Ценообразование в сельском хозяйстве
Базой рынка продовольственных товаров является сельское хозяйство.
Ценообразование в сельском хозяйстве связано с особенностями данной отрасли:
• многообразие форм собственности;
• сочетание экономического процесса воспроизводства с природным;
• сезонность производства (имеет место незавершенное производство);
• предприятия имеют не одну, а несколько отраслей: основных, дополнительных и обслуживающих.
В сельском хозяйстве многократно менялись и система ценообразования, и цены на сельскохозяйственную продукцию.
Основополагающий принцип -- централизованное установление закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.
Поскольку их уровень не обеспечивал возмещение затрат, централизованно устанавливались надбавки, что привело к множественности закупочных цен.
Цены утратили значение норматива затрат. Создалась несбалансированность, неувязанность уровней закупочных, оптовых и розничных цен.
Потребность в государственном финансировании возрастала из года в год.
Дотации усугубили кризис отрасли, в котором она пребывает и ныне.
На положение сельскохозяйственных товаропроизводителей также оказывает влияние зависимость от производителей средств производства и от предприятий перерабатывающей промышленности, занимающих монопольное положение.
Производство продукции сократилось. Стала острой проблема соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Возросла проблема неплатежей сельского хозяйства, так как должником является государство из-за несвоевременных выплат и их длительной задержки за выкупленную сельскохозяйственную продукцию.
Значительно повысились цены на все виды продовольствия. Изменение их уровня и соотношения повлекло дифференциацию розничных цен.
С ростом цен изменилась ситуация на рынке предложения товаров. Повысился удельный вес импортных товаров и снизился удели ный вес товаров отечественного производства.
Цены на сельскохозяйственную продукцию определяются количеством денежной массы в обращении, валютным курсом рубля, соотношением цен мирового рынка и экспортных цен, объемом экспорта, (импорта) продуктов, размером урожая.
В настоящее время существует несколько видов цен на сельскохозяйственную продукцию: свободные (рыночные) закупочные цены, целевые цены, гарантированные цены и залоговые ставки.
Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются рыночные цены. Они, как и оптовые, состоят из себестоимости и прибыли.
В планово-финансовой работе сельскохозяйственных предприятий себестоимость продукции служит единственным ориентиром для 1 расчета цен на нее. Если исходить из предпосылки, что любая производственная деятельность предполагает затраты, то от любой произ-1 водственной деятельности в рыночных условиях ожидается получение ? прибыли. Такой подход к использованию категорий «себестоимость» ? и «цена» вынуждает все хозяйствующие субъекты исчислять себестоимость продукции сельского хозяйства по единым принципам. Это сделает себестоимость конкретных продуктов предприятий разных;? форм собственности сопоставимой, сравнимой и не ущемит интересы как предприятий и их партнеров, так и государства. Исходя из теоре- • тических подходов, которые предлагают исчислять себестоимость сельскохозяйственной продукции в зависимости от этапов формирования производственных затрат, выделяют технологическую, производственную и полную (коммерческую) себестоимость. Производственная представляет собой технологическую себестоимость плюс дополнительные издержки по доведению данного продукта до нужных предприятию потребительских свойств. В состав полной (коммерче-] ской) себестоимости входит производственная себестоимость плюс; дополнительные издержки по реализации. Данный вид себестоимости присущ только товарной продукции. Известно, что любая, даже мелкая неточность может привести к искажению подсчета себестоимости продукции. Теоретическая экономическая наука называет несколько методов и приемов распределения общих производственных затрат для последующего исчисления себестоимости. Для сельского хозяйства лучше всего подходит прием единичных коэффициентов.
Уровень этих цен зависит от уровня оптовых цен на промышленную продукцию, поставляемую сельским хозяйством, и тарифов на
услуги, оказываемые ему, налогов, эффективности работы самих сельских товаропроизводителей, спроса и предложения.
Закупочные цены -- это цены, по которым государство закупает Продукцию для своих нужд (гарантированные), так как уровень цен и объем реализации устанавливается заблаговременно и гарантируется государством.
На федеральном уровне создаются ресурсы для удовлетворения федеральных потребностей и потребностей субъектов Федерации -обеспечение экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также необходимого уровня продовольственного снабжения, сил обороны и государственной безопасности.
На региональном уровне создаются ресурсы для снабжения детских, лечебных учреждений, для экспорта и создания запасов семян. Цены устанавливаются дифференцировано по природно-экономиче-ским зонам, имеют развитую систему надбавок и скидок.
На все виды продукции существуют базисные кондиции (это основная норма качества, установленная ГОСТом) и ограничительные кондиции — условия стандарта, ниже границ которых продукция теряет принадлежность к той или иной группе качества.
Так, при продаже кондиционного зерна государством сумма оплачивается полностью и зачисляется в план продаж. Если зерно продается лучшего качества, производитель получает денежную или натуральную надбавку. Если зерно не отвечает требованиям базисных кондиций, при оценке взимаются натуральные и денежные скидки.
Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию применяются, если средние рыночные цены ниже затрат. Доплаты товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства рассчитываются на основе целевой цены и устанавливаются органами госу^ дарственной власти.
Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, продающегося по гарантированным ценам, объем реализации, Уровень цен и их индексация устанавливается Правительством РФ.
Целевые цены (нормативные индикаторы) устанавливаются Правительством РФ для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытие расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой процентов по кредитам, получения работниками сельскохозяйственных Доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики и получения прибыли, достаточной для ведения расширенного Производства.
Целевые цены используются в качестве основы для установления гарантированных цен, залоговых ставок, для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.
При залоге сельскохозяйственной продукции с участием государ-ства залогодержателями являются юридические лица, уполномоченные правительством, а залогодателями — товаропроизводители.
Предметом залога может быть как уже произведенная сельскохозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая.
Участие государства в залоге осуществляется в следующей форме: 1
• выделение бюджетных ресурсов;
• кредитование;
• кредитование необходимых для компенсации затрат по хранению и обработке сельскохозяйственной продукции, приобретенной в собственность государства.
Для детальной работы в сфере регулирования ценообразования сельскохозяйственной продукции определяется в рамках государст- \ венного заказа соотношение между стоимостью готовой продукции й| оптовых ценах и стоимостью сельскохозяйственного сырья в закупочных ценах. Это происходит с помощью коэффициентов соотношения,^ которые должны обеспечивать предприятию возмещение издержек) производства и прибыль.
Оптовая цена предприятия определяется в целом по всем предприятиям отрасли региона, если они однородны по технической оснащенности, ассортименту и объему производства.
Коэффициент соотношения конкретного вида конечной продукции вычисляется делением оптовой цены конкретного вида конечной! продукции (руб./т) на стоимость сырья, используемого (руб./т) при изготовлении данного вида продукции.
Величина коэффициента соотношения может изменяться в связи с•] подорожанием сырья, энергоресурсов, а также с изменением налого- ^ вой и кредитной политики.
Эти факторы обусловливают необходимость корректировки коэффициента в случае, когда темпы роста затрат на переработку превышают темпы роста стоимости сырья.