Ценообразование на жилищно-коммунальные услуги

В состав жилищно-коммунальных услуг включаются:

o Представление населению государственных квартир;

o Создание нормальных условий проживания (водоснабжение, теплофиксация, канализация и др.);

o Благоустройство территории (озеленение, санитарная очистка и др.)

Особенности ценообразования на этот вид услуг предопределяется рядом факторов:

o Социальной зависимостью этих услуг;

o Характером производства и потребления. Предприятия, создающие услуги реализуют их самостоятельно без помощи сбытовых и торговых организаций;

o Спецификой местных условий производства;

o Все виды жилищно-коммунальных услуг относятся к числу жизненно важных благ, удовлетворяющих первостепенные потребности населения. Поэтому при установлении цен и тарифов на такие услуги учитывается необходимость обеспечения доступности их всем слоям населения. Цены и тарифы на эти услуги устанавливаются на льготном уровне и не возмещают фактических затрат, связанных с их представлением.

o Дифференциация цен и тарифов по различным категориям потребителей:

- население;

- бюджетные организации, предприятия общественного питания и бытового обслуживания, коммунальные предприятия;

- промышленные, строительные, торговые и прочие коммерческие предприятия.

Данной отрасли экономики присуще государственное регулирование цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию, это, в первую очередь, связано с монопольным положением электроэнергетики в экономике республики.

Тарифы на коммунальные услуги, оказываемые населению, плата за пользование жилыми помещениями регулируются Советом Министров Республики Беларусь.

Тарифы на электрическую и тепловую энергию для юридических лиц, отпускаемую организациям Белорусским государственным энергетическим концерном, регулируются Министерством экономики Республики Беларусь.

Тарифы на тепловую энергию, услуги по тепло- и водоснабжению, канализации и санитарной очистки для юридических лиц регулируют облисполкомы и Мингорисполком.

Принципы формирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги населению и юридическим лицам определены в Положении о порядке формирования цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги с учетом отраслевых особенностей.

При установлении цен и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства используется исключительно затратный метод.

Формирование затрат жилищно-коммунальных служб характеризуется некоторыми отраслевыми особенностями. В себестоимость таких услуг, кроме затрат, предусмотренных типовым положением, включаются расходы по:

Ø техническому обслуживанию сетей и оборудования, находящихся внутри зданий;

Ø техническому обслуживанию и ремонту счетчиков расхода воды и теплоэнергии, установленных у потребителей;

Ø разработке энергобаланса;

Ø оплате услуг связи, вычислительных центров, банков, в том числе по расчетам с квартиросъемщиками, арендаторами.

Расчет тарифов осуществляется:

Ø на услуги водоснабжения – за 1 м3 реализованной и 1 м3 отвода стока в городскую канализацию;

Ø на услуги отопления и горячего водоснабжения – за 1 Гкал тепловой энергии;

Ø сбор и вывоз, обезвреживание бытовых отходов – за 1 м3;

Ø пользование лифтом – 1чел/мес. (за исключением 1 этажа);

Ø техническое обслуживание жилого дома – 1 м2 общей площади жилого помещения.

Население оплачивает коммунальные услуги исходя из фактического потребления данных услуг в натуральном выражении по показателям приборов учета, а если такие приборы не установлены, то по единым республиканским тарифам, которые определяет Совет Министров Республики Беларусь.

Применение льготных тарифов на коммунальные услуги для населения вызывает необходимость использования механизма перекрестного субсидирования. Это означает, что в цены коммунальных услуг для коммерческих организаций, кроме затрат, налогов и платежей в бюджет, установленных в соответствии с действующим законодательством, частично включаются затраты, связанные с предоставлением услуг по льготным тарифам населению. Дополнительно предприятиям коммунального хозяйства из государственного бюджета выделяются дотации и субсидии для покрытия убытков от оказания услуг населению по льготным тарифам.

По мере повышения жизненного уровня населения и создания необходимых условий предусматривается поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования бюджетных дотаций за счет доведения тарифов для населения до безубыточного уровня.

 

 

Литература

 

  1. Ценообразование: учебник /под общ. ред. И.И.Полещук – Мн.: БГЭУ, 2001, с.168-174.
  2. Ценообразование: ответы на экзаменационные вопросы/ О.Э.Шаркова – Минск: «ТетраСистемс», 2009, с.129-130

3. Цены и ценообразование: учебник под ред. И.К. Салимжанова – М.: ТК «Велби», издательство «Проспект», 2003, с 198-209.

4. Ценообразование: учебное пособие/Т.В.Емельянова.2-е издание. – Мн.: Высш.шк., 2003.