Ценообразование на лекарственные средства и медицинские услуги
Государственное регулирование процесса ценообразования осуществляется на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне осуществляется:
• разработка перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;
• государственная регистрация предельных отпускных цен отечественных и иностранных производителей на обозначенные лекарственные средства.
На уровне органов исполнительной власти субъектов Федерации происходит установление предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства.
Так, в настоящее время действует Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 4 марта 2003 г. Входящие в него лекарственные средства, витамины и диагностики объединены в 19 групп в зависимости от сферы применения и назначения.
Перечень служит трем важнейшим целям. Во-первых, цены на включенные в него лекарственные средства регулируются государством, и все производители и импортеры обязаны зарегистрировать свои отпускные цены на них в Государственном регистре. Таким образом, розничные цены этих препаратов не должны быть выше суммы отпускной цены, оптовой и торговой надбавок, установленных в соответствующем регионе.
Во-вторых, перечень рекомендован для закупки лекарств для государственных нужд, т.е. для учреждений государственной и муниципальной медицины и льготных категорий населения.
В-третьих, перечнем руководствуются руководители регионов, принимая решение об ассортименте лекарственных средств, закупаемых для льготных категорий пациентов. Они могут увеличить количество наименований закупаемых лекарств, но не имеют права исключать отдельные препараты.
Органы исполнительной власти субъектов Федерации устанавливают для предприятий оптовой торговли лекарственными средствами и аптечных учреждений, осуществляющих реализацию лекарственных средств на территории данных субъектов Федерации, предельные оптовые и предельные розничные надбавки.
Предельные оптовые надбавки устанавливаются к фактической отпускной цене отечественного производителя лекарственных средствили к контрактной цене иностранного производителя при их прямых закупках.
В свою очередь, предельные розничные надбавки устанавливаются для аптечных учреждений независимо от их организационно-правовой формы к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств или к отпускной цене организации оптовой торговли.
В середине 90-х гг. с целью выхода из кризиса была сделана ставка на расширение платных медицинских услуг, оказываемых населению. Были разработаны государственные цены на платные медицинские услуги населению, оформляемые территориальными, реже учрежденческими прейскурантами. Эти цены в отличие от бюджетных оценок включали типичные фактические затраты на медицинские работы с учетом труда и материальных норм и нормативов, а также прибыли в размере отраслевого или территориального коэффициента.
Коммерциализация сферы здравоохранения привела к необходимости изменения системы ценообразования на рынке платных медицинских услуг. Если исходить из определения цены как рыночного параметра, характеризующего экономические отношения между продавцом и покупателем по купле-продаже услуг, то основные виды цен на медицинские услуги ценами как таковыми на сегодня не являются.
Проблему ценообразования на медицинские услуги можно отнести к сложным и многогранным. Тем более что единой для всех учреждений здравоохранения методики ценообразования не существует.
Платные услуги в сфере здравоохранения раньше получали негативную оценку у населения. В настоящее время отношение к ним ме-няется. Низкая заработная плата врачей привела к возникновению нелегального рынка услуг с расценками, складывающимися на основе рыночной конъюнктуры. В этом случае государство призвано создавать такие условия, чтобы врачам было выгодно работать на легальном рынке услуг. К тому же это способствует развитию их профессионального самосознания.
При определении цены медицинской услуги учитываются такие факторы, как:
• себестоимость услуги;
• цены на аналогичные услуги в других лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ);
• уровень спроса на данный вид услуги;
• стимулирующий размер оплаты труда работников.
Главный фактор — себестоимость услуги, которая определяет минимально возможный уровень цены предложения. Поэтому себестоимость медицинских услуг должна рассчитываться особенно тщатель-
но, возможно, по специально созданной компьютерной технологии. При этом учитываются следующие затраты:
• заработная плата основного медицинского персонала по бестарифной системе с учетом факторов времени и нормативов затрат труда;
• заработная плата обеспечивающего персонала в составе накладных расходов, определяемых по внутреннему нормативу;
• прямые затраты на медикаменты, питание больных, перевязочные материалы, другие расходные средства, восстанавливаемые по факту;
• амортизационные отчисления на восстановление зданий, механизмов, медицинского и другого оборудования, аппаратуры, мягкого и жесткого инвентаря;
• общебольничные расходы на оплату коммунальных услуг и т.п.
После того как учтены все нюансы, связанные с определением состава затрат, входящих в себестоимость медицинской услуги, можно приступить к калькуляции этих затрат.
Департамент здравоохранения вводит предельные ограничения на премиальный фонд и размер рентабельности при включении их в цену на платные медицинские услуги. Это обусловлено низким уровнем платежеспособности населения. Основной перечень платных медицинских услуг:
• в стационарах — койко-день;
• в амбулаторно-поликлинических учреждениях — посещение;
• в стоматологических учреждениях — условная единица трудоемкости (УЕТ);
• в лечебно-вспомогательных учреждениях — условная единица. Стоимость одной услуги состоит из:
1) расходов на оплату труда;
2) начислений на заработную плату;
3) прямых материальных затрат;
4) накладных расходов.
Таким образом, цена платной медицинской услуги, как правило, состоит из двух основных показателей: себестоимости и прибыли. Прибыль обычно закладывается в цену как процент к себестоимости. Она может зависеть, например, от качества и комфортности обслуживания пациентов, от применения новых, современных методик, каких-либо особых препаратов и т.д.