Свободные цены на потребительском рынке

Свободные цены подразделяются на свободные оптовые цены, свободные отпускные и свободные розничные цены. Свободные опто­вые цены устанавливаются на продукцию производственно-техничес­кого назначения, а свободные отпускные цены устанавливаются на по­требительские товары.

Эти свободные оптовые и отпускные цены определяются по согла­сованию сторон. Согласование осуществляется предприятиями – производителями продукции с оптовыми, снабженческо-сбытовыми, заготовительными предприятиями, посредниками и предприятиями розничной торговли. При установлении свободных цен учитываются качество продукции и конъюнктура рынка.

Свободные отпускные цены на потребительские товары включают в себя себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость, а по некоторым товарам и акциз.

Схематично структуру свободной отпускной цены можно предста­вить так:

 

Свободная отпускная цена
Себестоимость Прибыль Акциз НДС

 

Свободная розничная цена включает в себя: свободную отпускную цену, торговую надбавку и НДС торговли, если товар реализуется про­изводителем непосредственно в розничную торговлю.

Схематично структуру свободной розничной цены можно предста­вить следующим образом:

 

Свободная розничная цена
Свободная отпускная цена за вычетом НДС производителя Торговая надбавка НДС торговли

 

Свободная розничная цена товара, реализуемого с учетом посред­ника (оптового торгового предприятия или снабженческо-сбытовой организации), включает свободную отпускную цену без НДС, надбав­ки посредника (оптовые надбавки) и НДС посредника (цену закупки), а также торговую надбавку.

Схематично структуру цены закупки можно представить так:

 

Цена закупки
Свободная отпускная цена за вычетом НДС произво­дителя Надбавка посредника или оптовая надбавка НДС посредника

 

Схематично структуру свободной розничной цены с участием по­средника, являющегося собственником товара, можно представить в следующем виде:

 

Свободная розничная цена
Цена закупки без НДС посредника Торговая надбавка НДС торговли

 

Реализация товаров снабженческо-сбытовыми организациями, оптовыми предприятиями и т.д. покупателям производится по цене за­купки с НДС, который устанавливается к цене приобретения товара этими организациями без НДС и соответствующей надбавки. При этом снабженческо-сбытовые и оптовые надбавки устанавливаются по согласованию сторон. В них включаются издержки обращения и при­быль. Надбавки определяются в процентах к цене приобретения товара (сво­бодной отпускной) без НДС.

Торговые надбавки (наценки) являются составной частью рознич­ных цен потребительских товаров. В то же время они выступают как цены услуг, оказываемых торговыми предприятиями и организациями по реализации потребительских товаров. Включение торговых (и оптово-сбытовых) надбавок в розничные цены отражает относительную самостоятельность процессов производства товаров, их обращения, созданной товарной стоимости и ее реализации. В сфере обращения товаров имеет место частичное про­должение процесса производства. Причем некоторые производствен­ные функции, осуществляемые торговлей в сфере обращения, служат необходимым условием реализации товаров и их стоимости.

Торговая надбавка включает издержки обращения и прибыль. Существующая в настоящее время система торговых (и оптовых) надбавок сформировалась в условиях развития рыночных отношений. Торговые (и оптово-сбытовые) надбавки устанавливаются самими торговыми предприятиями и организациями с учетом конъюнктуры рынка, за исключением небольшой их части, которая регулируется ме­стными органами власти (например, торговая надбавка на хлеб и хле­бобулочные изделия). Торговые надбавки дифференцируются по отдельным товарам и товарным группам, а также в зависимости от местонахождения торговых предприятий исходя из конъюнктуры рынка (спроса и пред­ложения).

Издержки обращения составляют около 3/4 общей суммы торговых надбавок. Они включают расходы, связанные с перевозкой товаров автотранспортом; расходы по аренде и содержанию зданий, помещений, сооружений, инвентаря, текущему ремонту и амортизации основных средств; расходы по хранению, подработке, подсортировке и упаковке товаров, а также содержанию холодильных установок; расходы по тор­говой рекламе; уплату процентов по банковскому кредиту, расходы на тару, естественную убыль товаров; заработную плату работников тор­говли; единый социальный и транспортный налоги.

При формировании прибыли в торговых надбавках часть ее в виде налога на прибыль (25%) отчисляется торговыми предприятиями в до­ход бюджета. Остальная часть используется торговыми предприятия­ми по своему усмотрению.

Факторы, определяющие величину торговой надбавки в условиях ры­ночной экономики, довольно многообразны: ценовая политика произво­дителя, условия сбыта товаров и степень конкуренции, характер товара.