Технология формирования ценовой стратегии
Успех и результативность ценовой стратегии зависят от того, насколько правильно с самого начала организован процесс ее создания (рис. 3.3).
Сбор исходной информации | Стратегический анализ | Подготовка проекта ценовой стратегии компании | ||
Оценка затрат | Финансовый анализ | Окончание процесса формирования ценовой стратегии | ||
Уточнение финансовых целей компании | Сегментный анализ рынка | |||
Определение потенциальных покупателей | Анализ конкуренции | |||
Уточнение маркетинговой стратегии | Оценка внешних факторов | |||
Определение потенциальных конкурентов | Оценка влияния государственного регулирования |
Рис. 3.3. Основные элементы и этапы разработки ценовых стратегий
На первом этапе формирования ценовой стратегии – при сборе исходной информации – работа ведется по пяти направлениям:
1) оценка затрат;
2) уточнение финансовых целей компании;
3) определение потенциальных покупателей;
4) уточнение маркетинговой стратегии;
5) определение потенциальных конкурентов.
Оценка затрат включает определение состава и уровня приростных затрат при изменении объемов продаж, а также определение объемов производства, способных повлиять на размер условно-постоянных затрат.
Уточнение финансовых целей компании проводится на основе выбора одного из двух возможных приоритетов: минимальной прибыли от продажи соответствующего товара (услуги) или ориентации на достижение наивысшего уровня прибыльности (на максимизацию общего объема прибыли либо на получение прибыли в зависимости от срока и размера кредиторской задолженности).
Определение потенциальных покупателей включает выявление факторов и оценку последствий их влияния на чувствительность покупателей к уровню цены и прогнозирование разделения покупателей на группы (сегменты). Эта работа включает определение экономической ценности реализуемого товара (услуги), сопоставление с аналогами, установление престижности обладания данным товаром, ограничения бюджета и возможность разделения затрат на покупку.
Уточнение маркетинговой стратегии необходимо разработчикам ценовой стратегии, поскольку выбор ценовых решений находится в жесткой зависимости от избранной компанией маркетинговой стратегии.
Определение потенциальных конкурентов включает сбор и анализ данных по следующим направлениям: определение компаний основных конкурентов в настоящее время и в будущем; сравнение своих цен с ценами компаний-конкурентов, определение основной цели компаний-конкурентов в сфере ценообразования; выявление преимуществ и слабых сторон деятельности компаний-конкурентов по соответствующим показателям (объем ассортимента, удельный выигрыш в цене, репутация у покупателей, уровень качества товара).
Второй этап разработки ценовой стратегии – стратегический анализ – проводится также по пяти направлениям:
1) финансовый анализ;
2) сегментный анализ рынка;
3) анализ конкуренции;
4) оценка внешних факторов;
5) оценка роли государственного регулирования.
Финансовый анализ, проводимый в целях разработки ценовой стратегии компании, включает следующие направления: определение удельного и общего выигрыша компании от производства (реализации) товара (услуги) при существующей цене; определение необходимого темпа роста объема продаж в случае снижения цены в целях увеличения прибыли компании; установление допустимого уровня сокращения объема продаж в случае повышения цены, прежде чем общая прибыль компании снизится до существующего уровня; определение необходимого темпа прироста объема продаж в целях компенсации приростных условно-постоянных затрат, обусловленных внедрением анализируемого ценового решения; прогнозирование необходимого объема продаж в целях компенсации приростных условно-постоянных затрат, обусловленных внедрением на новый рынок выпускаемого товара или предполагаемым внедрением на рынок нового товара.
Сегментный анализ рынка включает: прогнозирование состава покупателей в разных сегментах рынка; определение способов проведения границ между сегментами таким образом, чтобы установление пониженных цен в одном сегменте не исключало возможности установления более высоких цен в других сегментах; разработку аргументации во избежание обвинений в нарушении действующего законодательства о защите прав покупателей, о предотвращении монополистической практики в случае ценовой дискриминации.
При анализе конкуренции необходимо определение уровня реализации и прибыльности компании с учетом возможной реакции конкурентов, а также определение возможностей компании повысить объемы и прибыльность продаж за счет сосредоточения усилий на соответствующих сегментах рынка, где устойчивое конкурентное преимущество будет достигнуто при минимальных усилиях.
Оценку внешних факторов следует проводить по двум основным направлениям: оценка влияния инфляционных процессов и оценка влияния цен на сырье и материалы компаний-поставщиков.
При оценке роли государственного регулирования проводятся исследования влияния проводимой государством экономической политики на уровень доходов населения в целевых сегментах рынка и прогнозирование возможных последствий, а также исследования по оценке влияния государственного регулирования в области цен на намеченное компанией изменение цен и прогнозирование возможных последствий.
На третьем этапе создания ценовой стратегии осуществляется подготовка проекта ценовой стратегии компании.
Перечень вопросов, изучение которых необходимо при разработке ценовой стратегии, естественно, может быть расширен в зависимости от отраслевой принадлежности компании и формы собственности. Получение информации по этому перечню позволяет выделить основные тенденции изменений во внешней и внутренней среде компании, определить положительные и отрицательные тенденции ее развития, оценить альтернативные варианты принятия решений по критериям, характеризующим достижение целей компании: прибыли, рентабельности, доли рынка и др.
Процесс разработки ценовой стратегии позволяет объединить усилия всех подразделений компании для достижения ключевых целей – обеспечения конкурентоспособности и условий для выживания. Это возможно при рациональном использовании информации службами компании при разработке ценовой стратегии и обосновании ценовых решений. Невнимание к тем или иным данным на первом этапе разработки ценовой стратегии может привести к ошибочным ценовым решениям, снижению прибыли и даже убыткам. Возможные варианты негативных последствий для компании при принятии ценовых решений по неполной информации приведены в табл. 3.2.
Характер негативных последствий
в случае принятия ценовых решений по неполной информации
Таблица 3.2.
Эконмические службы, участвующие в разработке стратегии | Вид неучтенной информации при разработке стратегии | Результат |
Отдел маркетинга | Данные о составе и уровне затрат | Отсутствие прибыльности продаж при максимизации доли, завоеванной компанией |
Финансовый отдел | Данные о реальной ценности товаров компании для покупателей и закономерностях поведения покупателей | Принятие ценовых решений, уменьшающих возможности для расширения сбыта и снижения на этой основе удельных постоянных затрат |
Отдел маркетинга, финансовый отдел | Данные о конкурентах и их возможностях | Принятие ценовых решений, уменьшающих результативность работы компании при ответной реакции конкурента |
Эффективным тактическим инструментом реализации избранной стратегии ценообразования могут стать дифференцированные торговые скидки и надбавки. Однако их использование должно контролироваться с учетом уровня конечных цен. Это особенно важно для компаний, имеющих многозвенную систему товародвижения.