ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА.

Цена- денежное выражение стоимости товара, т.е. его оценка с учетом общественно- необходимых затрат труда на его производство, материалов, сырья с учетом потребительных свойств продукции. Цена продукта играет большую роль в рыночных отношениях.

Как инструмент управления рынком цена выполняет ряд функций:

  1. Учетную.
  2. Стимулирующую.
  3. Регулирующую.
  4. Распределительную.

Учетная функция. Важнейшая функция цены- измерение затрат и результатов труда ( в цену включены затраты живого и овеществленного труда, материалов, сырья, она показывает уровень производительности труда и в конечном итоге- прибыль.

Стимулирующая функция – экономическое стимулирование заключается в учете качества продукции и стимулирование его повышения, в обновлении ассортимента продукции.

Регулирующая функция рыночная цена может отличаться от той, которую хотел бы назначить производитель продукции, в тоже время покупатель всегда стремится уменьшить свои затраты на приобретение этой продукции. Поэтому регулирующая функция цены заключается в том, что товар будет продан, если цена устроит и продавца и покупателя – возникает равновесная цена на продукцию.

Распределительная функция – служит средством перераспределения доходов, получаемых в результате отклонений от стоимости товаров для решения социальных и экономических задач ( за счет налогообложения- уменьшения налога на прибыль предприятиям выпускающих жизненно-необходимые ЛС , бесплатный и льготный отпуск некоторым категориям населения).

Существует несколько видов цен:

  1. Розничная.
  2. Отпускная ( свободная отпускная и оптовая)
  3. Твердая (фиксированная) или плавающая.
  4. Фактурная.

Розничная цена- это цена продажи товара конечному потребителю ( главным образом населению) поштучно или мелкими партиями. Свободные розничные цены и тарифы определяются розничными торговыми предприятиями самостоятельно, исходя из свободной отпускной цены производителя или цены поставщика и торговой надбавки.

Отпускная цена производителя продукции состоит из себестоимости продукции, дохода производителя.

Оптовая цена поставщика состоит из свободной отпускной цены производителя и торговой надбавки поставщика.

Фиксированная цена – это цена, установленная на товар в определенной цифре, а плавающая – зависит от партии закупаемого товара ( все это оговаривается в договоре поставки продукции).

Фактурная цена – определяет базисные условия поставки товара по договору, определяя обязанности продавца и покупателя по доставке товара и установлении момента перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя. Базисные условия определяют, кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара от продавца до покупателя.

Возможны 3 варианта: 1. Все оплачивает поставщик.

2. Все оплачивает покупатель.

3. Расходы делятся между поставщиком и покупателем.

Организации, действующие в рыночных условиях ориентируются на следующие цели ценообразования:

1. Увеличение объема продаж.

2. Увеличение текущей прибыли

3. Обеспечение выживаемости в условиях конкуренции.

Цены, ориентированные на увеличение объема продаж будут зависеть от спроса и предложения, а также от желания увеличить объемы реализации. Обычно при увеличении цены снижается спрос на продукцию, но на реализацию некоторых ЛС это иногда не будет влиять – если нет замены этому препарату, бесплатный отпуск по рецептам врача, если покупатель уверен, что повышение цены оправдано высоким качеством ЛС ( более дорогой Стугерон - Венгрия предпочтительнее циннаризину – Польша, т.к. считают, что венгерские препараты более качественные. Если спрос на ЛС эластичный – ( когда покупатели быстро реагируют на увеличение цены), то нужно задуматься о снижении цены, она принесет больший доход , т.к. увеличится реализация товара. Но это выгодно, если нет увеличения затрат на производство и сбыт товара.

Цены , ориентированные на увеличение текущей прибыли устанавливаются, чтобы, покрыть затраты и получить прибыль. Выбирается цена, обеспечивающая максимальную прибыль и полное возмещение затрат, с учетом нормального спроса на товар.

Цены, ориентированные на выживание в условиях конкуренции – при выборе такой цены нужно знать цены и качество товаров у конкурентов. Эта цена м.б. основой для образования собственной цены на товар, при этом нужно учитывать, что эта цена должна покрывать затраты аптеки.

В зависимости от времени пребывания товара на рынке существуют различные подходы к ценообразованию:

1. Ценообразование на новые товары.

2. Ценообразование на устоявшиеся, ходовые товары.

Ценообразование на новые товары. несколько методов используется:

1. Ценообразование проникновения – в этом случае цель- увеличение продаж, товар поступает на рынок с низкой ценой для привлечение большего количества покупателей и доли рынка, сдерживания конкурентов.

2. Ценообразование на основе психологии покупателя- цена устанавливается чуть ниже , установленной на рынке на аналогичный продукт и чуть ниже определенной круглой суммы ( 4,99 руб).

3. Ценообразование на основе репутации фирмы - на престижные товары, товары известных фирм, например Аспирин фирмы «Байер» стоит в 5 раз дороже аспирина других компаний и в 20 раз отечественного. Чтобы установить такие цены, нужно быть уверенным в качестве своего товара.

4. Метод «снятия сливок» - высокая начальная цена устанавливается для товара, чтобы «снять сливки» и обеспечить прибыль. Это приемлемо, если кампания много затратила на разработку и выпуск товара и предвидится в ближайшее время появление на рынке аналогичного товара у конкурентов или если товар новый и в ближайшее время не предвидится ему замены, рынок этого товара растет медленно.

5. Ценообразование на основе конкуренции - когда используют цены конкурентов в качестве основы для формирования своей. Этот метод очень популярен, т.к. текущий уровень цен устраивает и покупателя и продавца, не требует значительных затрат на изучение спроса, зависимости его от изменения цены .

Ценообразование на устоявшиеся на рынке товары. Цены меняются в зависимости от того, на сколько долго товар присутствует на рынке, поэтому существует 3 подхода:

  1. Сохранение цены – это возможно если на сегменте рынка продажи этого товара нет большого числа конкурентов и если цена устраивает производителя ( достигнуты цели ценообразования). В этом случае используются следующие виды цен:

а) долговременная цена, она мало изменяется, обычно это на товары массового спроса;

б) гибкая цена – быстро реагирующая на изменение спроса и предложения как в сторону увеличения, так и

снижения;

в) цена потребительского сегмента, когда на одни и те же товары разные цены рассчитанные на различных

покупателей;

  1. Снижение цены - может быть защитной мерой в условиях конкуренции или наступательной стратегией, если падают расходы. В этом случае используются следующие виды цен:

а) скользящая падающая цена- по мере насыщения рынка цена падает и если покупатель быстро реагирует на

уменьшение цены, то для увеличения продаж продавцу выгодно снизить цену.

б) преимущественная цена, если производитель один на рынке и его продукция имеет высокий престиж у

покупателей. И некоторое понижение цены позволит предприятию сохранить свое преимущество на

рынке перед конкурентами.

в) цена ниже, чем у других предприятий, чаще применяется к взаимодополняющих товаров, они могут быть

реализованы по своим обычным ценам вместе с товаром, цены на которые снижены. Здесь главное

привлечь внимание на реализацию этих товаров, а товары, цены на которые снижен - это своеобразная

реклама.

  1. Увеличение цены – м.б. вызвано различными причинами : инфляцией и ростом затрат на производство,

падение доходов населения, резкое увеличение спроса на продукцию.

 

Система регулирования цен на лекарственные средства.

Цены на ЛС учитывают особенности ЛС как товара, в том числе и социальные. Задачами правительства в области ценообразования на ЛС заключается в осуществлении контроля над расходами бюджетных средств на эти цели, гарантированной возможности приобретения ЛП по доступным ценам.

В условиях рыночной экономики цены на ЛС, ИМН и другие товары аптечного ассортимента стали свободными учитывают действие объективных законов экономики: спроса, предложения, стоимости.

Свободные отпускные цены устанавливаются изготовителями ЛС по согласованию с потребителями исходя из себестоимости и качества продукции. В свободные отпускные цены включены налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством.

Свободные оптовые цены на товары, реализуемые оптовыми посредниками, формируются с учетом размеров торговых надбавок, которые устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ, в них учитываются расходы по закупке, транспортировке, реализации продукции, а также прибыль.

Свободные розничные цены определяются на товары аптечного ассортимента ( кроме ЛС, ИМН, МТ) аптечными организациями в соответствии со сложившимся спросом и предложением ( наличием этого товара на рынке), качества товара и уровнем ИО аптеки.

Розничные цены на ЛС, ИМН, МТ зарегистрированные в МЗ РФ, устанавливают с учетом допустимых торговых надбавок к свободной отпускной цене завода-изготовителя или к отпускной цене поставщика.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 года № 870 « О государственной поддержке развития медицинской промышленности улучшения обеспечения населения и учреждений ЗО ЛС и ИМН» формируются розничные цены на ЛС отечественного, импортного производства, в т.ч. включенных в Реестр жизненно-необходимых и важных.

В целях государственного регулирования цен на ЛС и эффективного и экономного использования бюджетных средств, Правительством РФ установлен перечень жизненно необходимых и важнейших ЛС и утверждено положение о регулировании цен на эти ЛС. – Постановление Правительства РФ от 9 ноября 2001 года № 782 « О гос. регулировании цен на ЛС».

В постановлении установлен порядок государственной регистрации предельных отпускных цен отечественных и иностранных производителей на ж.н. и важнейшие ЛС, внесенные в Государственный реестр цен на ЛС; она производится бесплатно для производителей. Выше этой зарегистрированной предельной цены производители не имеют право реализовывать эту партию ЛС. Для гос.регистрации предельной отпускной цены на ЛС производитель ЛС представляет в МЗ соцразвития РФ заявление с пакетом документов (в 3-х экземплярах) :

1. Копии документа, подтверждающего наличия лицензии на производство ЛС.

2. Копии регистрационного удостоверения на ЛС.

3. Данные о коде ЛС по ОКП, его количестве в потребительской упаковке и штрих-коде.

4. Проекте протокола согласования и регистрации предельной отпускной цены на ЛС.

5. Справка о расчете предельной отпускной цены ( отечественного или иностранного производителя ).

Министерство в течении 5 дней 2 и 3 экземпляры документов направляет для согласования в Минэкономразвития и Мин. промышленности, науки и технологии, которые в течение 20 дней должны принять свое решение на согласование или отказе в этом .

МЗ соцразвития после этого в течение 10 рабочих дней принимает решение, вносит данные в Гос. Реестр цен и выдает производителю удостоверение о регистрации предельной отпускной цены на ЛС или в течение 5 дней письменно уведомляет в отказе регистрации предложенной цены. Цена выражается в рублях ( импортные ЛС по курсу иностранной валюты на день регистрации цены).

Органам исполнительной власти на местах дано право устанавливать предельную торговую надбавку, применяемую при формировании цены оптовым и розничным звеном товародвижения.

Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 18 января 2002 года № 38 « О предельных торговых надбавках к ценам на ж.н. и важнейшие ЛС» определены торговые надбавки на ЛС включенные в Гос. реестр цен на ж.н.в. ЛС : в оптовом звене – 20%, в розничном звене 30% к фактической отпускной цене отечественного или иностранного производителя..

Постановлением Администрации Волгоградской области от 07. 10. 98 года установлены надбавки на ЛС и ИМН.

Для розничного звена независимо от организационно-правовой формы предельные размеры торговых надбавок -30% от цены оптового поставщика продукции на отечественные препараты, а в случае прямых поставок к цене завода изготовителя;

на импортные ЛС, ИМН – 35 % к отпускной цене производителя- импортера.

У оптового звена – 20% и 16 % соответственно.