Ценообразование на рынке транспортных услуг
1. Тарифы и их виды
Тарифы — это цены на товары особого рода, услуги.
Особенность услуги заключается в том, что она не имеет конкретной материально-вещественной формы.
В связи с этим у покупателя на момент приобретения услуги нет возможности составить полное представление о ее качестве.
Покупатель судит о приобретенной услуге по информации о ее продавце.
При оказании услуги момент производства, как правило, совпадает с моментом потребления.
В зависимости от сферы обслуживания различают тарифы оптовые (тарифы грузового транспорта, связи и другие услуги для юридических лиц) и розничные (т.е. тарифы на услуги для населения).
2. Транспортные тарифы, факторы, влияющие на их формирование
Транспортный тариф — это цена за перемещение материального объекта в пространстве.
Транспортные тарифы включают в себя тарифы на грузовые перевозки и пассажирские тарифы.
Грузовой транспорт, доставляя продукцию от производителя к потребителю, увеличивает ее стоимость.
Затраты на перевозку груза складываются из расходов на начально-конечные операции и расходов на его транспортировку (прейскурант № 10-01. Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами).
Расходы на начально-конечные операции включают в себя затраты, связанные с формированием составов, погрузкой и разгрузкой их на пунктах отправления и прибытия груза.
Движенческие операции включают в себя расходы по передвижению груза, по содержанию путей сообщения, энергетического хозяйства, связи и т.д.
Расходы на начально-конечные операции не связаны с дальностью перевозки и зависят только от объема груза, поэтому в расчете на
1 тонну они остаются постоянными.
Движенческие расходы зависят от дальности перевозки. В расчете на 1 тонну груза они возрастают прямо пропорционально расстоянию перевозки.
Расходы по перевозке складываются из расходов по начальйо-конечным операциям и движенческих расходов (Приложение 7 к разд.
2 прейскуранта № 10-01).
В классификаторе приведены тарифные ставки за начально-конечные (у!) и движенческие (В) операции для каждой тарифной схемы. Классификатор является основой для автоматизации таксировки плат с применением ЭВМ. Определение платы за отправку (П) на основе классификатора производится по следующей зависимости:
П = А + В х Lруб.,
где А — ставка за начально-конечные операции, руб. за отправку (вагон, тонну, контейнер); Б — ставка за движенческие операции, руб. за отправко-км (вагоно-км, тонну-км, контейнеро-км); L -среднее поясное расстояние перевозки, км.
Величина ставки за движенческие операции (В) устанавливается с учетом загрузки вагона, расстояния перевозки, показателя порожнего пробега вагонов и других факторов в зависимости от вида отправки и типа вагона.
С увеличением расстояния перевозки себестоимость тонно-километра снижается.
Это зависит от сокращения доли расхода на начальные и конечные операции, приходящиеся на каждый тонно-километр.
Грузовые транспортные тарифы определяются как сумма себестоимости тонно-километра грузооборота и прибыли, необходимой для нормальной работы транспорта в условиях расширенного воспроизводства.
Тарифы непосредственно не включают в себя НДС, который взимается с провозной платы.
Выделение расходов на начально-конечные и движенческие операции позволяет установить двухставочные тарифы. Такие тарифы точнее отражают реальный процесс формирования общественно необходимых затрат труда, обеспечивают примерно равную рентабельность на всех расстояниях перевозки, позволяют упростить прейскуранты на перевозку грузов.
На отдельных видах транспорта тарифы формируются с некоторыми особенностями: на водном транспорте ставки на начально-конечные операции высокие, а на автомобильном — минимальные.
Себестоимость движенческой операции наиболее низка на водном транспорте, наиболее высока — на автомобильном, так как затраты на передвижение по воде значительно ниже, чем на автомобильной дороге. Уровень транспортных издержек различается по регионам страны.
Тарифные ставки рассчитываются на среднюю дальность перевозки в определенных пределах (тарифный пояс).
Совокупность тарифных ставок по поясам формирует тарифную схему.
Себестоимость тонно-километра грузооборота зависит от специфики каждого вида груза: себестоимость перевозки грузов с небольшим удельным весом значительно выше, чем тяжеловесных.
Высокие тарифные ставки устанавливаются на перевозку скоропортящихся продуктов и живой рыбы.
С учетом этих и других факторов все конкретные виды грузов объединены в разделы, группы и позиции.
3. Формирование тарифов железнодорожного транспорта
Доля железных дорог в общем грузообороте всех видов транспорта общего пользования составляет 80%.
Основой для расчета стоимости перевозки на железнодорожном транспорте является прейскурант (тарифы на грузовые железнодорожные перевозки).
Тарифные ставки установлены по двухставочной модели с выделением начально-конечной и движенческой операции.
Рассчитаны ставки за вагон, тонну, тонно-километр, вагоно-километр.
Тарифы зависят от типа вагона, его принадлежности, вида отправки, скорости и расстояния перевозки.
Регулирование тарифов осуществляется с учетом следующих факторов:
• имеющихся резервов по повышению эффективности, снижению грузоемкости и фондоемкости работ и услуг;
• изменения заработной платы, объемов работ;
• эффективности осуществления мер по развитию, модернизации и реорганизации работ и услуг;
изменения цен на топливно-энергетические ресурсы, технику и материалы, потребляемые реализуемыми субъектами и формируемые себестоимость работ и услуг;
• обоснованности затрат на содержание социальной сферы;
• сезонных изменений в объеме работ и затрат;
• использования заемных и других источников коммерческого финансирования;
• бюджетных дотаций.
Минимальная плата за перевозку грузов установлена на расстояние 50км.
На железнодорожном транспорте применяются тарифы нескольких видов, которые подразделяются на общие, местные и исключительные.
Основная форма тарифов — это общие тарифы.
Местные тарифы устанавливаются по перевозке грузов по линиям железнодорожного местного сообщения, не включенным в общую железнодорожную сеть. Они строятся с учетом индивидуальных затрат местных предприятий и утверждаются их руководителями.
Исключительные тарифы применяются при перевозке грузов в определенных направлениях и на заранее заданное расстояние.
Они могут быть повышенными или пониженными по отношении к общим тарифам.
В базовый прейскурант не входит ряд услуг, которые оказываются за дополнительную плату (упаковка, хранение, взвешивание).
Выбор вида расчетной базы тарифов определяется условием доставки грузов, объемами перевозок, их интенсивностью и регулярностью.
Средняя тарифная ставка определяется по формуле:
Т=(3+П):0,
где Т — средняя тарифная ставка за единицу транспортируемой продукции, руб.; П — масса прибыли, руб.; 3 — затраты на перевозки, руб.; О — объем транспортной продукции.
Пассажирские железнодорожные тарифы представляют собой установленную плату и сборы за перевозку пассажиров, багажа и грузо-багажа. Они включат в себя общий тариф, применяемый при проезде во всех поездах прямого и местного сообщений, и пригородный тариф при проезде в пригородных поездах.
Тарифы на перевозку в поездах дальнего следования дифференцируются в зависимости от скорости поезда и типа вагона.
4. Формирование тарифов водного транспорта
Перевозки грузов водным транспортом осуществляются по изолированным путям и не образуют единую транспортную систему.
Преимущество речного транспорта заключается в его большой пропускной способности на глубоководных реках, относительно низкой себестоимости перевозок и небольших капиталовложениях.
Небольшая скорость перевозок, большие расстояния в связи с извилистостью пути, сезонность работ ограничивают возможность использования водного транспорта.
Речным транспортом перевозятся массовые виды грузов. Тарифы на перевозку грузов речным транспортом подразделяются:
• по пароходствам;
• по видам перевозок;
• в зависимости от вида грузов.
В отдельную группу объединены тарифы на перевозку песка, гравийной смеси и др. Повышенные тарифы установлены на перевозки по малым рекам в связи с более высокими уровнями транспортных затрат.
Тарифы на перевозку грузов речным транспортом дифференцируются по видам грузов и по видам отправок:
• судовые;
• контейнерные;
• сборные;
• мелкие.
Основные тарифы установлены для судовых отправок.
Плата за перевозки в контейнерах устанавливается в расчете на контейнер в зависимости от его грузоподъемности без учета фактической загрузки.
В отношении тарифов речного транспорта не применяется государственное регулирование цен, за исключением районов Крайнего Севера.
Тарифы на грузовые перевозки морским транспортом делятся по видам плавания:
• тарифы каботажного плавания между морскими портами внутри страны;
• тарифы на перевозки между отечественными и иностранными
портами.
Тарифы каботажного плавания имеют двухставочную основу:
• ставка по движенческой операции за 1 тонно-милю;
Ставки по движенческим операциям дифференцированы по видам грузов и обеспечивают примерно равный доход за время движения судна вне зависимости от рода груза.
Ставки по стояночным операциям дифференцируются по:
• группам сухогрузов;
• группам портов в пределах одного бассейна;
• видам работ, что связано с неодинаковыми затратами времени на погрузку и разгрузку судна.
Морские перевозки грузов осуществляются как транспортными судами морских пароходств, так и судами флота рыбной промышленности.
В зависимости от сферы действия тарифы подразделяются на:
• общие, действие которых распространяется на все организационные отрасли;
• специальные, применение которых ограничивается отдельны-! ми видами грузов, периодами времени, участком пути, районом;
• местные, устанавливаемые для конкретной организации. Тарифы для перевозки грузов из районов промысла в порт или
обратно включают движенческую, стояночную и промысловую) ставки.
Мощность морских портов России используется сейчас на 60%.
Российские транзитные грузы следуют через порты Украины,] стран Балтии и др.
В ряде случаев монопольное проявление отдельных участников процесса перевозки и грузообработки приводит к неоправданному за-1 вышению ставок.
5. Формирование тарифов автомобильного транспорта
Для автомобильного транспорта характерна высокая маневрен ность и скорость доставки грузов.
Грузовые тарифы формируются исходя из общих для всех видов транспорта принципов установления тарифов.
Себестоимость автомобильных перевозок высока, что обусловливается небольшой грузоподъемностью автомобильного транспорта, повышенными энергозатратами на передвижение и высокими затратами на заработную плату.
Себестоимость перевозок колеблется под влиянием различий в дорожно-климатических условиях, вида грузов, характера грузопотоков и типа подвижного состава, а также различий в уровне заработной платы и цен на бензин и дизельное топливо.
Тарифы устанавливаются автотранспортным предприятием самостоятельно. Они делятся на сдельные, повременные и тарифы на перевозки междугородные и международным сообщением.
Сдельные тарифы являются основными видами тарифов.
С увеличением степени загрузки автомобиля тарифные ставки на перевозку грузов снижаются.
Повременные тарифы определяются за каждый час работы и за каждый километр пробега автомобиля в зависимости от его грузоподъемности.
Покилометровые тарифы используются в случаях, когда невозможно применять сдельные и повременные тарифы.
Тарифы автомобильного транспорта включают в себя надбавки за перевозку грузов в специализированных автомобилях, что связано с более высокой себестоимостью перевозок.
Скидки с тарифа применяются в целях повышения коэффициента использования грузоподъемности автомобиля.
На автомобильном транспорте взимаются также сборы за дополнительные операции, связанные с погрузо-разгрузочными работами и экспедированием грузов.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое тариф? Дайте его определение.
2. Какие требования предъявляются к грузовым транспортным тарифам?
3. Что, по вашему представлению, в большей мере влияет на величину тарифа на перевозку автотранспортом грузов в современных условиях:
• топливо;
• амортизация;
• оплата труда;
• норма прибыли?
4. Как формируются тарифы водного транспорта?
5. Как формируются тарифы железнодорожного транспорта?
Задача
Автотранспортное предприятие перевезло 5000 т груза по тарифу за 1 т 50 руб. и имело на этом сегменте рентабельность 5% общих затрат. Как скажется изменение цены на доходах прибыли и рентабельности предприятия, если:
1) повышение тарифа на 5% привело к тому, что:
а) объем перевозок сохранился на прежнем уровне;
б) объем перевозок снизился на 10%;
2) понижение тарифа на 5% привело к тому, что:
а) объем перевозок остался неизменным;
б) объем перевозок увеличился на 10%.