ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЛЕКСИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

К основным этапам работы над лексикой относятся:

- ознакомление с новым материалом;

- первичное закрепление;

- развитие умений и навыков использования лексики в различных ВРД

1. Ознакомление включает работу над формой слова, его значением и употреблением. Под формой слова понимается его произношение и написание , а

также грамм-е и струк-е особенности. Одним из важнейших условий практического владения лексикой яв-ся создание четких звукомоторных образов .С этой целью широко используется имитация в сочетании со звуковым анализом.

Большое значение имеет кроме того звуко-буквенный ( правила правописания) и буквенно-звуковой ( правила чтения) анализ, которому подвергаются наиболее трудные слова. Анализ стр-ры слова необходим для овладения механизмом словообразования, чрезвычайно важным для языковой догадки и потенциального словаря. Раскрытие значения слова м. осуще-ся различными способами, которые принято объединять в две группы:

а) беспереводные

б) переводные способы семантизации.

К беспереводным способам семантизации относятся:

1) демонстрация предметов, жестов, картин, рисунков и т.п.

2) раскрытие значений слов на ИЯ, для чего могут использоваться:

а) определения - описание значения слова уже известными словами.

б) перечисления:le chat,le chien,le porc- ce sont des animaux.

в) семантизация с помощью синонимов или антонимов;

г) определение слова на основе контекстуальной догадки, которая

основа на понимании общего содержания предложения, на знании фактов.

д) определение значения слова на основе его внутренней формы. Например, cложное слово, состоящее из двух знакомых

компонентов:abat-jour.

К переводным средствам семантизации относятся:

1.Перевод слова соответствующим эквивалентом родного языка.

2.Перевод-толкование, при котором помимо эквивалента на род. яз.

уч-ся сообщаются сведения о совпадении ( или расхождении) в объеме значения. Например: erst- только ( при обозначении времени)

nur- только ( при обозначении количества)

Выбор способа семантизации зависит от ряда факторов:

1) от качеств. хара-к слова;

2) от его принадлежности к активному или пасс. минимуму;

3) от формы презентации новых слов;

4) от ступени обучения и языковой подготовки уч-ся;

5) от места проведения этапа ознакомления.

Подготовка учителя к объяснению новой лексики сводится к следующему:

1) проводится анализ новой лексики с целью определения трудностей (формы, значения, употребления) и, соотв-но их группировка по трудностям;

2) определяется дозировка новых слов и форма организации ознакомления с ними;

3) определяются способы семантизации лексики и пути ее предъявления- индуктивный или дедуктивный;

4) составляется комментарий для каждого отдельного слова и подбирается иллюстративный материал;

5) определяются типы и виды упр-й для первичной тренировки и

последовательность их выполнения.

Упражнения , обеспечивающие первичное закрепление лексики, должны входить в общую систему упр-й, предназначенных для развития умений и навыков использования лексич. материала во всех видах РД. Для них харак-ны следующие особенности:

1) они д. составлять неотъемлемую часть объяснения, выполняя иллюстративную, разъясняющую и контролирующую ф-ции;

2) новые ЛЕ д. предъявляться в знакомом лексическом окружении и в уже усвоенных грамм. формах и стр-х;

3) в упр-ях д. предусматриваться не только элементар. операции, но и сложные умств. действия, развивающие творч. Возможности уч-ся и позволяющие им уже на данном этапе первичного закрепления использовать вновь введенный материал в РД.