Факторы образования ценности

Экономическая наука изучала проблему ценности сотни лет. Характерным было стремление свести цену товара к какому-либо одному фактору: либо к полезности, либо к затратам труда.

К началу и в первой половине XIX в. под влиянием работ А. Смита и Д. Рикардо преобладающим толкованием ценности стало объ­яснение ее затратами труда. Сторонни­ки «полезности» не могли объяснить очевидных противоречий реальной жизни: низких цен на товары, имеющие самое насущное значение для потребителя. В 70-х годах XIX в. возникла знаменитая австрийская маржиналистская школа с принципом «предельной» полезности, которая создала законченное учение о формировании цен исходя из ценности предметов потребления, произведенных в ходе их использования.

Австрийские ученые предложили убедительные схемы формирования цен и их взаи­мозависимости, показали, как осуществляется распределение дохода. Но их подход к ценообразованию с позиций предельной полезности не подтвердились ни на практике, ни в теории. В XX в. была подвергнута критике идея «экономического» челове­ка, который непрерывно рассчитывает предельные полезности, доби­ваясь их равенства по всем необходимым ему товарам. При нынешнем необъятном ассортименте товаров и зна­чительных доходах потребителя в развитых странах определение им так называемой предельной полезности представляется нереальным.

Теория предельной полезности хоро­шо описывала поведение потребителей-покупателей и зависимости между объемом спроса и уровнем цен, вполне удовлетворительно раз­решила знаменитый парадокс А. Смита относительно цен на алмазы и на воду. Несомненно, что эта теория является надежным составным элементом объяснения ценообразования в современной экономиче­ской науке. Но это далеко не единственная из существующих теорий, в том числе и при решении вопроса формирования ценности благ. В западных учебниках по экономике доказывается, что, хотя, конечно, никто не считает предельных полезностей, но наличие четких стабиль­ных предпочтений в выборе товаров позволяет истолковать поведение потребителя так, как если бы он действительно вычислял предельные полезности. Это можно рассматривать как некий компромисс между теорией и практикой.

Один из недостатков австрийской школы состоит в том, что она настаивала только на однонаправленном влиянии полезности на все другие экономические объекты. В частности, цены, по ее мнению, отра­жали только полезность и денежные единицы зависели только от полез­ности. Эта школа недооценивала роль денег в экономических соизмере­ниях. Но деньги, возникшие входе длительной эволюции субъективных оценок, превратились в самостоятельный фактор экономических изме­рений, они – универсальный измеритель и в числе прочего измеряют и полезность. Самостоятельной единицы количественного измерения по­лезности не существует.

В большинстве случаев все покупатели, когда возникает нужда в измерении полезности, используют деньги. Это относится и к предель­ной полезности. Но стопроцентного совпадения измерения полезно­сти в деньгах и субъективной оценки покупателя может и не быть. Воз­можны расхождения, и достаточно существенные. Эти расхождения могут проявляться в субъективном ощущений несогласия, недовольст­ва данной ценой, просто в назначении покупателем своей цены на предлагаемый ему товар. А возможен и принципиальный отказ от то­вара, нежелание приобретать его ни за какие деньги, хотя деньги у по­купателя могут и быть. Таким образом, деньги не являются абсолют­ным мерилом полезности, но такое мерило и невозможно, учитывая субъективный характер самой полезности и неопределенность ее ко­личественной характеристики. Деньги – достаточно реальный, доста­точно приемлемый вариант оценки благ, и в подавляющем большин­стве случаев благо реализуется, но возможны и отклонения от такого метода оценки блага с возникновением конфликтов. Но без денег та­кие конфликты были бы правилом, а не исключением. И получается, что именно деньги делают товары соизмеримыми. Именно благодаря им реализуются идеи воздействия предельной полезности на цены.

Но «австрийцы» деньги рассматривают как техническое удобств при обмене (вроде платежной карты в современных условиях), а не как принципиальное условие и даже средство обмена. Деньги для них – один из товаров, они тоже подвергаются процессу оценивания, может быть исчислена предельная полезность денег. В принципе с этим сле­дует согласиться, так как, конечно, гривну бедняка и гривну богача име­ют разную субъективную оценку у своих хозяев. Но нельзя согласиться с тем, что современная торговля, акт купли-продажи, базируется только на субъективных оценках отдельных лиц. Это – совершенно неоп­равданный перенос на современные отношения обычаев и принципов глубокой древности. Деньги тоже выражают субъективные оценки, но они в то же время являются и отражением «общественного мнения», в них отражается и общественное признание приобретаемого товара, а не только его субъективная оценка, они – символ абсолютной ценности в рамках того государства, в котором они имеют хождение.

Весьма важно, что система цен на те товары, которые обычно производятся и продаются в данном регионе или государстве, выступает как нечто данное. Эта система цен обладает инерционностью, она выступает как традиция, как нечто устойчивое. Люди привыкают к тому, такой-то товар стоит столько-то. В таких условиях, как правило, больших проблем с оценкой полезности товара, включая и его предельную полезность, не возникает. Эти проблемы решены в действующей системе цен, и можно сказать, что полезность товара измерена в денежных единицах и выражена в ценах. Самостоятельное значение полезности возникает, видимо, только в конфликтных ситуациях, а решаются они путем изменения цен. Другими словами, при развитой системе цен (исходной базой которых являются субъективные, относящиеся и к полезности) самостоятельное влияние субъективных оценок полезности на ценообразование уменьшается. Это влияние может быть существенным при определении цен на новые то­вары. Но ирония развития ценообразования как раз в том, что в совре­менных условиях установление цен на новые товары больше зависит от производителя, а не от покупателя, субъективные оценки которого иг­рают отнюдь не главную роль в определении цены.

Сложившаяся система цен, развитое денежное обращение сами по себе являются факторами воздействия на поведение потребителя и формирование его субъективных оценок, и это надо рассматривать как безусловно положительный момент в организации экономической жизни, в согласовании действий экономических субъектов. Ведь со­гласование миллионов субъективных оценок в их, так сказать, перво­зданном виде, на уровне субъективных ощущений человека – процесс невероятно трудный, а возможно, и невыполнимый. А без согласова­ния не будет «обмена деятельностью», не возникнет реальных эконо­мических отношений. Между тем в рамках сложившейся системы цен, т.е. денежных оценок, большая часть всех проблем согласования реша­ется быстро и эффективно. При этом в основном соблюдаются те зако­ны воздействия оценок полезности на цены, которые выведены маржиналистами, но за любым субъектом экономических отношений со­храняется право действовать по своему усмотрению.

Воздействие денег на субъективные оценки проявляется в нынеш­них условиях и в том, что с их помощью формируются денежные доходы каждого субъекта экономического процесса. Первоначально сторонни­ки «полезностного» ценообразования формирование предельной по­лезности благ выводили, в конечном счете, из ограниченности или даже редкости самих благ в природе (алмазов мало, а воды много и т.д.). Но кроме этой естественной ограниченности в развитом обществе возникает и ограниченность социальная, это ограниченность суммы доходов каждого человека (семьи). В полной мере она проявляет себя в условиях развитой денежной экономики, когда денежные доходы становятся преобладающей (если не единственной) формой доходов населения. Это то, что обычно называют бюджетными ограничениями покупателя (потребителя). Сочетание естественных ограничений благ с бюджетны­ми ограничениями потребителя резко увеличивает число вариантов субъективной оценки одного и того же блага. Это разнообразие оценок невозможно охватить без помощи денег, т.е. оценка полезности неиз­бежно принимает денежную форму, так как само главное ограничение возможности получения блага имеет денежную форму.

Поэтому теоретически можно оперировать полезностью «в чистом виде», но на практике это сделать невозможно. Ведь не случайно все незаурядные достижения теории «предельной полезности» никак не повлияли на реальную конкретную хозяйственную практику. Либо это было невозможно и не нужно, либо, что более вероятно, практики-хозяйственники в своих действиях использовали положения новой теории, не отдавая себе отчета, что они «говорят прозой». В последнем случае ясно, что для практических действий вполне достаточно пред­ставления о денежной форме выражения полезности. Устанавливая цены, предприниматели тем самым учитывают и возможную полез­ность товаров для потребителя. А потребитель сам, исходя из своих де­нежных доходов, определяет подходящий ему набор товаров. Ясно, что у разных покупателей субъективная оценка полезности одного и того же товара может быть различной.

Принцип определения цены в увязке с предель­ной полезностью не является универсальным. Он наиболее подходит для массовых и делимых товаров типа воды, зерна и т.д. Но приобретение жилья или автомашины требует кор­ректировок этого принципа, т.к. возникает необходимость учитывать в процессе ценообразования затраты или издержки производства. Была выдвинута теория вменения полезности предметов потребления тем материальным ресурсам, которые были использованы при производстве этих предметов потребления. Сырье, машины, затраты труда получили оценку своей полезности не сами по себе, а исходя из полезности произведенных при их использовании товаров.

Тем самым затраты как фактор ценообразования были «растворе­ны» в полезности. Издержки производства в рамках теории предельной полезности – это будущие полезности, потенциальные полезности. Наблюдается определенная зависимость цен на сырье и другие факторы производства от цен гото­вой продукции.

Существует не только зависимость цен на производственные факторы от цен готовой продукции, но и цена готовой продукции изменяется под влиянием цен производственных факторов. Послед­няя зависимость встречается значительно чаще. Матери­альные производственные факторы (сырье, машины) сами являются результатом многоступенчатого производственного процесса. На каж­дой ступени, в свою очередь, потребляются средства производства. Вменение предельной полезности сред­ствам производства исходя из оценок полезности предметов потребле­ния возможно только в рамках одного передела. Но со­временные технологические цепочки насчитывают до 5–6 ступенек.

В ходе реального производства формируется непрерывный поток материаль­ных ресурсов от первичных отраслей к отраслям, производящим ко­нечный продукт, сопровождающийся переносом ценности сырья и материалов на готовый продукт. На практике затраты наращиваются на каж­дом переделе и возмещаются соответственно ценами продукции этого передела. Бухгалтерия каждого предприятия считает затраты, не дожи­даясь реализации продукции, значит, в качестве оценки сырья, к при­меру, она использует цены его приобретения, не дожидаясь определе­ния цены продажи готовой продукции. Получается, что никакого «вменения» полезности готовой продукции, сырья, необходимому для его производства, не происходит.

Но некоторый процесс вменения, но не полезности, а ценности готового реализуемого продукта происходит при распределении выручки (дохода) по производственным факторам пропорционально их предельным про­дуктам. Факторами произ­водства помимо труда являются текущие материальные затраты (сырье и т.д.), а также капитальные затраты (оборудование и т.п.), для нор­мального производства необходим оборотный денежный фонд. Т.е. в деятельности предприятия функционируют взаимозависимые факторы. Поэтому распределение общей суммы реализованной ценности осуществляется пропорционально вкладу каждого фактора в формирование этой цен­ности.

Таким образом полезность благ является важным фактором формирования цен, но только этого фактора недостаточно для объяснения реально действующей системы цен.

Другим фактором, которым обычно объясняли ценообразование, являются затраты на получение благ, фактически речь идет о затратах труда. Исторически «затратная» идея преобладала в объяснении про­цесса ценообразования. При всей «наглядности» труда следует иметь в виду громадную сложность этого явления, а точнее говоря, процесса. Труд есть одна из форм человеческой жизнедеятельности, и уже в этой его характеристи­ке заключаются значительные сложности.

Купля-продажа труда – более сложный процесс, чем обычного товара. Во-первых, предполагается юридическое оформление продажи труда, заключение договора. Во-вторых, условия этой сделки регулиру­ются не только мнениями сторон, но и общими законами государства (продолжительность рабочего дня, минимальная оплата труда и др.). Ценность труда складывается под влиянием многих факторов и чисто субъективные оценки корректиру­ются общественными нормативами правового и морального характера.

Превращение труда в товар и образование устойчивой денежной оценки труда явилось мощным средством расширения сферы ценност­ных отношений, как в самой экономике, так и за ее пределами. Труд – универсальный фактор производства и формирования самых разнооб­разных отношений в обществе, и его денежная оценка превратила ры­ночное хозяйство в основу современной экономики.

Продавец труда заинтересо­ван в компенсации «затрат» на труд, оплата труда должна обеспечить его существование, компенсировать расходы, необходимые для суще­ствования. Оплата труда зависит от уровня цен на товары, требующие­ся трудящемуся. Товар-труд не поступает в личное потребление поку­пателя, он как бы арендуется для производства обычных «натураль­ных» товаров. Оплата труда составляет элемент затрат, а от их уровня зависит возможность реализации произведенного при помощи приобретенного труда товара. Другими словами, покупатель труда заинтере­сован в занижении оценки труда.

С другой стороны, затраты продавца труда характеризуются большой неопределенностью. Человек может существовать и даже трудиться при больших различиях в уровнях опла­ты его труда.

Возвращаясь к роли труда в формировании глобальной системы оценок общей ценности товара, следует сказать, что, безусловно, труд – элемент затрат участвует в этом процессе наряду с полезностью товара. Претензии на монопольное влияние в образовании ценности нужно отвергнуть как по отношению к труду, так и по отношению к предельной полезности. Только совместно, дополняя друг друга, они образуют систему оценок, и, в конечном счете, систему цен, являю­щуюся важнейшим фактором развития производства и всего общества.

Ценность товара складывается под влиянием двух основных факторов – полезности и затрат на его производство, т.к. ценность формируется в процессе отношений двух сторон: покупате­ля и продавца. Каждая из сторон преследует свои интересы, но вместе с тем ищет компромисс с другой в отношении уровня цены на благо. Поэтому цена не есть сумма оценок полезности и затрат. Она является конкретным показателем ценности данного блага, который приемлем и для продавца, оценивающего свои затраты на производство товара, и для покупателя, оценивающего товар с точки зрения его полезности и «нужности» для себя. Так как оценка товара разными сторонами сделки идет в одинаковых единицах, то это облегчает нахождение компромис­са, т.е. конечной цены. Смысл процесса оценивания в ходе сделки купли-продажи в том, чтобы добиться равенства оценок полезности и затрат, т.е. одно и то же благо должно обрести одинаковую оценку и для его производителя, и для потребителя, т.е. денеж­ную оценку.

Все рассуждения о факторах ценности проверяют­ся и реализуются в момент продажи товара. Акт реализации становится итоговым контролирующим моментом. В нем, естест­венно, находит конечное выражение и поведение покупателя-потре­бителя, который решает, нужен или не нужен товар, какова потреб­ность в нем; он должен сделать выбор, исходя из своих предпочтений. Но этот факт важен и для производителя-продавца: оправда­ются ли его затраты на производство, правильно ли определен возмож­ный объем производства, сумеет ли он вернуть заемные деньги, полу­чит ли средства для расширения производства, сможет ли выдержать конкуренцию. Именно такой подход к формированию оценок (систе­мы цен) позволил добиться синтеза двух основных факторов формиро­вания ценности: полезности (предельной) и труда (затрат), а также учесть другие воздействия на уровень цен.

Количественная характеристика цены содержит в себе значительный элемент неопределенности, прежде все­го в отношении благ, потребляемых человеком. Цена может колебаться в значительных пределах и оставаться приемлемой для большинства за­интересованных субъектов экономических отношений. Влиять на уровень цен могут не только непосредственные участники сделки, но и посторонние эконо­мические субъекты, включая и государство. Возможны также резкие изменения цен под влиянием политических и других общественно значимых событий.