Функции цены

Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназна­чение, роль в хозяйственной жизни, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями.

Учетная функция, или функция учета и измерения затрат обще­ственного труда, определяется сущно­стью цены как денежного выра­жения стоимости. Цены показывают, во что обходится обществу удовлетворе­ние потребности в той или иной продукции. Цена опре­деляет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектую­щих изделий на изготовление товара, характеризует, с какой эффек­тивностью. используется труд. В конечном счете цена отражает не только величину совокупных затрат на производство и обращение това­ров, но и размер прибыли.

Эту функцию цены в условиях рыночных отношений нельзя сводить только к измерению затрат. Рыноч­ная цена может значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их об­щественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя и покупа­теля товара. Интерес изготовителя состо­ит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего това­ра, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки. Поэтому окончательная цена может сущест­венно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара.

В условиях же монополизированной экономики, деформированно­го рынка, слабой конкуренции изгото­витель диктует цены, сдержать их может только административное регулирование.

Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопостав­ляет их с затратами конкуре­нтов и за счет снижения затрат, а также улучшения качества товара стремится обогнать их.

В учетной функции цена служит средством исчисления всех стои­мостных показателей. К ним относятся как количественные показатели - валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капитальных вло­жений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др., так и качественные — рентабельность, производительность труда, фондоотдача и т.д. Та­ким образом, цена испрльзуется для опреде­ления эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных реше­ний, важнейшим инст­рументом внутрифирменного планирования.

Сущность стимулирующей функции цены выражается в поощрительном или сдерживающем ее воздейст­вии на производство и пот­ребление различных товаров. Цена оказывает стимулирующее влияние на произво­дителя через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они непосредственно продают продукцию.

С помощью цены можно стимулировать или тормозить научно-технический процесс, экономию затрат ресурсов, улучшение качества продукции, изменение структуры производства и потребле­ния. Стимулирова­ние осуществляется посредством повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к ней.

Распределительная функция цены связана с отклонением цены от стоимости под воздействием рыночных факторов. Эта функция состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении националь­ного дохода (чистого дохода) между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, различ­ными фор­мами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами насе­ления. Так, высокие розничные цены на предметы роскоши и престижные товары обеспечивают перераспреде­ление денежных доходов определённой части населения с помощью бюджета для формирова­ния социальных фондов. Распределительная функция цены проявляется также через акцизы на отдельные группы товаров, на­лог на добавленную стоимость и другие формы централизованного чистого дохода, который поступает в бюджет на общегосударственные нужды. С помощью этой функции цены решаются социальные задачи обще­ства.

Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сфе­рах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения. При появлении дис­пропорций в развитии хозяйства, не­соответствия между предложе­нием и спросом равновесие достигается посредством либо увеличения (сокра­щения) производств, либо посредством роста (снижения) цены, либо одновременно тем и другим способом.

Цена должна заинтересовывать производителя в повышении каче­ства и расширении ассортимента поль­зующихся спросом товаров. В условиях административно-командной системы сбалан­сированность между спросом и предложением практически не обес­печивалась, хотя и предусматривалась планами. Спрос лишь частично регулировался через более высокие цены на особо модные товары, понижение цен на товары, не пользующиеся спросом, сезонные цены (уценки). В переходный период, когда сохраняется дефицит товаров и монопольное положение изготовителей, рост цен зачастую сопровождается сокращением объемов производ­ства. По мере становления рынка и развития конкуренции, достижения сба­лансированности спроса и предло­жения повышение цен должно обусловливаться только улучшением качества продукции, выпуском товаров с новыми потребительскими свойствами. По мере развития рыночных отношений, предпринимательства и кон­куренции эта функция цены будет усиливаться и играть домини­рующую роль при формировании цен на то­вары.

Функция цены как средства рационального размещения производ­ства с переходом к рынку получает все более полное развитие. Она проявляется в том, что с помощью механизма цен происходит перелив ка­питалов в секторы экономики и виды производства более высокой нормой прибыли. Этот перелив осуще­ствляется фирмами под воздействием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу дея­тельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому пред­шест­вуют глубо­кие маркетинговые исследования — глубокое изучение рынка, в том числе и рыночных цен.

Однако в условиях современной украинской экономики, при преобладающем монополизме производи­те­лей, слабом развития конкуренции и высокой инфляции, перелив капиталов пока ограничен. Широко раз­вита торгово-посредническая деятельность, где оборот капитала значительно быстрее, чем в других отрас­лях, и норма прибыли весьма велика. Поэтому предприниматели избегают использования капиталов на раз­витие производства и предпочитают вкладывать их в этот вид деятельности. Инвестиции в производство при срав­нительно длительном его цикле и невысоких темпах инфляции приводят к обесценению вклады­ваемых средств.

Все функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют, а в ряде случаев вступают в противоречие. Так, стимулирующая функция усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увели­че­нию производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это в свою очередь ведет к согласо­ванию спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос. Распределительная функ­ция цены взаимодействует с функцией цены как средства рационального разме­щения производства, способ­ствуя пере­ливу капитала в тот сектор экономики, где предъявляется повышенный спрос на те или иные товары и склады­вается относительно высокая норма прибыли. Учетная функция цены нередко всту­пает в противоречие прак­ти­чески со всеми остальными функциями, особенно со стимулирующей и распре­делительной, а также с функ­цией сбалансированности спроса и предло­жения, поскольку в рыночных усло­виях под воздействием многих факторов цена часто существенно отклоня­ется от издержек производства и реализации. В хозяйственной жизни взаимосвязи между различными функция­ми цены бывают сложными и многооб­разными и должны быть объектом исследования маркетинговых служб.