Равновесие рынка. Механизм рыночного саморегулирования. Государство и рыночный механизм

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса D и предложения S эта точка называется точкой равновесия, а цена – равновесной, при которой уравновешиваются спрос и предложение. Равновесие рынка – это такое состояние, когда совпадают цена спроса и цена предложения, а также объём спроса и спроса и объём предложения. Равновесие рынка отражает совпадение интересов производителей и потребителей. На рис. 6 точка Е – это точка равновесия, ей соответствует равновесная цена РЕ и равновесное количество товара QЕ.

Р

D S

А Б

 

РЕ Е

С F

Q

QЕ

Рис. 6. Рыночное равновесие спроса и предложения

При более высокой цене Р возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АБ), если цена на рынке меньше равновесной Р, то будет наблюдаться избыток спроса (отрезок СF).

Таким образом, если рыночная цена выше равновесной, то образуются излишки и неудовлетворённость продавцов. Занижение цены, наоборот ведёт к образованию дефицита и неудовлетворённости покупателей.

Любое отклонение от равновесия приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит или излишек товаров на рынке.

Уравновешивающуюся функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. Если спрос растёт при неизменном предложении товаров происходит смещение всей кривой спроса вправо вверх, то устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объём количества продаж товаров. При снижении спроса устанавливается более низкий уровень равновесной цены и меньший объём товарных продаж (рис. 7).

 

S3

D2 D3 S2

D1 S1

Е3

Е2

 

Е1

 
 


Рис. 7 Равновесие при изменяющемся спросе и предложении.

Аналогично будет изменяться рыночное равновесие при неизменном спросе и изменении предложения.

Сторонники классического направления, т.е. приверженцы неограниченной свободы рыночных отношений, возражают против регулирования цен, поскольку, считают, что это нарушает рыночный механизм. Один из ярких представителей этого направления А. Смит, он первым изложил «Принцип невидимой руки», которая заключается в быстрой реакции рынка в условиях рынка изменять цену или величину предложения, или спрос. Таким образом устанавливается рыночное равновесие.

Сторонники Кейнса считают, что не нужно дожидаться автоматического регулирования рынка, надо регулировать спрос (занятость, кредит, денежную массу) или регулировать предложение (налоги, инвестиции).

Государство в своей экономической деятельности может проводить определённую политику в области цен и ценообразования. Ценовая политика обеспечивается Президентом и правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ. Государственная ценовая политика проводится путём сочетания прямых и косвенных налогов и имеет следующие задачи:

– стимулировать и упорядочить развитие рыночных отношений;

– создавать условия для честной и социально направленной конкуренции;

– создавать условия для свободного и упорядоченного перемещения товаров и услуг;

– обеспечивать безопасность и предсказуемость свободной финансовой деятельности;

– обеспечивать защиту честной, государственной, муниципальной, акционерной и других видов собственности;

– преодолевать инфляционные процессы;

– добиваться экономической и социальной защиты населения.

При чрезмерном государственном регулировании цен рыночные механизмы ослабевают, возникает опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, т.к. основные параметры рынка испытывают сильное влияние со стороны нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может оперативно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения, в результате чего может устанавливаться либо дефицит (СF), либо затоваривание рынка (АВ).

В случае отхода государства от участия в формировании цен разрушаются основы экономики, государство теряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение многих предприятий становится достаточно неустойчивым.

Косвенное регулирование цен – вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, которые способствуют товарному расширению на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов.

Косвенное регулирование – это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них. Оно осуществляется с помощью учётной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспертно–импортных пошлин и квот.

Методы косвенного регулирования цен:

– проведение государственных закупок;

– установление налогов и налоговых ставок;

– регулирование денежного обращения и кредита;

– регулирование государственных расходов;

– политика государственных инвестиций;

– установление норм амортизаций;

– регулирование валютного курса.

Данными методами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равновесному состоянию цен в масштабах всей экономики. косвенные методы регулирования проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование и носящие макроэкономический характер. Технически гос. регулирование цен осуществляется введением в действие соответствующего налогового законодательства, за счёт субсидирования и дотаций из бюджета, а также через заключение органами власти с юридическими и физическими лицами соответствующих договоров (госзаказы, госзакупки). Все налоги можно разбить на две группы: прямые и косвенные. Прямые выплачиваются непосредственно из доходов налогоплательщиков. Косвенные налоги включаются в цену товара и оплачиваются потребителями при покупке товара, т.о. они смещают кривую предложения влево и вниз, возникает новое равновесие со следующими последствиями:

1) происходит рост равновесной цены и снижение объёма продаж;

2) снижается денежная выручка товаропроизводителя;

3) бремя косвенных налогов распределяется между потребителем и производителем.

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством, в лице центральных и региональных органов власти с населения, предприятий, организаций, зачисляемые в доходы государственного или местного бюджетов. Налоги как форма платежа характеризуются обязательностью, регламентацией размера и сроками внесения. Все налоги устанавливаются централизованно в виде процентных ставок.

Часть налогов входит в состав себестоимости, это такие как отчисления в фонд социального страхования, в Пенсионный фонд, в фонд обязательного медицинского страхования, налог на пользователей автомобильных дорог.

В состав цены включаются следующие виды налогов: социальные налоги (это такие как отчисления в фонд социального страхования, в Пенсионный фонд, в фонд обязательного медицинского страхования), которые в составе себестоимости показаны отдельной статьёй (213 Начисления на ФЗП), а также НДС, акциз и налог на прибыль. Налог на прибыль не является самостоятельным элементом цены.

Обратное процессу ценообразования являются дотации. Они снижают цену товара и одна часть реальной цены оплачивается государством, а другая потребителем.

Утилитаризм – подход к управлению экономической деятельностью, согласно которому общественная полезность представляет собой сумму полезностей для каждого члена общества.

Эгалитаризм – подход к управлению экономической деятельностью, согласно которому справедливым считается равное распределение благ между всеми членами общества.

Справедливость по Роулсу – это особый подход к управлению экономической деятельностью, согласно которому справедливым считается распределение благ, при котором наименее обеспеченным членам общества предоставляется максимальная возможность от получаемых ими благ.

Согласно рыночному подходу справедливость устанавливается самим эффективно действующим рынком. Это такое состояние экономики, когда дальнейшее улучшение ситуации одних субъектов может быть достигнуто за счёт других субъектов.