Соотношение спроса и предложения
Денежная форма оценки факторов формирования ценности связана не только с развитием форм обмена, но и со значительным расширением числа участников этих отношений. Существенное увеличение численности продавцов и покупателей одного и того же товара, формирование денежного спроса и предложения по данному товару и создает реальный рынок. Это означает появление такой организационной структуры, в рамках которой происходит торговля товарами, где общаются продавцы и покупатели. Рынок может быть специализированный и многоассортиментный, постоянный и временный и т.д. Современные товарные рынки часто превращаются в биржи, для которых характерно разделение заключения сделок по купле-продаже и реального перемещения товаров.
Появление конкретного товарного рынка как самостоятельной структуры рыночного хозяйства важно и том смысле, что происходит существенное изменение условий формирования цен. Рассуждения о том, что цена образуется как компромисс между покупателем и продавцом, что этот компромисс фактически означает совпадение оценок полезности и затрат противостоящих сторон, обычно исходит из анализа отношений индивидуумов, отдельных лиц, участвующих в конкретной сделке. Но это упрощение реальной ситуации. Фактически в рамках рынка одновременно происходит множество сделок по одному и тому же товару, цена на один и тот же товар, естественно, должна быть примерно одинаковой, ибо в этом и проявляется общественное назначение рынка. Это означает, что цена формируется как результат заключения не одной сделки, а очень большого количества сделок.
Однако согласовать интересы множества экономических субъектов – сложная задача. Когда анализируется одна сделка, то всегда имеется жесткое соответствие: один продавец (производитель) – один покупатель. На реальном рынке в современных условиях число продавцов-производителей (как правило, это юридические лица) существенно меньше числа покупателей (особенно, когда речь идет о потребительских товарах). Это, конечно, ослабляет позиции покупателей в противостоянии по поводу определения компромиссной цены. Но и при множестве продавцов также наблюдаются существенные различия при определении главного параметра – уровня затрат. Они различны у разных производителей, соответственно различны и их мнения по поводу уровня необходимой цены. Но аналогичные проблемы имеются и у совокупности покупателей. У каждого из них может быть своя шкала оценки данного товара по его предельной полезности, кроме того, они могут существенно различаться по уровню доходов и, следовательно, их мнения по поводу приемлемой цены также существенно различны.
Все это множество оценок, мнений, желаний рынок и должен привести к единому знаменателю, он должен выработать единую цену для любого конкретного товара, и эта цена должна устраивать всех участников реализации данного блага. Единая цена означает разные доходы производителей-продавцов и относительно (в сравнении с суммарным доходом) разные расходы покупателей. Единая цена означает вместе с тем в рамках экономической теории, что она же есть и равновесная цена, а это, в свою очередь, говорит о том, что интересы большинства лиц, участвовавших в сделках по реализации данного товара, удовлетворены в приемлемой мере.
Механизмом формирования единых равновесных цен на рынке в массовых сделках является соотношение спроса и предложения по конкретным товарам. Но объяснение цены равновесия как совпадения предельных затрат непредельной полезности неизбежно упрощает действительность. А спрос и предложение – это реальные факторы воздействия на цены. Соотношение спроса и предложения выступает, во-первых, как показатель равновесия рынка по конкретным товарам, во-вторых, как средство достижения этого равновесия. Такая двойственность вносит заметную неопределенность в формирование цен, особенно с точки зрения объяснения уровня цен предельной полезностью и предельными затратами. Зависимость предельных величин полезности и затрат как бы очерчивает зону формирования равновесной цены, а соотношение спроса и предложения окончательно устанавливает ее уровень. Соотношение спроса и предложения – более изменчивый, поддающийся внешним воздействиям фактор, чем предельные величины затрат и полезности.
При всей важности предельных величин они все же не объясняют полностью процесс формирования цен. Существуют еще какие-то временные факторы, влияющие на образование цен. Все нестандартные ситуации в ценообразовании разрешаются непосредственно на основе принципа соотношения спроса и предложения. Поэтому и в системе цен могут быть «отклонения» от уже установленных принципов, и это стимул к ее совершенствованию.
Наличие дополнительных (второстепенных) факторов ценообразования наряду с фундаментальными связано с тем, что само формирование ценности по существу сводится к отношениям людей, субъектов сделки. Интересы покупателя и продавца противоположны с точки зрения определения уровня цены. Поэтому в ходе сделки они пытаются оказать друг на друга какое-то воздействие, чтоб добиться уступок. Это воздействие носит, конечно, психологический характер, т.е. оно осуществляется в рамках дозволенных форм отношений между людьми. Самый древний такой метод воздействия – это процесс «торговли». Тот, кто умеет торговаться, добивается более выгодного уровня цен. Часто используется и какая-либо форма зависимости одного из участников сделки от другого (должник, родственник и т.д.). Возможен и прямой обман покупателя, продажа ему некачественного товара, использование незнания им свойств приобретаемого товара и т.п. Купля-продажа всегда была сложным процессом, не сводящимся только к обмену товара на деньги.
Синтез «глубинных» и внешних факторов ценообразования всегда существовал в реальной жизни, т.е. сформировавшаяся система цен на протяжении столетий учитывала все указанные факторы. Но в экономической науке эта связь была четко показана в конце XIX в. в работах выдающегося английского ученого А. Маршалла.
Несколько обстоятельств предшествовали и содействовали возникновению такого синтеза в конце XIX в. Прежде всего, это маржиналистский подход к оценке благ с точки зрения их полезности. Уяснение того, что не общая полезность совокупности благ, а только дополнительная полезность последней потребляемой единицы данного блага определяет его цену, сыграло громадную роль в объяснении поведения потребителей-покупателей. Абстрактные положения науки стали соответствовать конкретным действиям миллионов людей. До этого на протяжении сотен лет экономическая мысль билась в попытках установить зависимость между потребностями человека и уровнем цен на те блага, которые эти потребности удовлетворяют. Решение было найдено только во второй половине XIX в. Вместе с понятием «предельная полезность» в экономическую науку вошли и предельные величины, связанные с влиянием затрат на цены. Возникла симметрия предельных соотношений, действующих как со стороны спроса, так и со стороны предложения товаров.
В отношении затрат дело обстояло еще сложнее, чем в сфере потребностей. Ранее затраты отождествлялись с затратами труда, труд был единственной формой затрат, а в наследство от школы Рикардо досталась трудовая теория ценности. Но постепенно становилось ясно, что труд в рамках предприятия, производящего товары, является только одним из производственных факторов. Фирма, предприятие является комплексом собственнических и производственно-технологических отношений и процессов. В этом комплексе разные факторы производства играют совершенно разную самостоятельную роль.
Сочетание разнородных факторов в процессе производства ведет к тому, что в качестве объекта анализа вместо единственных затрат труда возникают издержки производства, обобщенное выражение всех видов затрат в рамках фирмы. Достаточно быстро была установлена зависимость между объемами производства и уровнем издержек на единицу продукции: чем объем производства выше, тем ниже уровень издержек на единицу продукции. А связь между увеличением спроса на продукцию и повышением цен на нее была известна и ранее. Но объединить все эти зависимости в одну наглядную схему первым удалось Маршаллу. Знаменитый «крест» Маршалла соединил две кривые: кривую спроса с отрицательным наклоном, показывающую, как возрастает спрос с понижением цены, и кривую производства-предложения продукции с положительным наклоном, показывающую зависимость производства от уровня цен (чем выше цена, тем больше объем производства).
Точка пересечения кривых имеет две координаты – цену и объем продукции. Означает она следующее: по этой цене потребители согласны купить ровно столько же продукции, сколько производители согласны ее произвести. Это и есть точка равновесия: не только выравниваются оценки продукции производителем и покупателем, но и определяется соответствующий объем производства и потребления. При таком подходе Маршалл не просто «выравнивает» спрос и предложение, а показывает внутренний механизм этого выравнивания, если оно возникает. Кривая спроса в «кресте» Маршалла отражает не только увеличение спроса на товар со снижением цен, она показывает, как изменяется предельная полезность товара для покупателя. Естественно, она уменьшается по мере увеличения объема приобретаемых благ. А кривая предложения зависит от того, как изменяются предельные затраты для производителя. Под предельными затратами в данном контексте имеются в виду все затраты на дополнительную единицу продукции, не превышающие рыночной цены на нее. Совпадение двух предельных величин и объясняет появление цены равновесия, а вместе с ней – соответствующих объемов производства и спроса.
Кривая предложения, отражая объемы производства определенного товара, зависит и от соотношения предельных затрат с рыночной ценой. Производство увеличивается до тех пор, пока затраты на производство последней единицы товара не сравняются с рыночной ценой, иначе говоря, пока предельные издержки не сравняются с предельной полезностью товара для покупателя. Дальнейшее увеличение производства бессмысленно, так как оно приносит убытки. Прибыль от реализации последней производимой единицы товара равна нулю. Совпадение предельной полезности, т.е. полезности последней приобретаемой покупателем единицы товара с предельными затратами или предельными издержками производства последней производимой единицы продукции, и определяет уровень рыночной цены.
Основное в модели Маршалла – это объяснение появления цены равновесия. «Крест» Маршалла убедительно показывает влияние предельных величин на поведение и продавца-производителя и покупателя, и нахождение ими компромисса по отношению к цене (одни тянут цену вверх, другие вниз). Эта схема объясняет, почему, в конце концов, люди покупают и продают товары, и этого вполне достаточно. Следует отметить, что в пределах равенства спроса и предложения цена равновесия проявляет свойства предельной величины и по отношению ко всей численности продавцов и покупателей, имеющих намерение производить (продавать) и покупать (потреблять) данный товар. В совокупности производителей-продавцов она отсекает ту их часть, затраты на производство у которых выше уровня цены, а в совокупности покупателей она отстраняет от участия в сделке тех, чьи доходы слишком низки для приобретения товара по установившейся цене.
Помимо условий равновесия, Маршалл учел и существенное влияние на формирование цен других экономических факторов. Фактически это и означает учет влияния на уровень цен изменения спроса и предложения товаров. Он значительно конкретизировал проблему ценообразования, введя показатель эластичности спроса, т.е. изменения величины спроса при повышении или снижении цен. Показатель эластичности измерялся как отношение индекса изменения спроса к индексу изменения цен. Было обнаружено, что эластичность спроса резко различается для отдельных товаров. Самое практически важное средство выяснения зависимости уровня цен от уровня спроса – это исчисление коэффициентов эластичности. Это сравнительно простой и вместе с тем очень информативный показатель. Он достаточно точно показывает реакцию потребителя на изменение уровня цен и тем самым дает материал для суждений о формировании ценности в связи с изменением спроса и предложения товара. Это, несомненно, способствовало повышению уровня коммерческой работы, принятию более правильных решений при установлении цен.
Еще А. Смит отметил влияние характера конкуренции на уровень цен. При свободной конкуренции возникает естественная цена товаров, которая удерживается относительно длительное время. Но любая монополия на стороне производителя ведет к росту цен, уровень которого зависит от платежеспособности покупателей. Доводы Смита показывают, что «чистая» теория ценообразования, сводящаяся к проблемам воздействия полезности и затрат, объясняет далеко не все обстоятельства, влияющие на цены. Нужно всегда учитывать внешние условия заключения сделок, реализации товаров и даже социальный статус участников сделки. Все эти факторы, конечно, охватываются общим подходом к цене с позиции соотношения спроса и предложения.
Маршалл, в свою очередь, расширил перечень обстоятельств, влияющих на цены. Он указал на значение временных интервалов для изменения цен. В пределах коротких периодов времени цены имеют тенденцию колебаться достаточно сильно, а в рамках длительных периодов, напротив, возникает определенная устойчивость цен. Правда, этот вывод был сделан еще в эпоху золотого стандарта, а сейчас, в связи с повсеместной инфляцией (хотя и различной по уровню), различие между краткосрочными и долгосрочными периодами времени, с точки зрения динамики цен, стало, видимо, значительно меньше. Но само по себе это не имеет большого значения, важно другое. На уровень цен, на ценность разных видов продукции зачастую оказывают существенное влияние факторы, напрямую вроде бы не связанные с полезностью и уровнем затрат на продукцию. Но эти факторы успешно используются для воздействия продавцов на покупателей, а покупателей на продавцов с точки зрения отстаивания своих интересов в вечном споре об уровне цен на продаваемую (покупаемую) продукцию. Эти «неклассические» факторы играют все возрастающую роль в современных условиях.