Формирование тарифов на электроэнергию

Цена электрической и тепловой энергии — это стоимость единицы электрической или тепловой энергии, не включающая стоимость ус­луг по ее передаче и иных соответствующих услуг.

Ценообразование на электрическую и тепловую энергию, так же как на любой товар — это процесс формирования уровня или величи­ны тарифов, применяемых для расчетов за электрическую и тепловую энергию.

В целом на рынках электрической и тепловой энергии действует система цен, включающая следующие ее виды:

1) тарифы на электрическую энергию и мощность на оптовом рын­ке, в том числе, во-первых, тарифы на электрическую энергию и мощ-ность, поставляемые на оптовый рынок субъектами этого рынка Ш поставщиками электрической энергии и мощности; во-вторых, тари­фы на электрическую энергию и мощность для покупателей, деист-1 вующих в регулируемом секторе оптового рынка; в-третьих, регули­руемый предельный тариф, складывающийся в секторе свободной" торговли оптового рынка;

2) плата за услуги, оказываемые в условиях естественной монопо­лии, регулируемая в соответствии с Федеральным законом «О естест­венных монополиях». Сюда относятся плата за услуги по передаче' электрической энергии по единой национальной и региональным электрическим сетям, плата за услуги по передаче тепловой энергии, плата за услуги естественных монополий в сфере передачи электриче­ской энергии по присоединению потребителей к их электрическим; сетям (в этих условиях порядок и условия оплаты утверждаются Феде-\ ральной службой по тарифам);

3) плата за услуги, оказываемые на оптовом рынке, в том числе плата за услуги по обеспечению системной надежности. Эти услуги! оказываются субъектами оптового рынка в соответствии с перечнем и,| условиями оплаты, утверждаемыми централизованно. Происходит; также оплата за балансировку т.е. плата за использование или неис-| пользование мощностей (с учетом резервов) на оптовом рынке, плата] за услуги коммерческого оператора оптового рынка — администратор ра торговой системы, ценовая ставка формирования средств, предна-| значенная для. обеспечения безопасного функционирования и разви-1 тия атомных электростанций;

4) тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок;

5) цена продажи производителями электрической энергии, не по­ставляемой на оптовый рынок;

6) плата за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России (абонентская плата).

Перечисленные выше тарифы регулируются централизованно;

7) тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую на потребительский рынок. Последний состоит из энергоснабжаю-1 щих организаций и потребителей, расположенных на территориях со-| ответствующих субъектов Федерации. Утверждаются эти тарифы ре~1 тональными структурами, которые являются органами исполнитель-! ной власти субъектов Федерации.

Итак, в систему тарифов на электрическую и тепловую энергию входит рановесная конкурентная цена, складывающаяся в секторе! свободной торговли оптового звена. Каждому субъекту оптового рын-| ка — поставщику электрической энергии предоставляется право про-1

дажи части вырабатываемой электрической энергии по нерегулируе­мым ценам. Предельный объем электрической энергии, продажа ко­торого разрешается по нерегулируемым ценам, устанавливается Правительством РФ и должен быть одинаковым в процентном отно­шении для всех объектов оптового рынка.

Основным методологическим принципом определения экономи­чески обоснованного уровня тарифов на электрическую и тепловую энергию является реализация расходов на их производство и получе­ние прибыли, достаточной для ведения нормальной хозйственной деятельности.

В состав регулируемых тарифов включаются расходы, состоя­щие из:

• нормативов удельного расхода топлива на производство 1 кВт/ч электроэнергии, за исключением ядерного;

• цены на топливо, которое используется на выработку 1 кВт/ч (регулируемая государством, установленная на основании договоров, официально опубликованных прогнозных цен, в том числе биржевых котировок);

• расчетных объемов потребления тоцлива с учетом структуры потребления (берется в среднем за три года);

• нормативов создания запасов топлива (за исключением ядер­ного);

• оплаты труда конкретных категорий работников, определяемых в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями;

• расходов на проведение ремонтных работ, утвержденных Феде­ральной энергетической комиссией (ФЭК).

Для атомных электростанций учитывается потребность в ядерном топливе.

Предельные тарифы на электроэнергию для поставщиков и поку­пателей устанавливаются ФЭК.

Эти тарифы представляют собой сумму составляющих:

• средняя стоимость единицы электроэнергии, включая цену ее покупки на оптовом рынке;

• суммарная стоимость услуг по передаче энергии.

Регулирующие органы определяют величину прибыли, необходи­мой для эффективного функционирования и развития энергетиче­ских предприятий. Это осуществляется путем определения обосно­ванной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемой Деятельности. Рассчитывается величина прибыли, достаточная для наличия средств на обслуживание привлеченного и заемного капита­ла, наличия собственных средств для развития, для выплаты дивиден­дов и финансирования за счет прибыли других основных расходовРазмер инвестиций, включаемых в расчеты тарифов, определяется на основе программ развития энергетических предприятий и утвержда­ется регулирующими органами в установленном порядке как состав­ная часть тарифа организации.

Цена покупки электроэнергии с оптового рынка (Цот) рассчитыва­ется как средневзвешенное значение цены покупки с регулируемого сектора оптового рынка и цены покупки с конкурентного, свободного сектора оптового рынка по формуле:

Цопт = Црег х Дрег + Цкон х Дкон

где Црег и Цкон — соответственно цены на регулируемом и конкурент­ном секторах оптового рынка; Дрег и Дкон — соответственно доли покупки электроэнергии с регулируемого и конкурентного секто­ров оптового рынка.

Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую по­требителям, кроме населения, устанавливается в трех вариантах:

1) в виде стоимости 1 кВт/ч;

2) в виде двух ставок:

а) ставка за покупку 1 кВт/ч;

б) ставка платы 1 кВт/ч электрической мощности;

3) в виде зонных тарифов, т.е. дифференцируется стоимость 1 кВт/ч по недельным или суточным зонам графика электрической нагрузки.

Для населения могут быть использованы первый и третий вари­анты.

Одноставочный тариф представляет собой оплату фактически по­требленной энергии по определенной ставке. По одноставочному, тарифу рассчитываются за потребляемую энергию все бытовые, сельскохозяйственные потребители, а также промышленные и к ним приравненные, если их присоединенная мощность не превышает1 750 кВт.

В разных регионах страны величина одноставочного тарифа раз­лична ввиду различий цены и качества топлива, технико-экономиче­ских показателей электростанций, удельного веса электростанций] разного типа (ГЭС, АЭС, ТЭЦ) в покрытии графика нагрузки.

Ставка одноставочного тарифа различается по группам потребите­лей: промышленных и к ним приравненных, бюджетных (последние финансируются из федерального или местного бюджета), бытовых,. коммерческих структур.

Для потребителей электроэнергии с годовым максимумом нагруз­ки не ниже 500 кВт применяется двухставочный тариф, состоящий из. двух ставок: основной платы, не зависящей от объема потребления

электроэнергии, и дополнительной платы за фактически потреблен-ную электроэнергию, учтенную счетчиком.

Основная ставка — это оплата заявленного максимума нагрузки, т>е. оплата за заявленную мощность в часы максимума нагрузки (с 9 до 12 часов и с 18 до 21 часа). Заявленный максимум нагрузки — это наи­большая получасовая мощность, отпускаемая потребителем в часы су­точного максимума нагрузки предприятия. Заявленная мощность фиксируется в договорах с потребителями -и периодически контроли­руется по показателям специальных приборов.

При двухставочном тарифе общая сумма оплаты электроэнергии (О) выражается формулой:

о = Цмм + ЦкК.

Средний тариф 1 кВт/ч (Цс) исчисляется по формуле:

Цс = Цмм + ЦкК\ К

 

где Цм— основной тариф; М — заявленный максимум нагрузки, кВт; Цк— дополнительный тариф за 1 кВт/ч потребленной электро­энергии; К— количество потребленной электроэнергии, кВт/ч.

При двухставочном тарифе для потребителей с различным режи­мом потребления электроэнергии средний тариф за 1 кВт/ч будет раз­личный. Он будет тем меньше, чем равномернее будет использоваться присоединенная мощность. Увеличение потребления электроэнергии на единицу присоединенной мощности означает более равномерное использование последней по времени. По этой причине система двух-ставочного тарифа, обеспечивая снижение среднего тарифа за 1 кВт/ч электроэнергии в результате большего ее потребления на единицу мощности, стимулирует предприятия более равномерно использовать мощность во времени. В то же время если предприятие перебрало за­явленную мощность в часы максимума нагрузки, с него взимается штрафной тариф в пятикратном размере, если недобрало, все равно платит за заявленную максимальную мощность.

Система двухставочных тарифов применяется лишь к крупным по­требителям электроэнергии. Для предприятий с небольшим потребле­нием электроэнергии признано нецелесообразным применение двух-ставочного тарифа. Для этих потребителей установлен один тариф за 1 кВт/ч потребленной электроэнергии.

К дополнительным методам регулирования тарифов относятся ин­дексация и метод привязки регулируемых тарифов к средневзвешен­ной цене покупки электроэнергии на оптовом рынке.

Метод индексации тарифов применяется в условиях высокого Уровня изменения цен на отдельные группы товаров или услуг, потребляемых организациями, осуществляющими регулируемую дея­тельность. Суть этого метода заключается в определении регулиремо-го тарифа с учетом индексации средств на закупку соответствующих товаров или услуг. Порядок применения этого метода утверждается Федеральным агентством по энергетике.

Метод привязки регулируемых цен к средневзвешенной цене по­купки электрической энергии на оптовом рынке состоит в примене­нии установленной зависимости изменения цены (тарифа) от измене­ния средневзвешенной цены покупки электрической энергии на оп­товом рынке.

Не допускается установление регулирующими органами льготных тарифов без определения источников и механизма компенсации^ льгот.

Реформирование электроэнергетики должно привести к измене­нию методологии ценообразования на оптовом рынке. Формирова-| ние рыночных цен на оптовом рынке в соответствии с утвержденным I положением будет осуществляться на основании сопоставления цено-1 вых заявок покупателей и продавцов по фактору минимальных цен в| соответствии с порядком установления равновесных цен оптового | рынка. На последующих этапах становления оптового рынка электро-.! энергии участникам рынка будет предоставлена возможность заклю-1 чения контрактов на будущие поставки электроэнергии и на покупку 1 или продажу фиксированного объема электроэнергии для поставки в| оговоренную дату в будущем по согласованной цене (форвардных и 1 фьючерсных контрактов), которые обеспечиваются страхованием! (хеджированием) рисков резкого изменения рыночных цен.

Таким образом, цены, складывающиеся в секторе свободной тор-Ш говли оптового рынка, будут определяться основными принципами 1 развития и функционирования конкурентного оптового рынка элек~1 трической энергии.

На 2006 г. намечен полный переход России к свободной купле-1 продаже электричества.

Розничный рынок электрической и тепловой энергии — это потре- ] бительский рынок. В структуре розничного рынка электроэнергии в| 2002 г преобладали промышленные потребители с долей 48,9% обще-| го объема поставки электроэнергии, на долю потребителей ЖКХ при-1 ходилось 14%, потребителей транспорта и связи -- 11,5%. Заметна тенденция к увеличению удельного веса непромышленной сферы,! транспорта и компаний связи в общем объеме полезного отпуска! электроэнергии.