в новые разработки. Это повышает их привлека­тельность для потенциальных лицензиатов, а следовательно, и цену, которую может запросить лицензиар.

4) Необходимость дополнительных инвестиций в НИОКР. Создание об­разцов, разработка дизайна и привязка научных разработок к техниче­ским возможностям являются необходимым условием того, чтобы тех­нология получила реальную коммерческую ценность. Это потребует дополнительных финансовых ресурсов. Следовательно, чем больше подобных работ лицензиар выполнил, тем большую цену он может за­просить за свое изобретение.

5) Стадия разработки. При оценке потенциальных инновационных мероприятий исходят из их текущей стоимости. Поэтому ключевыми элементами расчетов являются риск и прибыль. В зависимости от ста­дии практической готовности разработки риск может быть больше или меньше. Соответственно, цена увеличивает­ся, если автор патента берет часть риска на себя и участвует в затратах, связанных с доработкой технологии.

6) Конкурентные преимущества использования новых разработок. Конку­рентоспособность нового изделия определяется ценой, дизайном, про­стотой использования и другими качественными параметрами. Изделия, предоставляющие отчетливые преимущества по одному или нескольким параметрам, дают возможность повысить цену научной разработки.

7) Рентабельность изделия. Цена научной разработки – это часть прибыли, которую лицензиат получает в результате ее внедрения. Чем больше эта прибыль, тем выше цена научной разработ­ки. При увеличе­нии рентабельности лицензиаты соглашаются на увеличение ставки роялти.

8) Инновационная значимость. Технологии и научные разработки, имеющие широкий спектр использования, обладают большей ценно­стью. Цена технологий, способных породить большое количество практических результатов, будет намного выше, чем технологий с ограниченными возможностя­ми применения.

9) Авансовые платежи. Владелец новой технологии может потребовать уплату комбинированной цены, состоящей из двух частей: немедленной оплаты и ставки роялти. Это особенно важно, если лицензиат производит широкий спектр продуктов. Лицензиар рискует тем, что внимание лицензиата может быть отвлечено необходимостью развития производства других продуктов. Авансовый платеж одновременно стимулирует лицензиата к внедрению и снижает риск, который несет лицензиар.

10) Гарантии использования разработки. Такие гарантии предназначе­ны для стимулирования заинтересованности лицензиата во внедрении новой технологии. Они выполняют функцию, схожую с авансовыми платежами. Отсутствие таких гарантий приводит к увеличению риска, который несет лицензиар, что увеличивает ставку роялти.