Формирование тарифов на электроэнергию
Цена электрической и тепловой энергии — это стоимость единицы электрической или тепловой энергии, не включающая стоимость услуг по ее передаче и иных соответствующих услуг.
Ценообразование на электрическую и тепловую энергию, так же как на любой товар — это процесс формирования уровня или величины тарифов, применяемых для расчетов за электрическую и тепловую энергию.
В целом на рынках электрической и тепловой энергии действует система цен, включающая следующие ее виды:
1) тарифы на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, в том числе, во-первых, тарифы на электрическую энергию и мощ-ность, поставляемые на оптовый рынок субъектами этого рынка Ш поставщиками электрической энергии и мощности; во-вторых, тарифы на электрическую энергию и мощность для покупателей, деист-1 вующих в регулируемом секторе оптового рынка; в-третьих, регулируемый предельный тариф, складывающийся в секторе свободной" торговли оптового рынка;
2) плата за услуги, оказываемые в условиях естественной монополии, регулируемая в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях». Сюда относятся плата за услуги по передаче' электрической энергии по единой национальной и региональным электрическим сетям, плата за услуги по передаче тепловой энергии, плата за услуги естественных монополий в сфере передачи электрической энергии по присоединению потребителей к их электрическим; сетям (в этих условиях порядок и условия оплаты утверждаются Феде-\ ральной службой по тарифам);
3) плата за услуги, оказываемые на оптовом рынке, в том числе плата за услуги по обеспечению системной надежности. Эти услуги! оказываются субъектами оптового рынка в соответствии с перечнем и,| условиями оплаты, утверждаемыми централизованно. Происходит; также оплата за балансировку т.е. плата за использование или неис-| пользование мощностей (с учетом резервов) на оптовом рынке, плата] за услуги коммерческого оператора оптового рынка — администратор ра торговой системы, ценовая ставка формирования средств, предна-| значенная для. обеспечения безопасного функционирования и разви-1 тия атомных электростанций;
4) тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок;
5) цена продажи производителями электрической энергии, не поставляемой на оптовый рынок;
6) плата за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России (абонентская плата).
Перечисленные выше тарифы регулируются централизованно;
7) тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую на потребительский рынок. Последний состоит из энергоснабжаю-1 щих организаций и потребителей, расположенных на территориях со-| ответствующих субъектов Федерации. Утверждаются эти тарифы ре~1 тональными структурами, которые являются органами исполнитель-! ной власти субъектов Федерации.
Итак, в систему тарифов на электрическую и тепловую энергию входит рановесная конкурентная цена, складывающаяся в секторе! свободной торговли оптового звена. Каждому субъекту оптового рын-| ка — поставщику электрической энергии предоставляется право про-1
дажи части вырабатываемой электрической энергии по нерегулируемым ценам. Предельный объем электрической энергии, продажа которого разрешается по нерегулируемым ценам, устанавливается Правительством РФ и должен быть одинаковым в процентном отношении для всех объектов оптового рынка.
Основным методологическим принципом определения экономически обоснованного уровня тарифов на электрическую и тепловую энергию является реализация расходов на их производство и получение прибыли, достаточной для ведения нормальной хозйственной деятельности.
В состав регулируемых тарифов включаются расходы, состоящие из:
• нормативов удельного расхода топлива на производство 1 кВт/ч электроэнергии, за исключением ядерного;
• цены на топливо, которое используется на выработку 1 кВт/ч (регулируемая государством, установленная на основании договоров, официально опубликованных прогнозных цен, в том числе биржевых котировок);
• расчетных объемов потребления тоцлива с учетом структуры потребления (берется в среднем за три года);
• нормативов создания запасов топлива (за исключением ядерного);
• оплаты труда конкретных категорий работников, определяемых в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями;
• расходов на проведение ремонтных работ, утвержденных Федеральной энергетической комиссией (ФЭК).
Для атомных электростанций учитывается потребность в ядерном топливе.
Предельные тарифы на электроэнергию для поставщиков и покупателей устанавливаются ФЭК.
Эти тарифы представляют собой сумму составляющих:
• средняя стоимость единицы электроэнергии, включая цену ее покупки на оптовом рынке;
• суммарная стоимость услуг по передаче энергии.
Регулирующие органы определяют величину прибыли, необходимой для эффективного функционирования и развития энергетических предприятий. Это осуществляется путем определения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемой Деятельности. Рассчитывается величина прибыли, достаточная для наличия средств на обслуживание привлеченного и заемного капитала, наличия собственных средств для развития, для выплаты дивидендов и финансирования за счет прибыли других основных расходовРазмер инвестиций, включаемых в расчеты тарифов, определяется на основе программ развития энергетических предприятий и утверждается регулирующими органами в установленном порядке как составная часть тарифа организации.
Цена покупки электроэнергии с оптового рынка (Цот) рассчитывается как средневзвешенное значение цены покупки с регулируемого сектора оптового рынка и цены покупки с конкурентного, свободного сектора оптового рынка по формуле:
Цопт = Црег х Дрег + Цкон х Дкон
где Црег и Цкон — соответственно цены на регулируемом и конкурентном секторах оптового рынка; Дрег и Дкон — соответственно доли покупки электроэнергии с регулируемого и конкурентного секторов оптового рынка.
Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям, кроме населения, устанавливается в трех вариантах:
1) в виде стоимости 1 кВт/ч;
2) в виде двух ставок:
а) ставка за покупку 1 кВт/ч;
б) ставка платы 1 кВт/ч электрической мощности;
3) в виде зонных тарифов, т.е. дифференцируется стоимость 1 кВт/ч по недельным или суточным зонам графика электрической нагрузки.
Для населения могут быть использованы первый и третий варианты.
Одноставочный тариф представляет собой оплату фактически потребленной энергии по определенной ставке. По одноставочному, тарифу рассчитываются за потребляемую энергию все бытовые, сельскохозяйственные потребители, а также промышленные и к ним приравненные, если их присоединенная мощность не превышает1 750 кВт.
В разных регионах страны величина одноставочного тарифа различна ввиду различий цены и качества топлива, технико-экономических показателей электростанций, удельного веса электростанций] разного типа (ГЭС, АЭС, ТЭЦ) в покрытии графика нагрузки.
Ставка одноставочного тарифа различается по группам потребителей: промышленных и к ним приравненных, бюджетных (последние финансируются из федерального или местного бюджета), бытовых,. коммерческих структур.
Для потребителей электроэнергии с годовым максимумом нагрузки не ниже 500 кВт применяется двухставочный тариф, состоящий из. двух ставок: основной платы, не зависящей от объема потребления
электроэнергии, и дополнительной платы за фактически потреблен-ную электроэнергию, учтенную счетчиком.
Основная ставка — это оплата заявленного максимума нагрузки, т>е. оплата за заявленную мощность в часы максимума нагрузки (с 9 до 12 часов и с 18 до 21 часа). Заявленный максимум нагрузки — это наибольшая получасовая мощность, отпускаемая потребителем в часы суточного максимума нагрузки предприятия. Заявленная мощность фиксируется в договорах с потребителями -и периодически контролируется по показателям специальных приборов.
При двухставочном тарифе общая сумма оплаты электроэнергии (О) выражается формулой:
о = Цмм + ЦкК.
Средний тариф 1 кВт/ч (Цс) исчисляется по формуле:
Цс = Цмм + ЦкК\ К
где Цм— основной тариф; М — заявленный максимум нагрузки, кВт; Цк— дополнительный тариф за 1 кВт/ч потребленной электроэнергии; К— количество потребленной электроэнергии, кВт/ч.
При двухставочном тарифе для потребителей с различным режимом потребления электроэнергии средний тариф за 1 кВт/ч будет различный. Он будет тем меньше, чем равномернее будет использоваться присоединенная мощность. Увеличение потребления электроэнергии на единицу присоединенной мощности означает более равномерное использование последней по времени. По этой причине система двух-ставочного тарифа, обеспечивая снижение среднего тарифа за 1 кВт/ч электроэнергии в результате большего ее потребления на единицу мощности, стимулирует предприятия более равномерно использовать мощность во времени. В то же время если предприятие перебрало заявленную мощность в часы максимума нагрузки, с него взимается штрафной тариф в пятикратном размере, если недобрало, все равно платит за заявленную максимальную мощность.
Система двухставочных тарифов применяется лишь к крупным потребителям электроэнергии. Для предприятий с небольшим потреблением электроэнергии признано нецелесообразным применение двух-ставочного тарифа. Для этих потребителей установлен один тариф за 1 кВт/ч потребленной электроэнергии.
К дополнительным методам регулирования тарифов относятся индексация и метод привязки регулируемых тарифов к средневзвешенной цене покупки электроэнергии на оптовом рынке.
Метод индексации тарифов применяется в условиях высокого Уровня изменения цен на отдельные группы товаров или услуг, потребляемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность. Суть этого метода заключается в определении регулиремо-го тарифа с учетом индексации средств на закупку соответствующих товаров или услуг. Порядок применения этого метода утверждается Федеральным агентством по энергетике.
Метод привязки регулируемых цен к средневзвешенной цене покупки электрической энергии на оптовом рынке состоит в применении установленной зависимости изменения цены (тарифа) от изменения средневзвешенной цены покупки электрической энергии на оптовом рынке.
Не допускается установление регулирующими органами льготных тарифов без определения источников и механизма компенсации^ льгот.
Реформирование электроэнергетики должно привести к изменению методологии ценообразования на оптовом рынке. Формирова-| ние рыночных цен на оптовом рынке в соответствии с утвержденным I положением будет осуществляться на основании сопоставления цено-1 вых заявок покупателей и продавцов по фактору минимальных цен в| соответствии с порядком установления равновесных цен оптового | рынка. На последующих этапах становления оптового рынка электро-.! энергии участникам рынка будет предоставлена возможность заклю-1 чения контрактов на будущие поставки электроэнергии и на покупку 1 или продажу фиксированного объема электроэнергии для поставки в| оговоренную дату в будущем по согласованной цене (форвардных и 1 фьючерсных контрактов), которые обеспечиваются страхованием! (хеджированием) рисков резкого изменения рыночных цен.
Таким образом, цены, складывающиеся в секторе свободной тор-Ш говли оптового рынка, будут определяться основными принципами 1 развития и функционирования конкурентного оптового рынка элек~1 трической энергии.
На 2006 г. намечен полный переход России к свободной купле-1 продаже электричества.
Розничный рынок электрической и тепловой энергии — это потре- ] бительский рынок. В структуре розничного рынка электроэнергии в| 2002 г преобладали промышленные потребители с долей 48,9% обще-| го объема поставки электроэнергии, на долю потребителей ЖКХ при-1 ходилось 14%, потребителей транспорта и связи -- 11,5%. Заметна тенденция к увеличению удельного веса непромышленной сферы,! транспорта и компаний связи в общем объеме полезного отпуска! электроэнергии.