Методы ценообразования
Ценовые методы – конкретные способы формирования цен на товары и услуги. Система этих методов схематично представлена на рис. 2.5.
Ценовые методы | ||||||||||
Расчетные методы | Методы стимулирования сбыта продукции | |||||||||
Затратные методы | Параметрические методы | |||||||||
Методы максимизации продаж с учетом эластичности спроса | ||||||||||
Методы полных издержек | Метод удельной цены | |||||||||
Метод стандартных (нормативных) издержек | Метод баллов | |||||||||
Методы максимизации продаж с использованием ценовых скидок | ||||||||||
Метод прямых издержек | Метод регрессии | |||||||||
Метод стандартных (нормативных) прямых издержек | Метод с учетом потребительского эффекта | |||||||||
Методы «психологического» ценообразования | ||||||||||
Рис. 2.5. Система ценовых методов (методов ценообразования)
Расчетные методы ценообразования
Суть расчетных методов ценообразования состоит в том, что они базируются главным образом на учете внутрипроизводственных условий фирмы. В результате использования методов данной группы фирма определяет желаемый уровень цен, не скорректированный в полной мере с учетом требований реальной рыночной конъюнктуры.
В рамках расчетных методов принято в первую очередь рассматривать затратные методы.
Ценовой метод полных издержек – метод формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу того или иного изделия. В наиболее общем виде схема данного метода поясняется на условном примере, приведенном в табл. 2.1. Данный метод применяют фирмы, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции практически гарантирован.
Главное достоинство метода полных издержек заключается в его простоте. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляется необходимая фирме прибыль. Кроме того, данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого она может опускаться лишь в исключительных случаях.
Однако данный метод имеет существенные недостатки. Во-первых, он отражает традиционную ориентацию главным образом на производство и в меньшей степени – на рыночный спрос. Во-вторых, использование этого метода не позволяет выявить резервы снижения затрат и в полной мере учесть все факторы, влияющие на цену.
Формирование цены по методу полных издержек, грн.
Таблица 2.1.
Основные элементы цены | Изделие | ||
А | В | С | |
Прямые издержки, всего | |||
В том числе: | |||
сырье и материалы | |||
оплата труда основных производственных рабочих | |||
прочие прямые затраты | |||
Косвенные расходы | |||
Итого издержек | |||
Прибыль | |||
Рентабельность (прибыль к издержкам), % | 8,5 | ||
Выручка от реализации (цена изделия) |
Ценовой метод стандартных (нормативных) издержек свободен от многих недостатков простого отражения затрат. Этот метод позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. Схему применения метода стандартных издержек иллюстрирует табл. 2.2 (использованы данные табл. 2.1).
Формирование цены по методу стандартных (нормативных) издержек, грн.
Таблица 2.2.
Основные элементы цены | Изделие | |||||
А | В | С | ||||
стандарт | отклонение | стандарт | отклонение | стандарт | отклонение | |
Прямые издержки, всего | +20 | +5 | -30 | |||
В том числе: | ||||||
сырье и материалы | +10 | -15 | -5 | |||
оплата труда основных производственных рабочих | +5 | +5 | -10 | |||
прочие прямые затраты | +5 | +15 | -15 | |||
Косвенные расходы | +10 | -10 | +20 | |||
Итого издержек | +30 | -5 | -10 | |||
Прибыль | +30 | -5 | -10 | |||
Выручка от реализации (цена изделия) | – | – | – |
Примечание: – экономия +, перерасход -.
Данный метод в отличие от ранее описанного дает возможность пофакторного анализа издержек. Отклонения от стандартов (норм) анализируются по причинам, их вызвавшим. Так, если цены на сырье и материалы, используемые при производстве изделия А, возросли на 5%, а расход относительно нормы снизился на 8,6%, отклонение + 10 грн. определяется следующим образом.
В результате повышения цен затраты на сырье и материалы составили 250 + 250 • 5 : 100 = 262,5 грн., т.е. по данному изделию получен перерасход относительно стандарта в размере 262,5 - 250 =12,5 грн.
В результате экономии сырья и материалов затраты снизились: (262,5 - 262,5 • 8,6 : 100) = 240 грн., т.е. получена экономия 262,5 – 240 = +22,5 грн. Тогда отклонение +10 грн. можно представить как сумму отклонений: -12,5 грн., полученного в результате изменения цен, и +22,5 грн., полученного в результате изменения норм.
Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат и финансовых результатов вне зависимости от изменений эффективности производства, отклонений в загрузке производственных мощностей. Этот метод имеет большой потенциал с точки зрения ценообразования. Цены, определенные на базе прогрессивных или идеальных стандартов (норм), с одной стороны, ориентируют фирмы на снижение издержек, дают возможность определить, что именно необходимо для этого сделать; в то же время такие цены, вероятнее всего, будут конкурентоспособными на рынке, поскольку отражают не только индивидуальные особенности фирмы, но и приемлемый уровень эффективности производства.
Наиболее сложный элемент системы стандартных (нормативных) издержек – определение стандартов затрат. Для формирования экономически обоснованных стандартов необходимо детально изучить методы производства, технические характеристики и цены аналогичной продукции конкурентов, требования, предъявляемые к данной продукции на мировом рынке, и т.п.; кроме того, стандарты должны быть привязаны к производственному плану, достижимому уровню эффективности и масштабу производства. Получить идеальные стандарты не всегда удается. Однако лучше иметь не идеальный, но приемлемый стандарт, чем вообще не иметь никакого, поскольку даже такой стандарт позволяет провести анализ издержек по отклонениям и выявить причину недостаточной эффективности производства. Возможен и более детальный анализ отклонений. Например, отклонения дифференцируются в зависимости от интенсивности, степени загрузки производственных мощностей и т.д.
Достоинство метода стандартных (нормативных) издержек состоит в возможности управлять издержками по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль.
Ценовой метод прямых издержек – метод формирования цен на основе определения прямых издержек исходя из конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные издержки (зависящие от объема выпускаемой продукции) рассматриваются как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам.
Общая схема ценового метода прямых издержек показана в табл. 2.3.
Формирование цены по методу прямых издержек, грн.
Таблица 2.3.
Основные элементы цены | Изделие | ||
А | В | С | |
Выручка от реализации (цена изделия) | |||
Сырье и материалы | |||
Оплата труда основных производственных рабочих | |||
Прямые издержки, всего | |||
Итого прямых издержек | |||
Покрытие (валовая прибыль) | |||
Рентабельность (валовая прибыль к прямым издержкам), % | |||
Косвенные расходы |
Основное достоинство данного метода заключается в возможности выявить наиболее выгодные виды продукции. Предполагается, что косвенные расходы практически не меняются ни при замене одного изделия другим, ни при изменении в определенных пределах масштабов производства. Поэтому, чем выше разница между ценой изделия и суммой сокращенных издержек, тем больше покрытие (валовая прибыль) и соответственно рентабельность.
Таким образом, косвенные расходы не распределяются на конкретные изделия. Но это не означает, что данные издержки игнорируются. В целом по фирме они должны быть покрыты за счет валовой прибыли. В нашем примере валовая прибыль по трем изделиям равна: 290 + 370 + 420 = 1080 грн. Косвенные затраты составляют 190 +310 + 350 = 850 грн. Тогда чистая прибыль составит 1080 - 850 = 230 грн.
Использование ценового метода прямых издержек позволяет формировать цены с учетом оптимальной загрузки производственных мощностей и получения максимальной прибыли. Выявляются изделия, вносящие больший вклад в валовую прибыль фирмы. При наличии свободного рынка в стране фирма может так построить программу производства, чтобы более рентабельные изделия заменили менее прибыльные и убыточные.
Параметрические методы ценообразования используются при расчете цены на аналогичную продукцию, т.е. продукцию, удовлетворяющую одинаковую потребность и идентичную по физико-химическому составу.
Эти методы применяются, когда основные потребительные параметры аналогичной продукции поддаются четкому количественному определению. Такая продукция может быть описана параметрическим рядом (ряд станков разных марок в зависимости от показателя мощности, ряд полимерных материалов в зависимости от содержания основного вещества и т.п.). Применительно к продукции одного ряда основных параметров может быть несколько. Цена на каждый новый продукт ряда рассчитывается путем корректировки цены базового изделия этого ряда.
Если новая цена рассчитывается лишь с учетом изменения самих параметров, то данный метод называется параметрическим. В самом общем виде он может быть представлен формулой:
Цн = Цб • Кп, (2.3.1)
где Цн – цена нового изделия ряда;
Цб – цена базового изделия;
Кп – корректирующий коэффициент, значение которого связано с тем, показывает ли улучшение параметров количественное их снижение или увеличение по сравнению с базовыми.
Если новая цена рассчитывается с помощью показателя нормативных затрат на единицу параметра, то такой метод называется нормативно-параметрическим. Он может быть представлен формулой:
Цн = Цб + Нз • Кп, (2.3.2)
где Нз – нормативные затраты на единицу потребительского параметра изделия.
Формулы (2.1) и (2.2) могут дополняться суммами скидок и надбавок за изменение вспомогательных параметров.
В качестве параметрических используются методы удельной цены, баллов и регрессии.
Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена получается как частное от деления цены на основной параметр качества товара.
Во избежание грубых ошибок метод удельной цены используется для ориентировочных оценок. Его недостаток в том, что цена определяется на основе только одного параметра, а воздействие на цену других параметров не учитывается.
Ценовой метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. При использовании данного метода для определения конкретных цен действует следующий алгоритм, приведенный на рис. 2.6.
Отбор основных параметров |
Начисление баллов по каждому параметру |
Суммирование баллов по базовому и искомому товару |
Расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов |
Рис. 2.6. Алгоритм расчета цен по методу баллов
Цена на искомый (новый) товар (Цн) ценовым методом баллов рассчитывается по формуле:
(2.3.3)
где Цб – цена базового товара;
Бн и Бб – балльная оценка i-го параметра соответственно нового и базового товара.
Ценовой метод баллов целесообразно применять при формировании цен на товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство использования, дизайн, цвет, запах, вкус и т.д.). Недостаток метода – субъективизм при начислении баллов.
Ценовой метод регрессии состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величин нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция параметров:
Ц = f (х1, х2, х3, …, хn) (2.3.4)
где х1,х2, х3, ..., хn – основные параметры качества товаров.
Этот метод позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, строго определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнения регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд.
В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары. Например, результаты расчетов регрессионной зависимости цен от отобранных показателей качества по бумаге для печати могут быть представлены в виде уравнения регрессии:
Ц = -56,5 + 0,38 х1, + 0,67 х2,
где х1 – плотность 1 м2, г;
х2 – белизна, %.
Эта формула применима для всего ценового ряда бумаги данного вида.
Аналогично определяются цены и на другие новые виды продукции. В результате формируется взаимоувязанная система цен на продукцию.
Метод с учетом потребительского эффекта. Если продукция является взаимозаменяемой, т.е. удовлетворяет одинаковые потребности, но различается по физико-химическому составу, в параметрический ряд ее выстроить нельзя. Вместе с тем, поскольку эта продукция удовлетворяет одинаковые потребности, цены на нее не могут строиться изолированно. Взаимосвязь цен на новое и ранее выпускавшееся изделие обеспечивается посредством показателя потребительского эффекта, т.е. эффекта, который потребитель может получить при использовании нового изделия (материала) вместо прежнего.
Цену согласно этому методу можно рассчитать по формуле:
Цн = Цб + Эп • Кт, (2.3.5)
где Эп – эффект у потребителя от замены прежнего изделия новым;
Кт – коэффициент торможения, или морального старения, изделия (чем выше темпы научно-технического прогресса, тем меньше величина коэффициента).
Расчетные методы в условиях административно регулируемой экономики являются практически единственной ценовой методикой, поскольку при таких условиях нет объективной необходимости учитывать конъюнктуру рынка.
В условиях рыночной экономики цена, рассчитанная продавцом, – это лишь база формирования цены фактической сделки. Расчетная цена может совпадать с ценой фактической сделки и даже быть выше, если продавец является монополистом и проводит политику полной реализации своего исключительного положения на рынке. Если же продавец придерживается умеренной ценовой политики, то не только цена фактической сделки, но и цена предложения может быть ниже расчетной цены. Когда продавец работает в условиях конкурентного рынка, расхождение между расчетной ценой и ценой фактической реализации значительно.
В условиях рынка в самих расчетных методах в определенной мере учтены требования рыночной конъюнктуры. Примером служат проанализированные выше преимущества метода стандартных (нормативных) издержек по сравнению с методом полных затрат.