Государство Караханидов: этнополитическая история, социально экономическое развитие и культурный ренессанс.

В середине X в. в Жетысу и восточном Туркестане было создано Караханидское государство. Основателем Караханидского государства был Сатук Богра-хан. Столицей государства становится город Баласагун. Верховная власть в Караханидском государстве находилась в руках кагана, власть которого переходила по наследству. Земельный надел, который был пожалован каганом, икта, владельца икты называли иктадар. Иктадары, о бязаны были проходить у кагана воинскую службу и собирать налоги с населения. У Караханидов земельные наделы, выделенные священнослужителям и религиозным учреждениям, назывались -вакф. Вакфные земельные наделы налогами не облагались. В 960 г. Муса каган с целью укрепления своей власти объявляет государственной религией ислам. Таким образом, на территории Казахстана ислам впервые объявляется государственной религией в Караханидском государстве. В 999 году государство Караханидов в результате успешных походов захватили столицу Саманидов-город Бухару и полностью подчинили себе территорию Маверанахра. Таким образом, в XI-XII вв. государство Караханидов включало в себя территорию Маверанахра и Жетысу и состояло из двух владений. В территорию Восточного ханства входили Жетысу и Восточный Туркестан со столицей город Орда, близ Баласагуна. Западное ханство включала в себя территорию Маверанахра.

Образование государства Караханидов. Около 940 г. племена Тянь-Шаня захватили Баласагун и, свергнув карлыкского кагана, положили начало новой династии. Один из первых правителей нового государства Сатук Бограхан Лбдулкерим - принял ислам и титул Дослан Карахан, по которому вся династия получила название Караханидов. Правители ханства в 990 г. присоединили города Тараз и Исфиджаб. К концу X в. сложилась территория ханства, которая простиралась от Амуцарьи и нижнего течения Сырдарьи и на западе до Жетысу и Кашгара на востоке. Главную роль в государстве играли карлыкские племена чигили и ягма. Ханство было разделено на два больших удела. Верховный каган с титулом Арслан Кари хан по традиции был владетелем восточной части государства, резиденция его находилась в г. Баласагуне, Второй каган с титулом Богра Кара хан владел западной частью с резиденцией в г, Таразе. Владетели мелких уделов носили титулы "илек" и "тегин". Они были независимыми по всем вопросам от верховных каганов, некоторые из них чеканили свои монеты и вели дипломатические отношения с соседними странами. Власть передавалась не по наследству, а по так называемой "лестничной системе" - от старшего к младшему брату.

В 999 г. Илек Наср завершил завоевание Мавераннахра, но у Балха карлыки потерпели сокрушительное поражение от газневидского султана и отказались от завоеваний к югу от Амударьи. Вскоре среди Караханидов начались раздоры между двумя ветвями -потомками Али иХасана. Этими междоусобицами воспользовались кочевые племена киданей. владевшие Центральной Азией. В 1017г. килани вторглись в Жетысу и дошли почти до Баласагуна. Но правитель караханидов Туган хан заставил их отступить на восток и после трехмесячного преследования разбил их.

Ослабление караханидов. Во время правления слабого и безвольного Арслан хана авторитет центральной власти был окончательно подорван, и войны между правителями уделов стали обычным, делом. В 1056 г. Арслан хан начал войну против своего брата Богра хана, но. попав в плен, потерял свои владения. Его сын Кбрагим погиб в войне с правителем Барсхана Янал-тегином, а сын Богра хана был отравлен своей женой. После этого правителем Жетысу и Кашгара стал Тогрул-Карахан Юсуф, который вместе со своим братом Богра ханом Харуном вел войну с Шемсул-мульком Насром, владетелем независимого Мавераннахра. Война закончилась миром, и границь. между западными и восточными караханидами прошли по Сырдарье.

Вскоре Мавераннахр попал под власть сельджукских султанов, взявших в 1089 г. Бухару и Самарканд, но не упразднивших местную династию Караханидов. Жетысу же с 30-х годов XII в, стал подвергаться постоянным набегам киданей.

В 1141г. после разгрома объединенного сельджукско-караха-нидского войска политическая власть перешла в руки киданских правителей. Однако еще некоторое время караханиды сохраняли вассальную зависимость от киданей, И только в начале XIII в. государство караханидов перестало существовать. Период караханидского господства в Казахстане характеризуется сдвигами в экономической и культурной жизни тюркоязычных племен. На его территории заметным становится оседание тюрков-кочевников. Развивались поселения и города, соответственно и городская культура. В Караханидском государстве сформировалась новая политическая система. Ислам объявлен государственной религией, была принята арабская графика, заменившая дреснетюркскую письменность. В целом караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап в социально-экономической, политической и культурной жизни наших далеких предков.Культура. За счет обедневших скотоводов и земледельцев увеличилось количество городов и численность их населения. Развитие городской культуры привело к росту числа материнских по различным видам ремесел и гончарному делу.Распространение ислама внесло изменения в развитие городской архитектуры.Стали возводиться купольные мечети.Айша-Биби XI-XIIвв. Бабадша хатун X-XIвв. Государство Караханидов было разностороннее развитым феодально-патриархальным государством.