Система розничных цен на потребительские товары и услуги
Соотношения уровней розничных цен по отдельным группам товаров (продовольственные и непродовольственные) и услуг определяются развитием экономического потенциала общества и массой материальных и нематериальных благ, которые поступают в личное потребление населения. Эти соотношения цен не стабильны и несут на себе определенный социальный отпечаток, но в основе имеют объективные закономерности формирования и развития рынка потребительских товаров и услуг, который выступает в качестве связующего звена между производством и потреблением этих товаров.
Сложившиеся в настоящее время общий уровень и соотношения розничных цен на продовольственные товары в своей основе имеют уровень цены на хлеб, являющийся основным продуктом питания. С развитием продуктивности сельского хозяйства увеличивается объем производимых продуктов и расширяется их ассортимент. Так, производство зерна разделяется по его видам на продовольственное и фуражное зерно. Последнее с добавлением других компонентов используется в промышленном производстве кормов для скота и птицы.
Меняется и структура питания населения. Так, высокий уровень потребления мясных продуктов, овощей и фруктов сдвигает потребление хлеба и картофеля на второе место. Потребление животных жиров вытесняется потреблением растительных. В настоящее время колбасные изделия относительно дороже мяса, что соответствует затратам на их производство.
Учет индивидуальных различий потребления продуктов питания обеспечивается на основе расширения их ассортимента и дифференциации качества отдельных товаров (за счет скидок с розничных цен на продукцию худшего качества). Размер скидок с розничных цен меньше, чем с оптовых (отпускных) цен, так как значимость штрафных скидок с цен за худшее качество продукции для производителей этой продукции и для потребителей различается. Одноименная продукция, но разная по качеству удовлетворяет спрос разных категорий покупателей: эта продукция разной потребительной стоимости, которая не может иметь равной цены – этого не позволит рынок.
Взаимозаменяемость непродовольственных товаров более ограничена, чем взаимозаменяемость продуктов питания. Как правило, та или иная разновидность непродовольственных товаров удовлетворяет определенную потребность: одежда не может заменить обувь, а письменный стол не заменит книжный шкаф. Общественная потребность в непродовольственных товарах в большей части индивидуализирована, так как здесь имеет значение пол, возраст, размер, рост, эстетические вкусы. Однако есть соотношение цен на различные товары, изготовляемые из одного вида сырья (например, кожаные обувь, сумки, чемоданы).
Формирование спроса населения на товары длительного пользования отличается от формирования спроса на товары повседневного или систематического массового потребления. Приобретению дорогостоящих товаров длительного пользования (холодильников, стиральных машин, мебели и др.) обычно предшествует накопление денежных средств. Приобретение товаров длительного пользования и спрос на них зависят прежде всего от уровня цен на эти товары и на товары повседневного спроса. От соотношения розничных цен на товары длительного пользования зависит очередность удовлетворения различных потребностей. В этом смысле товары длительного пользования являются взаимозаменяемыми.
Значительные различия в движении уровней издержек производства в сельском хозяйстве и в промышленности в процессе их развития обусловливают более высокий уровень розничных цен на продовольственные товары по сравнению с непродовольственными, более 50% которых производится из искусственного сырья или с его использованием (кожа, трикотаж, ткани и др.). Такое соотношение розничных цен характерно для рынка потребительских товаров во всех странах с развитой рыночной экономикой.
В Украине расходы на продовольственные товары в бюджетах семей рабочих и служащих у нас значительно выше, чем в развитых капиталистических странах и составляют половину всех расходов. В настоящее время в условиях перехода к рыночным отношениям общий уровень розничных цен на продукты питания (без алкогольной и табачной продукции) продолжает оставаться на более низком уровне, чем уровень розничных цен на непродовольственные товары, что определяется пока еще низким уровнем доходов населения.
Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен
На предприятиях торговли и общественного питания контроль за ценами осуществляется органами государственной исполнительной власти – отделом контроля за ценами. Предприятие, которое самостоятельно выявило нарушение государственной дисциплины цен и получило в результате этого излишки сумм, независимо от своего финансового состояния, вносит их в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Необходимо создание более эффективной системы ценового регулирования и контроля, известной по опыту стран с рыночной экономикой и не противоречащей принципам рыночной экономики. Сюда относится регулирование цен и тарифов отечественных монополий, заключение межотраслевых соглашений, контроль за уровнем цен на товары особой социальной значимости.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие факторы влияют на формирование уровня и соотношений розничных цен?
2. Какие методы используются для регулирования розничных цен?
3. Какие виды свободных розничных цен вы знаете?
4. Как вы оцениваете реформу розничных цен в Украине?
5. Какова структура свободной отпускной цены? Дайте характеристику отдельных ее элементов.
6. Какова динамика розничных цен на потребительские товары в Украине?
7. Как устанавливаются цены на новые товары в рыночной экономике?
8. Какова система розничных цен на потребительские товары в Украине?
9. Как осуществляется контроль за соблюдением государственной дисциплины цен?
Литература:[1,2,4,6,15,16,22,23,24,25,26]