Свободные цены на потребительском рынке
Свободные цены подразделяются на свободные оптовые цены, свободные отпускные и свободные розничные цены. Свободные оптовые цены устанавливаются на продукцию производственно-технического назначения, а свободные отпускные цены устанавливаются на потребительские товары.
Эти свободные оптовые и отпускные цены определяются по согласованию сторон. Согласование осуществляется предприятиями – производителями продукции с оптовыми, снабженческо-сбытовыми, заготовительными предприятиями, посредниками и предприятиями розничной торговли. При установлении свободных цен учитываются качество продукции и конъюнктура рынка.
Свободные отпускные цены на потребительские товары включают в себя себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость, а по некоторым товарам и акциз.
Схематично структуру свободной отпускной цены можно представить так:
Свободная отпускная цена | |||
Себестоимость | Прибыль | Акциз | НДС |
Свободная розничная цена включает в себя: свободную отпускную цену, торговую надбавку и НДС торговли, если товар реализуется производителем непосредственно в розничную торговлю.
Схематично структуру свободной розничной цены можно представить следующим образом:
Свободная розничная цена | ||
Свободная отпускная цена за вычетом НДС производителя | Торговая надбавка | НДС торговли |
Свободная розничная цена товара, реализуемого с учетом посредника (оптового торгового предприятия или снабженческо-сбытовой организации), включает свободную отпускную цену без НДС, надбавки посредника (оптовые надбавки) и НДС посредника (цену закупки), а также торговую надбавку.
Схематично структуру цены закупки можно представить так:
Цена закупки | ||
Свободная отпускная цена за вычетом НДС производителя | Надбавка посредника или оптовая надбавка | НДС посредника |
Схематично структуру свободной розничной цены с участием посредника, являющегося собственником товара, можно представить в следующем виде:
Свободная розничная цена | ||
Цена закупки без НДС посредника | Торговая надбавка | НДС торговли |
Реализация товаров снабженческо-сбытовыми организациями, оптовыми предприятиями и т.д. покупателям производится по цене закупки с НДС, который устанавливается к цене приобретения товара этими организациями без НДС и соответствующей надбавки. При этом снабженческо-сбытовые и оптовые надбавки устанавливаются по согласованию сторон. В них включаются издержки обращения и прибыль. Надбавки определяются в процентах к цене приобретения товара (свободной отпускной) без НДС.
Торговые надбавки (наценки) являются составной частью розничных цен потребительских товаров. В то же время они выступают как цены услуг, оказываемых торговыми предприятиями и организациями по реализации потребительских товаров. Включение торговых (и оптово-сбытовых) надбавок в розничные цены отражает относительную самостоятельность процессов производства товаров, их обращения, созданной товарной стоимости и ее реализации. В сфере обращения товаров имеет место частичное продолжение процесса производства. Причем некоторые производственные функции, осуществляемые торговлей в сфере обращения, служат необходимым условием реализации товаров и их стоимости.
Торговая надбавка включает издержки обращения и прибыль. Существующая в настоящее время система торговых (и оптовых) надбавок сформировалась в условиях развития рыночных отношений. Торговые (и оптово-сбытовые) надбавки устанавливаются самими торговыми предприятиями и организациями с учетом конъюнктуры рынка, за исключением небольшой их части, которая регулируется местными органами власти (например, торговая надбавка на хлеб и хлебобулочные изделия). Торговые надбавки дифференцируются по отдельным товарам и товарным группам, а также в зависимости от местонахождения торговых предприятий исходя из конъюнктуры рынка (спроса и предложения).
Издержки обращения составляют около 3/4 общей суммы торговых надбавок. Они включают расходы, связанные с перевозкой товаров автотранспортом; расходы по аренде и содержанию зданий, помещений, сооружений, инвентаря, текущему ремонту и амортизации основных средств; расходы по хранению, подработке, подсортировке и упаковке товаров, а также содержанию холодильных установок; расходы по торговой рекламе; уплату процентов по банковскому кредиту, расходы на тару, естественную убыль товаров; заработную плату работников торговли; единый социальный и транспортный налоги.
При формировании прибыли в торговых надбавках часть ее в виде налога на прибыль (25%) отчисляется торговыми предприятиями в доход бюджета. Остальная часть используется торговыми предприятиями по своему усмотрению.
Факторы, определяющие величину торговой надбавки в условиях рыночной экономики, довольно многообразны: ценовая политика производителя, условия сбыта товаров и степень конкуренции, характер товара.