ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА.
Цена- денежное выражение стоимости товара, т.е. его оценка с учетом общественно- необходимых затрат труда на его производство, материалов, сырья с учетом потребительных свойств продукции. Цена продукта играет большую роль в рыночных отношениях.
Как инструмент управления рынком цена выполняет ряд функций:
- Учетную.
- Стимулирующую.
- Регулирующую.
- Распределительную.
Учетная функция. Важнейшая функция цены- измерение затрат и результатов труда ( в цену включены затраты живого и овеществленного труда, материалов, сырья, она показывает уровень производительности труда и в конечном итоге- прибыль.
Стимулирующая функция – экономическое стимулирование заключается в учете качества продукции и стимулирование его повышения, в обновлении ассортимента продукции.
Регулирующая функция – рыночная цена может отличаться от той, которую хотел бы назначить производитель продукции, в тоже время покупатель всегда стремится уменьшить свои затраты на приобретение этой продукции. Поэтому регулирующая функция цены заключается в том, что товар будет продан, если цена устроит и продавца и покупателя – возникает равновесная цена на продукцию.
Распределительная функция – служит средством перераспределения доходов, получаемых в результате отклонений от стоимости товаров для решения социальных и экономических задач ( за счет налогообложения- уменьшения налога на прибыль предприятиям выпускающих жизненно-необходимые ЛС , бесплатный и льготный отпуск некоторым категориям населения).
Существует несколько видов цен:
- Розничная.
- Отпускная ( свободная отпускная и оптовая)
- Твердая (фиксированная) или плавающая.
- Фактурная.
Розничная цена- это цена продажи товара конечному потребителю ( главным образом населению) поштучно или мелкими партиями. Свободные розничные цены и тарифы определяются розничными торговыми предприятиями самостоятельно, исходя из свободной отпускной цены производителя или цены поставщика и торговой надбавки.
Отпускная цена производителя продукции состоит из себестоимости продукции, дохода производителя.
Оптовая цена поставщика состоит из свободной отпускной цены производителя и торговой надбавки поставщика.
Фиксированная цена – это цена, установленная на товар в определенной цифре, а плавающая – зависит от партии закупаемого товара ( все это оговаривается в договоре поставки продукции).
Фактурная цена – определяет базисные условия поставки товара по договору, определяя обязанности продавца и покупателя по доставке товара и установлении момента перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя. Базисные условия определяют, кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара от продавца до покупателя.
Возможны 3 варианта: 1. Все оплачивает поставщик.
2. Все оплачивает покупатель.
3. Расходы делятся между поставщиком и покупателем.
Организации, действующие в рыночных условиях ориентируются на следующие цели ценообразования:
1. Увеличение объема продаж.
2. Увеличение текущей прибыли
3. Обеспечение выживаемости в условиях конкуренции.
Цены, ориентированные на увеличение объема продаж будут зависеть от спроса и предложения, а также от желания увеличить объемы реализации. Обычно при увеличении цены снижается спрос на продукцию, но на реализацию некоторых ЛС это иногда не будет влиять – если нет замены этому препарату, бесплатный отпуск по рецептам врача, если покупатель уверен, что повышение цены оправдано высоким качеством ЛС ( более дорогой Стугерон - Венгрия предпочтительнее циннаризину – Польша, т.к. считают, что венгерские препараты более качественные. Если спрос на ЛС эластичный – ( когда покупатели быстро реагируют на увеличение цены), то нужно задуматься о снижении цены, она принесет больший доход , т.к. увеличится реализация товара. Но это выгодно, если нет увеличения затрат на производство и сбыт товара.
Цены , ориентированные на увеличение текущей прибыли устанавливаются, чтобы, покрыть затраты и получить прибыль. Выбирается цена, обеспечивающая максимальную прибыль и полное возмещение затрат, с учетом нормального спроса на товар.
Цены, ориентированные на выживание в условиях конкуренции – при выборе такой цены нужно знать цены и качество товаров у конкурентов. Эта цена м.б. основой для образования собственной цены на товар, при этом нужно учитывать, что эта цена должна покрывать затраты аптеки.
В зависимости от времени пребывания товара на рынке существуют различные подходы к ценообразованию:
1. Ценообразование на новые товары.
2. Ценообразование на устоявшиеся, ходовые товары.
Ценообразование на новые товары. несколько методов используется:
1. Ценообразование проникновения – в этом случае цель- увеличение продаж, товар поступает на рынок с низкой ценой для привлечение большего количества покупателей и доли рынка, сдерживания конкурентов.
2. Ценообразование на основе психологии покупателя- цена устанавливается чуть ниже , установленной на рынке на аналогичный продукт и чуть ниже определенной круглой суммы ( 4,99 руб).
3. Ценообразование на основе репутации фирмы - на престижные товары, товары известных фирм, например Аспирин фирмы «Байер» стоит в 5 раз дороже аспирина других компаний и в 20 раз отечественного. Чтобы установить такие цены, нужно быть уверенным в качестве своего товара.
4. Метод «снятия сливок» - высокая начальная цена устанавливается для товара, чтобы «снять сливки» и обеспечить прибыль. Это приемлемо, если кампания много затратила на разработку и выпуск товара и предвидится в ближайшее время появление на рынке аналогичного товара у конкурентов или если товар новый и в ближайшее время не предвидится ему замены, рынок этого товара растет медленно.
5. Ценообразование на основе конкуренции - когда используют цены конкурентов в качестве основы для формирования своей. Этот метод очень популярен, т.к. текущий уровень цен устраивает и покупателя и продавца, не требует значительных затрат на изучение спроса, зависимости его от изменения цены .
Ценообразование на устоявшиеся на рынке товары. Цены меняются в зависимости от того, на сколько долго товар присутствует на рынке, поэтому существует 3 подхода:
- Сохранение цены – это возможно если на сегменте рынка продажи этого товара нет большого числа конкурентов и если цена устраивает производителя ( достигнуты цели ценообразования). В этом случае используются следующие виды цен:
а) долговременная цена, она мало изменяется, обычно это на товары массового спроса;
б) гибкая цена – быстро реагирующая на изменение спроса и предложения как в сторону увеличения, так и
снижения;
в) цена потребительского сегмента, когда на одни и те же товары разные цены рассчитанные на различных
покупателей;
- Снижение цены - может быть защитной мерой в условиях конкуренции или наступательной стратегией, если падают расходы. В этом случае используются следующие виды цен:
а) скользящая падающая цена- по мере насыщения рынка цена падает и если покупатель быстро реагирует на
уменьшение цены, то для увеличения продаж продавцу выгодно снизить цену.
б) преимущественная цена, если производитель один на рынке и его продукция имеет высокий престиж у
покупателей. И некоторое понижение цены позволит предприятию сохранить свое преимущество на
рынке перед конкурентами.
в) цена ниже, чем у других предприятий, чаще применяется к взаимодополняющих товаров, они могут быть
реализованы по своим обычным ценам вместе с товаром, цены на которые снижены. Здесь главное
привлечь внимание на реализацию этих товаров, а товары, цены на которые снижен - это своеобразная
реклама.
- Увеличение цены – м.б. вызвано различными причинами : инфляцией и ростом затрат на производство,
падение доходов населения, резкое увеличение спроса на продукцию.
Система регулирования цен на лекарственные средства.
Цены на ЛС учитывают особенности ЛС как товара, в том числе и социальные. Задачами правительства в области ценообразования на ЛС заключается в осуществлении контроля над расходами бюджетных средств на эти цели, гарантированной возможности приобретения ЛП по доступным ценам.
В условиях рыночной экономики цены на ЛС, ИМН и другие товары аптечного ассортимента стали свободными учитывают действие объективных законов экономики: спроса, предложения, стоимости.
Свободные отпускные цены устанавливаются изготовителями ЛС по согласованию с потребителями исходя из себестоимости и качества продукции. В свободные отпускные цены включены налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством.
Свободные оптовые цены на товары, реализуемые оптовыми посредниками, формируются с учетом размеров торговых надбавок, которые устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ, в них учитываются расходы по закупке, транспортировке, реализации продукции, а также прибыль.
Свободные розничные цены определяются на товары аптечного ассортимента ( кроме ЛС, ИМН, МТ) аптечными организациями в соответствии со сложившимся спросом и предложением ( наличием этого товара на рынке), качества товара и уровнем ИО аптеки.
Розничные цены на ЛС, ИМН, МТ зарегистрированные в МЗ РФ, устанавливают с учетом допустимых торговых надбавок к свободной отпускной цене завода-изготовителя или к отпускной цене поставщика.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 года № 870 « О государственной поддержке развития медицинской промышленности улучшения обеспечения населения и учреждений ЗО ЛС и ИМН» формируются розничные цены на ЛС отечественного, импортного производства, в т.ч. включенных в Реестр жизненно-необходимых и важных.
В целях государственного регулирования цен на ЛС и эффективного и экономного использования бюджетных средств, Правительством РФ установлен перечень жизненно необходимых и важнейших ЛС и утверждено положение о регулировании цен на эти ЛС. – Постановление Правительства РФ от 9 ноября 2001 года № 782 « О гос. регулировании цен на ЛС».
В постановлении установлен порядок государственной регистрации предельных отпускных цен отечественных и иностранных производителей на ж.н. и важнейшие ЛС, внесенные в Государственный реестр цен на ЛС; она производится бесплатно для производителей. Выше этой зарегистрированной предельной цены производители не имеют право реализовывать эту партию ЛС. Для гос.регистрации предельной отпускной цены на ЛС производитель ЛС представляет в МЗ соцразвития РФ заявление с пакетом документов (в 3-х экземплярах) :
1. Копии документа, подтверждающего наличия лицензии на производство ЛС.
2. Копии регистрационного удостоверения на ЛС.
3. Данные о коде ЛС по ОКП, его количестве в потребительской упаковке и штрих-коде.
4. Проекте протокола согласования и регистрации предельной отпускной цены на ЛС.
5. Справка о расчете предельной отпускной цены ( отечественного или иностранного производителя ).
Министерство в течении 5 дней 2 и 3 экземпляры документов направляет для согласования в Минэкономразвития и Мин. промышленности, науки и технологии, которые в течение 20 дней должны принять свое решение на согласование или отказе в этом .
МЗ соцразвития после этого в течение 10 рабочих дней принимает решение, вносит данные в Гос. Реестр цен и выдает производителю удостоверение о регистрации предельной отпускной цены на ЛС или в течение 5 дней письменно уведомляет в отказе регистрации предложенной цены. Цена выражается в рублях ( импортные ЛС по курсу иностранной валюты на день регистрации цены).
Органам исполнительной власти на местах дано право устанавливать предельную торговую надбавку, применяемую при формировании цены оптовым и розничным звеном товародвижения.
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 18 января 2002 года № 38 « О предельных торговых надбавках к ценам на ж.н. и важнейшие ЛС» определены торговые надбавки на ЛС включенные в Гос. реестр цен на ж.н.в. ЛС : в оптовом звене – 20%, в розничном звене 30% к фактической отпускной цене отечественного или иностранного производителя..
Постановлением Администрации Волгоградской области от 07. 10. 98 года установлены надбавки на ЛС и ИМН.
Для розничного звена независимо от организационно-правовой формы предельные размеры торговых надбавок -30% от цены оптового поставщика продукции на отечественные препараты, а в случае прямых поставок к цене завода изготовителя;
на импортные ЛС, ИМН – 35 % к отпускной цене производителя- импортера.
У оптового звена – 20% и 16 % соответственно.