Задачи государственного регулирования цен продукции естественных монополий

Очень важным является государственное регулирование цен естественных монополий, так как они в основном производят такую продукцию, которая необходима для нормального функционирования большинства предприятий и составляет значительную часть потребляемых ими ресурсов, поэтому неплатежи предприятий за продукцию естественных монополий могут привести к кризису в масштабах всей экономики страны. Распространение неплатежей является результатом ценовой дискриминации со стороны естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и неограниченных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.

Прежде чем говорить о развитии механизмов государственного регулирования, необходимо отметить, что к естественным монополиям относятся те виды хозяйственной деятельности, которые осуществляются в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь. Остальные виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции. В то же время создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений.

Объективно обусловленные структурные изменения в этих отраслях, позволяющие максимально задействовать конкурентные силы рынка, приведут к ограничению сферы государственного регулирования. Однако правильно проведенная реструктуризация не только ограничит сферу государственного регулирования, но и повысит его эффективность путем четкого разделения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственной деятельности. С этой целью в естественных монополиях необходимо осуществить ряд преобразований, которые будут способствовать решению наиболее острых проблем в этой сфере:

1. регулируемые и нерегулируемые виды деятельности должны быть отделены друг от друга настолько, насколько это возможно в существующих экономических, социальных и политических условиях (в первую очередь следует разделить производственные, транспортные и распределительные функции, а также выделить вспомогательные виды деятельности и т.д.);

2. регулируемые виды деятельности должны характеризоваться открытостью и доступностью информации для органов регулирования, что позволит устанавливать цены (тарифы) на уровне, достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности, и, соответственно, привлечь новые инвестиции;

3. потенциально конкурентные сегменты отраслей должны быть выделены и реорганизованы с целью формирования реальной конкурентной среды на российском рынке. При этом на данном этапе развития социально-экономических отношений нецелесообразна и практически неосуществима реструктуризация существующих монопольных структур. Однако уже сейчас должны быть созданы условия для возникновения и развития независимых частных и государственных компаний, которые могли бы конкурировать с предприятиями-монополистами. Такие компании будут строить свои отношения с потребителями на основе прямых договорных отношений, при этом регулированию будет подвергаться размер оплаты за пользование сетями монопольных структур. Для этого необходим свободный и преимущественный доступ этих компаний к сетевой структуре соответствующих отраслей. Задачей органов регулирования является обеспечение такого свободного доступа для потенциальных участников рынка;

4. следует реконструировать механизм управления компаниями, специализирующимися в сфере естественных монополий;

5. необходимо привести в соответствие с требованиями рыночной экономики инвестиционный процесс во всех отраслях естественных монополий. В настоящее время дополнительные инвестиции производятся преимущественно за счет роста тарифов;

6. с целью сокращения издержек и повышения эффективности хозяйствования во всех отраслях естественных монополий следует сформировать стимулы к сокращению излишней занятости, ликвидации малоиспользуемых и низкоэффективных производств.

До тех пор пока соответствующие меры не будут приняты, невозможно организовать эффективное государственное регулирование, которое должно способствовать консервации неэффективности и высоких издержек, а также ликвидации низкой стоимости акций на фондовом рынке, недостатка инвестирования и конфликтных отношений между предприятиями и органами регулирования.

Оперативная реализация предложенных мероприятий позволить сформировать конкурентную среду там, где это возможно и необходимо, а также осуществлять эффективное государственное регулирование только в тех сферах, где без него нельзя обойтись. Это сможет принести неоспоримые выгоды всем участникам рыночных отношений: потребителям - в виде низких цен; нерегулируемым предприятиями - в форме большей либерализации рынка; регулируемым предприятиям - через установление стабильного режима регулирования, благоприятствующего инвестиционному и техническому развитию.

Основными задачами государственного регулирования цен продукции естественных монополий являются:

· обеспечение баланса интересов потребителей (в виде доступных цен) и регулируемых предприятий (в виде финансовых результатов, привлекательных для кредиторов и инвесторов);

· определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

· стимулирование предприятий отраслей естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.;

· использование возможностей ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики;

· управление развитием экономики в регионах.

Региональные проблемы, которые могут решаться с помощью тарифов электрической и тепловой энергии, заключаются в следующем:

· выравнивание или дифференциация тарифов по субъектам РФ с целью обеспечения равномерного их развития;

· управление режимами электро- и теплопотребления;

· стабилизация экономического положения энергообъектов и их объединений при заблаговременно незапланированном снижении спроса на энергию;

· стимулирование увеличения или снижения спроса на энергию отдельных потребителей или их групп и, соответственно, регулирование экономической активности данных субъектов.